=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: "Всякое ныне отложим попечение"

В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контакты указаны в конце этого письма), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Автор: протопресвитер Александр Шмеман.
Заглавие публикации: О Литургии. Всякое ныне отложим попечение
Опубликовано: shmeman.ru/modules/myarticles/article_storyid_313.html.

NB: послушать аудиоверсию (читает автор).

 
серия "Богослужение, литургическая жизнь"
 (примерно 920 слов)

 

> Само слово «литургия» означает «общее дело», несет в себе идею служения другим — миру, людям. И я подчеркивал этот смысл, потому что он указывает на ту, как я говорил, революцию, что произвело христианство внутри самой религии. Если раньше, до явления и проповеди Христа, религия сосредоточена была на идее помощи, защиты, охранения людей от всевозможных страхов, то есть, в каком-то смысле, действительно выражала природный эгоизм человека, то в христианстве (во всяком случае, в замысле и в сущности его) она всецело и до конца оказалась подчиненной заповеди любви, жертвы, самоотдачи и служения. Христианство — это религия Христа. А Христос живет в памяти и опыте Церкви в образе Спасителя, спасающего людей прежде всего Своей самоотдачей, жертвой им. Таким образом, самый первый и глубокий замысел Литургии в том, что она, как общее дело, есть продолжение служения Христа, что она для того и установлена, для того и существует и совершается, чтобы Его любовь и милосердие, Его призыв к человеку, Его заповедь совершенной жизни продолжались бы в мире.

> Тут мы подходим к парадоксу, на котором необходимо остановиться. Ведь религию вообще и христианство  в частности обвиняют всё в том же эгоизме, равнодушии к миру. Эти огромные богатые храмы, эти длинные торжественные службы, которые как бы растворяют наше сознание в своей красоте и уводят от скучной, трудной, часто трагической действительности; эти песнопения, которые призывают нас отложить попечения обо всём земном — всё это разве не доказывает правильности обвинения, правильность знаменитых слов о религии как опиуме для народа? С одной стороны, таким образом, мое объяснение слова «Литургия» как зовущего к действию, означающего действие и делающего всю христианскую жизнь в самом буквальном смысле служением, а с другой стороны — вот это «всякое ныне житейское отложим попечение», этот призыв всё оставить, от всего уйти, погрузиться в сладостное духовное инобытие. Не об этом ли писал Лермонтов в своем «Ангеле»: «И звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли»?

> Так вот: небо или земля? И я думаю, чтобы понять христианское Богослужение во всей его глубине невозможно, если не принять этого в основе его лежащего парадокса. Парадокс же этот, утверждаемый христианством, состоит в том, что по-настоящему служить миру можно только сначала уйдя из него. Для того, чтобы исполнить в нём, в мире то, чему учит, к чему зовет Христос, нужно сначала поднять свой взор, и больше чем взор — всю душу, всё сознание ввысь. Небо или земля? На вопрос этот христианство отвечает не просто: «И небо, и земля», а отвечает так: «Небо на земле». То есть земля, пронизанная небом и небесным, небо как мерило всего земного. И отвечает именно — и прежде всего — своим Богослужением, своей Литургией. Еще одно сравнение: чтобы увидеть окрестности, чтобы понять их красоту, а также и то, в чём они нуждаются, нужно подняться на гору. Как мало видно снизу. И пока мы сами — часть этого низа, этой суеты и шума — что мы видим и что мы знаем? Не познается ли всё только из некоего отдаления, из некоей отрешенности? Пока мы судим о людях и о мире по газетам, по радио, по мимолетным встречам — мы ничего не знаем о них. Но вот, мы поднялись на гору, но вот, мы ушли. И с высоты, и света, и тишины этого восхождения мы видим и узнаём то, чего бы мы никогда не увидели и не поняли, оставшись внизу. Так и богослужение. Да, оно сначала уводит. Да, оно призывает закрыть глаза, затворить слух, не видеть, не смотреть, не слушать, или, вернее, оно призывает смотреть в другую сторону, видеть то, чего мы обычно не видим, услыхать то, чего мы обычно не слышим. «Всякое ныне житейское отложим попечение». «Да молчит всякая плоть человеческая и ничтоже земное в себе да помышляет». «Горе имеем сердца». Поднимем души и сердца, посмотрим ввысь. Да, всё это уход, и к нему всегда призывает, его поистине всегда требует христианство, и он всегда составляет как бы первое движение, первый акт Литургии.

> Вот мы входим в храм. Мы пересекли эту таинственную черту, что отделяет мир, то есть всё то, что мы этим словом называем: заботу, суету, погруженность в повседневность — что отделяет всё это от чего? Посмотрим кругом себя, и в храме мы увидим, в сущности, тот же мир, но совсем в ином обличии, ином свете, ином сиянии. Это пространство, разводящее к Алтарю и самой этой направленностью зовущее нас ввысь, вдаль. Эти лики икон, то есть те же люди, но через образы которых льется к нам свет и радость. Точно слезами, подвигом, молитвой, любовью они так очистили, истончили, преобразили себя, что сами собою являют Небо. И отовсюду в храме льется на нас эта небесная красота и небесная правда. И каким бедным, плоским и пустым кажется теперь только что оставленный нами за дверью храма мир.

> Таков первичный опыт Богослужения. Это уход из мира, но не в какой-то другой мир, а в мир тех же звуков, красок, движений и слов, но в котором все они стали иными, обновленными и преображенными. Итак, когда мы уходим из нашего привычного мира, мы вступаем в мир, в котором мы узнаём наш мир, но преображенный, но очищенный, но весь струящийся светом, добром, радостью и красотой. И в этом опыте и состоит первое назначение богослужения: показать, дать нам почувствовать ту правду о мире, о его замысле, об его Богом данной ему сущности, которых иначе мы не можем почувствовать, потому что духовно ослепли и оглохли. И, как мы увидим дальше, мы вступаем в этот Небом пронизанный мир, мы восходим на эту гору не для того, чтобы просто отдохнуть от этой грубой земной жизни, не для погружения в какую-то сладостную нирвану, а для того как раз, чтобы там, наверху, найти путь подлинного служения во тьме, в суете и в зле изнемогающему миру.


 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)0 (неинтересно - не(до)читал)1 (не понравилось / не интересно) /

2 (малоинтересно)3 (интересно)4 (очень интересно)(замечательно!) 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/5/l10_164.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
NEW! >Страничка сайта в facebook<    >Форум сайта<


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш.  выпуск серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»