=рассылка *Христианское просвещение*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)

Тема выпуска:
Апостол Павел

Автор: свящ. Александр Мень
Источник: АПОСТОЛ ПАВЕЛ. Лекция, прочитанная 12 мая 1989 года. (отредактироавнный вариант)
Опубликовано: Письма апостола Павла, // М., 1998
(www.educenter.sitek.ru/kuz_pa.html).
Неотредактированный вариант лекции см.: www.krotov.info/library/13_m/myen/04/00095.html

 

> Сегодня я расскажу вам об апостоле Павле, о святом Павле — крупнейшей фигуре мировой истории, одном из авторов Нового Завета, имя которого было знаменем борьбы за христианство на протяжении двух тысяч лет истории.

> Адольф Гитлер отзывался о нём с ненавистью, говоря, что он виновник падения Римской империи. Ницше называл его жрецом, который разрушил замысел Иисуса. Крупнейшие ученые, такие как русский историк Николай Глубоковский и немецкий историк Адольф Гарнак, подчеркивали, что только волей и силой апостола Павла христианство вышло на просторы мира. Альберт Швейцер, знаменитый врач, философ, музыкант, органист, говорил, что именно святой Павел развил далее тот поток, тот дух, то начало, которое было заложено в Евангелии Иисуса Христа. И это действительно так.

> Павел — его латинское имя Паулюс, еврейское имя Шаул (Савл)  — родился в  начале I века н.э. на территории современной Турции, на юге Малой Азии, в городе Тарсе, на пересечении влияний Востока и Запада. Воспитан он был в строгих понятиях иудейской веры — единобожия, в строгом следовании фарисейскому, в хорошем смысле слова, благочестию. Родные надеялись, что Савл станет учителем и богословом, поэтому они отправили его в Иерусалим, где он учился у знаменитого раввина Гамалиэля, или Гамалиила. Гамалиил был "патриархом" фарисейской партии. Фарисеи (подчеркиваю, не в дурном смысле слова, а в хорошем) были люди благочестивые, хранившие древние традиции Ветхого Завета. Это был тот самый Гамалиил, который предупреждал Синедрион не выступать против христиан, не преследовать учеников Иисуса.

> Павел вспоминает, что среди своих соотечественников, сверстников, изучавших Божий Закон, он был самым ревностным. И когда он узнал о предстоящей расправе над Стефаном, то пришел туда, чтобы показать, что сочувствует этой казни, он сторожил одежду палачей, бросавших камни в Стефана.

> Но, может быть, именно в тот момент, когда умирал первомученик, в душе у Савла впервые шевельнулось сомнение. Почему эти люди, последователи Иисуса Назарянина, стоят так твердо? Чтобы заглушить свои сомнения, он, возможно, и отправляется в город Дамаск, стремясь в самом зародыше, в колыбели задавить новое движение назарян, ноцрим  — так называли тогда последователей Иисуса.

> По дороге в Дамаск произошло с ним поразительное чудо. Павел сам вспоминает, что Бог открыл ему Сына Своего: Он поверг его на землю, повернул его жизненный путь — и из гонителя Савл становится проповедником Христовой истины.

> Первые ученики Иисусовы были простыми, обычными людьми, можно сказать, что они принадлежали к низшим слоям общества. Они точно и верно, не примешивая своего, донесли до нас в Евангелии Слово Иисуса.

> Но когда это произошло, должен был прийти и пришел новый человек, во всеоружии богословской мысли и силы Божией. Павел был гением, выдающимся мыслителем, первым христианским богословом и первым христианским мистиком, который рассказал о своем опыте.

> В то время в городе Антиохии создавалась первая смешанная община, первая церковь, состоявшая из евреев и греков, сирийцев и италийцев и других жителей этого многонационального города. И надо было устраивать эту общину на каких-то единых началах. Варнава, один из основателей Иерусалимской церкви, отправился за Павлом в Тарс, привел его, и Павел начал свою деятельность в Антиохии.

> Антиохийцы ждали его и надеялись увидеть какого-то особенного человека. Они слышали, что он был гонителем церкви и что благодаря какому-то чудесному видению обратился. Его появление, наверное, вызвало некоторое разочарование, потому что Павел был невзрачным на вид, небольшого роста, рано полысевшим. На первый взгляд, он казался незначительным, но, присмотревшись к нему, можно было увидеть огонь, который горел в его глазах. Это была несгибаемая натура. Вероятно никогда не видевший Иисуса Христа в дни Его земной жизни, он видел Его внутренним оком. Христос обещал, что после того, как кончится Его земная жизнь. Он будет невидимо присутствовать среди людей, будет открываться через Духа Своего, через Утешителя, Заступника. И это исполнилось для многих Его последователей, которые не знали земного лица Христа, но увидели Его очами веры.

> И Павел был первым, кто рассказал об этом опыте жизни во Христе, он пронес весть о Христе по всему миру. Чувство близости Христа было у Павла и его окружения настолько обостренным, что им казалось, что совсем скоро Христос вновь придет на землю посмотреть на жатву, которая ожидается в мире. Поэтому у апостола возник целый план проповеднического завоевания мира.

> Сначала Он со своими спутниками обходил малоазийские города, потом сошел на берег в Европе, проповедовал в Македонии, затем стал спускаться по балканским отрогам на юг, побывал в Афинах, основал церковь в Коринфе. По существу, всё восточное Средиземноморье было охвачено его проповедью. И, проповедуя, Павел дошел до столицы тогдашнего мира, до Рима, где он и окончил свои дни мучеником.

> Сейчас эти расстояния не кажутся нам слишком большими, но тогда не было таких средств передвижения, как сегодня, и Павел пешком, иногда на случайных повозках, преодолевал сотни и тысячи километров по выложенным плитами римским дорогам, которые охватывали весь район колоссальной сетью. Эти дороги сохранились во многих частях мира, от Британии до берегов Средиземного и Черного морей. По таким дорогам апостолы могли двигаться беспрепятственно, полагаясь на свою силу и помощь Божью.

> Павел пишет, что несколько раз он терпел кораблекрушение, что целые сутки носился по морю, зацепившись за обломок. Его, дорожного кочевника, подстерегали тысячи опасностей, когда он ночевал под открытым небом, когда пересекал горные хребты, когда форсировал реки. Простой путник, с двумя-тремя товарищами; сумка, посох и Слово Божие  — и больше ничего.

> Апостол Павел основывал свое благовестие на Ветхом Завете, он проповедовал того же самого Бога, Который открылся его праотцу Аврааму. Когда Иисус призвал его, Павлу и в голову не приходило, что он перешел в другую религию. Тот же Бог, тот же Завет, только открывшийся теперь по-новому, через Мессию Иисуса.

> Он навсегда запомнил звучавшие близ Дамаска в тот день слова: "Савл, Савл, зачем ты Меня гонишь?" Так говорил ему Иисус: "Савл, Савл, зачем ты Меня гонишь?" Савл ведь не знал Его — он знал только Его общину, Его Церковь. И Савл понял, что Христос отождествляет Себя со Своей Церковью, — отсюда начало его великого учения о Церкви как о Теле Христовом, о полном единстве братьев и сестер во Христе.

> Павел был апостолом свободы. Он учил о том, что время религии как Закона проходит, что человек не может быть спасен только соблюдением предписаний и запретов. Конечно, говорил он, Закон свят, а Закон Божий, который дан в Ветхом Завете, тем более свят, и в нём заключаются самые элементарные и самые главные нравственные понятия: не убий, не укради, не прелюбодействуй. Всё это Павел суммирует в словах: люби ближнего, как самого себя.

> Он не отвергал обрядов, но объяснял, что людям они нужны как детоводитель ко Христу, как педагог, как некоторое подготовляющее средство. Потому что каким бы ни был человек нравственным, он не может соединиться с Богом, не может получить высочайший духовный дар, радость полноты единства с Богом.

> Спасение есть торжество и ликование единения с Богом, то, к чему сознательно и бессознательно стремится род человеческий. Павел знал это и потому говорил, что спасаются, соединяются с Богом не через дела Закона, не через праведность человеческую, а через веру в Иисуса Христа, через абсолютное доверие к Нему.

> Может ли человек, один, слабый и смертный, обрести единство с Бесконечным? Конечно, нет... Но Бог сам приходит к людям и воплощает Себя в человеке, чтобы был мост, чтобы была дверь в Вечность. Тот, кто обращается к Христу, слышит голос Безмолвия, видит лик Невидимого. Тот, кто обращается к Христу, может любовью соединиться с Ним.

> Усталый, измученный трудами, апостол Павел говорил: "Не я живу, но живет во мне Христос, я Его раны ношу на себе". Он переживал распятие Христа как собственную смерть, и каждый христианин способен на это. Поэтому Страстная неделя Великого поста для нас — не просто воспоминание о бывших событиях, а глубочайшее сопереживание. Тот, кто умрет с Ним, вместе с Ним и воскреснет. "К свободе призваны вы, братья!" — говорил апостол. Свобода  — это дар Христов. "Я готов умереть,  — говорил он, — чтобы быть с Христом, но я должен людям  — и иудеям, и эллинам, и варварам  — всем". И Павел отдал жизнь свою на служение.

> Он не только проповедовал, но был и первым организатором христианских общин, церквей. Они назывались экклесиями, что значит "народные собрания", и на протяжении первого столетия, когда жил Павел, они очень быстро стали распространяться в местах, где он проповедовал. Крестив людей, приобщив их к Христу, он не оставлял эту церковь без своего внимания. Павел продолжал руководить созданными им общинами, посылал к ним своих посланцев, обменивался с ними письмами, писал послания верующим разных городов. Из этих посланий и сложилась почти вся вторая часть Нового Завета — "Послания Апостольские". Четырнадцать посланий носят имя апостола Павла. Правда, последнее, четырнадцатое, хотя традиционно и приписывается Павлу, принадлежит одному из его учеников, но дух в нём Павлов.

> Эти послания — не богословский трактат или систематическое изложение христианской веры. Он ходил и диктовал, а рядом с ним сидел секретарь, который быстро записывал. И поток его мысли иногда несся бурно, иногда останавливался, он задавал риторические вопросы себе, своим слушателям, адресатам; это одновременно исповедь души: он писал о своих чувствах, о своих страданиях. Жизнь его была очень нелегкой.

> Как все гениальные люди, он был человеком с трудным характером, был вспыльчив, но умел обуздывать себя, умел любить. Многие люди были к нему глубоко и искренне привязаны, и Павел отвечал им такой же нежной любовью. Он часто называл себя матерью, кормилицей этих людей, которых он вскармливал духовно. Он говорил: "Я родил вас во Христе".

> Конечно, его понимали далеко не все. Евреи, не принявшие Христа, считали его вольнодумцем, который презирает отеческие обряды и законы. Для римских властей он был диссидентом, нарушителем спокойствия, возмутителем общества. Для язычников он был человеком, говорящим о непонятных вещах. Для греческих и римских философов он был слишком иудеем, понятия его, связанные с Библией, им были недоступны. Со всех сторон на него обрушивались критика, обличения, гонения. Он сидел в тюрьме, подвергался публичным наказаниям и в конце концов был обезглавлен в Риме.

> Через столетия идет его слово, и дух его присутствует в Церкви и сегодня. Иоанн Златоуст, великий учитель Церкви, в IV веке говорил, что Павел  — величайший из апостолов, он, как птица, летел по миру, возвещая Евангелие. А Реформация в Европе, которая была попыткой Церкви возродиться, началась с того, что Лютер, открыв Послание к римлянам, понял, что значит, что человек не спасается делами Закона.

> Средневековый человек, иногда забывая о сути Нового Завета, думал, что можно заработать у Бога спасение, выполняя определенные установления, что можно заработать единство с Богом чисто формальным путем и потом предъявить Ему счет, как делали древние фарисеи: я выполнил заповеди, я не грешил, теперь, пожалуйста, открой мне путь в Твое Царство. И Лютер понял, что это было страшное заблуждение, что ни один человек не может быть оправдан перед Богом, что все во грехе: и имеющие Закон, и не имеющие, церковные люди, нецерковные, язычники и иудеи  — все под грехом. И он показал, насколько мы, люди, нуждаемся в силе Божией.

> Закон, нравственные принципы говорят нам: "Остановись, это красный свет". Но мы не в состоянии, мы знаем, насколько человек слаб, никакой моральный кодекс не способен переделать нашу натуру. Что же способно? То, что апостол Павел называл благодатью Христовой. Тот, кто находит единство во Христе духовно, тот может стать новым человеком. И поэтому Павел говорит, что суть не в том, чтобы соблюдать обеты или отвергать их, а важна "вера, действующая любовью". Кто станет истинным последователем Христа, тот станет и новым творением. Такова наша цель. Это не церковная идиллия, не подумайте, что я хочу изобразить нашу сегодняшнюю церковную жизнь так, как если бы мы все уже стали "новой тварью", новым творением. Нет, мы только к этому стремимся, это цель, и о ней надо не забывать.

> Апостол Павел был величайшим универсалистом. Он говорил, что во Христе нет "ни иудея, ни эллина, ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного, ни мужчин, ни женщин", то есть все драгоценны для Бога, все, независимо от пола, племени, возраста. Подобный подход был не всегда людям понятен и вызывал возражения.

> Однако такая спорная книга, как сборник посланий апостола Павла, всё же была включена в Новый Завет, и это есть чудо церковной истории. У Павла имелось слишком много противников, чтобы это можно было легко объяснить. Каким образом это произошло? Почему именно его послания стали основой новозаветной доктрины? Потому что того хотел Дух Божий.

> Не подумайте, что читать послания Павла — легкая задача. Прежде всего, синодальный перевод, которым мы чаще всего пользуемся, очень несовершенен. Павел и так писал недостаточно ясно, еще в древности на это обращали внимание читатели. Бурная речь, часто путаная, насыщенная, напряженная; он нередко повторяет один и тот же термин, одно и то же слово, его как бы преследует какая-то мысль. Послания его  — это огонь, клокочущий вулкан, а вовсе не спокойное ученое или философское рассуждение, это, безусловно, буря внутри его души.

> Надеюсь, что в скором времени появятся и новые, более совершенные переводы, более точно передающие мысль апостола. Тем не менее, читать его послания надо медленно, внимательно, просматривая параллельные места. Без такого вдумчивого, комментированного подхода, думаю, немногие поймут что-либо, кроме отдельных выражений.

> Павел умел иногда выражаться четко и лапидарно. Ему принадлежит изречение: "Кто не работает, тот не ест". Он дал много ясных, ярких формулировок, которые остались в культуре, остались в разговорной речи. Например, есть такое выражение  — "жало в плоть". Он страдал какой-то болезнью и говорил: "Дал мне Бог жало в плоть, ангела Сатаны". Что это была за болезнь, неизвестно. Некоторые историки считают, что он, подобно многим великим людям, Наполеону, Юлию Цезарю или Магомету, страдал эпилептическими припадками, но нигде мы не видим доказательств этому. Во всяком случае, болезнь не делала его слабым и немощным. Пройти такие испытания, пересечь целые страны пешком, бороться, полемизировать, защищаться, сидеть в тюрьмах, подвергаться пыткам и выстоять, и продолжать проповедовать Слово Божие — такое может только очень крепкий человек.

> Вот таков апостол Павел — нежный, любящий, тонкий, даже ранимый, и одновременно грозный, твердый, неустрашимый, несгибаемый, иногда очень суровый, резкий и даже запальчивый. Иоанн Златоуст говорит о нём: "Хотя он и Павел, но всё же он был человек". Да и Церковь никогда не изображала его сверхчеловеком. Конечно, рядом с личностью Иисуса Христа он проигрывает. Как бы ни был он велик, он только человек. Христос всегда возвышается над человеческим уровнем. Но ведь апостол Павел никогда не считал себя ни основателем, ни вестником новой религии, он всегда говорил, что он лишь посланник Иисуса Христа, который проповедует Его Радостную Весть, Его Евангелие. У Павла была удивительная особенность: он чувствовал присутствие Христа, присутствие Духа Божия, и всегда  — какие бы жизненные шаги ни совершал,  — он молился и знал, что ему подскажется, что делать, то есть он жил постоянно под Руководством.

> Уверен, что не ошибусь, если скажу: апостол Павел еще не понят до конца, и далеко не исчерпано его великое наследие. Он питал мысли мощных умов всех времен и нашего столетия тоже. И самые ожесточенные нападки его врагов от древности до современности, которые пытаются представить апостола исказителем христианства, лишь подтверждают величие его личности.

Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов! 
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
<= предш. вып. о святых
<= предш. вып. о посланиях НЗ
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»