=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Автор: свящ. Анри Каффарель
Опубликовано: В ПРИСУТСТВИИ БОГА. Сто писем о молитве
(письмо 43)
// Брюссель: "Жизнь с Богом", 1992.


> "ЖИВЕТ ВО МНЕ ХРИСТОС"

> Христианская молитва — это не просто человеческая активность, но таинственная, божественная реальность: молитва Самого Сына Божия, привитая к человеческому сердцу.

> Знаем мы это или нет, мы присутствуем при молитве Христовой. Творить молитву значит занять наше место в сердце Христа молящегося (1. "Я молился о тебе").В часы уныния, расслабленности или растерянности, когда пересыхают источники молитвы, возможность молиться остается, тем не менее, всегда: молиться о том, чтобы Христос обратился от нашего имени к Отцу (2. Он непрестанно ходатайствует за нас).  — Но Христос желает еще большего. Не довольствуясь тем, что молится за нас, Он стремится соединить нас с Собою в любви, чтобы мы жили Его жизнью и молились Его молитвой (3. "Если бы ты знала дар Божий").Итак, молитва состоит в том, чтобы полностью предать себя освящающей энергии Христа прославленного, действующего непрестанно, создающего из всего творения безмерное и единое Тело, трепещущее целиком сыновней молитвой (4. "И просветит тебя Христос").Так, что в молитве каждого христианина, какой бы убогой она ни казалась, Отец распознает молитву Самого Сына Своего Возлюбленного (5. Уже не я молюсь...).  — Эта молитва Христа в нас есть семя среди терний. Наше дело — непрестанно способствовать его возрастанию, прореживая разрастающиеся обильно мысли и желания, грозящие его задушить (6. Семя среди терний).Мало-помалу и по мере того, как мы будем соглашаться на это всем нашим разумением и всем сердцем, молитва Христа усилится в нас и овладеет всем нашим существом (7. ...Но Христос молится во мне).Творить молитву, тем самым, означает не столько молиться самому, сколько внутренне присоединяться к совершенной молитве, к живой молитве Христа (8. Его молитва есть моя молитва).Вот она здесь, вся проникнутая трепетом сыновней любви Сына к Своему Отцу; она дает нам возможность обращаться к Отцу с невообразимым дерзновением: "Авва, Отец возлюбленный!" (9. Отец возлюбленный...).  — Отождествиться с Христом нам надлежит в Духе Святом так, чтобы мы могли сказать поистине: я живу, я молюсь, но это уже не я, это Христос живет и молится во мне (10. Прийди).


> 43. "Если бы ты знала дар Божий!"

Никогда не забывайте, что для того, чтобы идти к Богу, нужно пройти через Христа. Слово "пройти" может ввести Вас в заблуждение: речь не о том, чтобы на пути к Богу миновать Христа, как если бы Бог ожидал нас где-то вне. Но только лишь через Христа, со Христом и во Христе можем мы найти Отца.

Итак, невозможно сделать ничего лучшего, чем только любить Христа. Вот почему Вам незачем бояться, что молитва Ваша, как Вы мне пишете, будучи диалогом со Христом, отдаляет Вас от Отца. "Филипп, разве ты не знаешь, что видевший Меня видел Отца?" (ср. Ин 14.19). Таким образом предоставьте дружбе Христовой, столь непредвиденно возникшей в Вашей жизни, охватить Вас и проникнуть в Вас. Но постарайтесь хорошо ее понять.

Вы найдете в ней все богатства дружбы человеческой, ибо Христос есть человек поистине; Его человеческая природа не была просто маскарадным костюмом, надетым на время, а затем сброшенным после тридцати трех лет земной жизни. Сын Божий поистине воплотился, и Он любит Вас сердцем из плоти, а не какой-то любовью не от мира сего, о которой еще можно было бы спросить, в чём же состоит эта любовь? Или лучше так: Он любит Вас любовью иной, нежели любовь человеческая, любовью божественной; но любовь эта, чтобы сделаться для Вас доступной, позаимствовала человеческое сердце и выразилась на человеческом языке, — слово "язык" следует понимать здесь в самом полном смысле: Он не только сказал нам о Своей любви при помощи слов  не называю вас рабами, но Я назвал вас друзьями" (Ин 15.15), но Он и явил нам это Своими делами и поступками. Вспомните:

Женщины пришли ко Христу, подталкивая перед собой своих детей, чтобы Он их благословил; апостолы, как люди серьезные, у которых нет времени на пустяки, запретили им приблизиться; но тогда Иисус привлек к Себе этих взъерошенных мальчишек и взял их на руки, как бы в знак протеста: почему вы лишаете Меня такой отрады  — общаться взглядом и словами с самыми маленькими? (Мк 10.13-16). Не правда ли, в такой реакции Христа выражается его чисто человеческая нежность? И когда Лука показывает нам Его останавливающим скорбную процессию, сопровождавшую на кладбище единственного сына вдовы, когда он говорит нам, что "Иисус сжалился", то как можно сомневаться в том, что при виде слёз этой матери Христос вздрогнул от сострадания (Лк 7.11-17)? Еще более выразителен эпизод, который приводит св. Иоанн: Иисус при виде Марии, сестры Марфы, охваченной скорбью из-за смерти своего брата, "восскорбел духом и возмутился... прослезился" (Ин 11.33-35), и тогда стоявшие там Иудеи справедливо сказали: "Смотри, как Он любил его".

Сколь же человечным предстает перед нами на стольких страницах Евангелия сердце Иисуса! Намного более человечным, чем наше собственное сердце, которому так трудно держаться верной середины между чересчур человеческой, легко приходящей в расстройство чувствительностью, и бесчеловечным самообладанием, когда оно ожесточается, чтобы не уступать.

Когда вы приближаетесь ко Христу в молитве, пусть Ваша вера стремится распознать Его дружбу, благоговеет, созерцая неизмеримые сокровища Его милосердия; Он желает Вашего присутствия, ибо Он любит вас и не может не затрепетать от радости, когда Вы приходите; поскольку Он любит Вас, Он с нетерпением желает наделить Вас Своими благами, ибо Он Сам сказал, имея в этом опыт: "Более радости давать, нежели принимать". И еще больше радости прощать, нежели давать. И поскольку Он вас любит, Он сочувствует — в самом прямом смысле слова — Он приобщается всем Вашим чувствам.

Дерзните поверить, что в любви Христовой содержатся все элементы человеческой любви: что она трепетная, сердечная, пылкая, нетерпеливая, состраждущая; так Вы воздадите честь истине Воплощения. Вот чего не увидел Грэм Грин, когда он писал в "Силе и славе": "Любовь Божия! Она ведь запалила огнем кустарник в пустыне, не так ли? Она отверзла могилы, разбив их плиты, и силою могущества ее мертвые восстали и шествовали впотьмах! О! Такой человек, как я, пробежал бы не одну милю, скрываясь от этой любви, если бы только почуял, что она рыщет где-то рядом". <{Ч. 3 гл. 3. А.Каффарель почему-то отождествляет Г.Грина с героем романа!}> Сказано великолепно и в определенном смысле верно; но для писателя осталось недоступным то, что эта любовь, именно, — чтобы приблизиться к нам, не ошеломляя, чтобы нас к себе приучить и приручить, — хочется мне сказать, — явила нам свое Сияние, смягченное человеческим обликом. Она одарила нас своими богатствами через человеческое сердце.

Не возражайте, что, мол, Христос-то ведь воскрес. Если воскресение избавило Его от необходимости служить смертной плоти, от усталости и жажды, от печали и скорби, то оно не лишило Его человечности, нежной и великодушной. Благодать не разрушает природу, но совершенствует ее.

Так что тем более необходимо приближаться ко Христу с тем же доверием, с каким бежали к нему палестинские ребятишки, которые не смущались даже недовольством апостолов.

Но остережемся, тем не менее, искать у Него только лишь изумительную человеческую дружбу. Он предлагает нам больше; стало быть, и мы должны надеяться на большее, приходя к Нему.

"Если дружба не находит равенства, она создает его". Христос придал особый смысл старой пословице: Его любовь велит Ему поделиться с нами присущим Ему несравненным достоинством Сына Божия. Он желает сотворить из тех детей земли, какими мы являемся, детей Божиих. Но для этого нам необходимо возродиться. Возродиться от воды и Духа; открыться через участие в таинствах и через молитву, обожествляющему действию Христову; возродиться и не только единократно, но каждый день и каждое мгновение; вот почему нам нужно сохранить связь с Ним, ту связь, которую устанавливает одна только любовь, и только она одна ее поддерживает. Связь, в которой молитве принадлежит исключительное значение.

Почему же христианам так трудно бывает соединить между собой два вида отношения ко Христу: то, при котором видят в Нём брата, друга с отзывчивым и великодушным сердцем, и то, при котором почитают Его, как Единородного Сына Вечного Отца, источника всякой святости? Христос есть Бог и человек одновременно. Не надо делить и выбирать, и прибегать то к Его человеческой дружбе, то к Его обожествляющему воздействию, переходить от одного к другому.

Поскольку благодать склоняет вас искать дружбы Христа, не сомневайтесь, приблизьтесь к Нему, откройтесь любви Его кроткого и смиренного, нежного и сильного Сердца. И не отправляйтесь куда-либо еще, чтобы обрести высочайшие дары Божий: именно через человеческую любовь Христа хлынет на Вас поток божественной жизни; ибо такова воля божественной любви — жизнь, вечно бьющая в лоне Божественной Троицы, сообщается нам через человеческое сердце Христа.

Цель этого голосования  – выявление приоритетных интересов читателей.
Заранее благодарен всем, принявшим участие.

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.info/r2/2/200.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск по теме

Рекомендую рассылку:

"Слово Божие день за днем"

Рассылка содержит тексты из Библии для ежедневного чтения. План чтения основан на двух принципах: как правило последовательное чтение книг Нового Завета, с расчетом прочитать его за год; по воскресным дням и дням главных церковных праздников - чтения, ориентированные на календарь Русской Православной Церкви. Еженедельно - чтения из Ветхого Завета. Обычно используются современные переводы Библии.

Подписаться можно здесь.