=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Священник и Слово Божие
В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контактные данные указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Пожалуйста, не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его, или решите, что читать не будете. Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую.

Редактор

Автор: иеромонах Лев (Луи) Жилле (под псевдонимом Монах Восточной Церкви).
Из книги "Будь моим священником". Перевод свящ. Владимира Зелинского.
// М.: ОПУоаАМ, 2013.

 
серия "Душепопечение, пастырство"
 

 (примерно 1680 слов)


 

> Глава IV. СВЯЩЕННИК И СЛОВО БОЖИЕ

> Мы уже видели, что Иисус во время Тайной вечери не только раскрыл тайну Своего Тела и Крови, но и оставил ученикам глубочайшие наставления. Священнику надлежит передавать слова Иисуса. Церковь и каждый священник пребывают на службе у Слова Божия.

> Что же это за Слово? Прежде всего (хотя и не исключительно) – Священное Писание.

> Священник, диакон, чтец во время Литургии читают Евангелие, Апостол дня, а иногда и Ветхий Завет. Именно этим чтением священник подлинно и торжественно осуществляет свое служение Слова. К этому он должен готовиться, всякий раз прочитывая для себя те священные тексты, которые ему предстоит прочесть перед народом. И всякий раз он должен стараться обрести в них новый и более глубокий смысл. Если каждое чтение Писания во время Литургии для священника – личное событие, то оно должно стать таковым и для верующих. Священник будет столь благоговейно и внимательно читать эти тексты, своей интонацией и продуманно расставленными акцентами  и паузами так выделяя наиболее существенные слова, чтобы у верующих сложилось впечатление, что они как бы впервые слышат и понимают эти старые, столь часто читаемые фразы. Тогда Малый вход1 обретет весь свой смысл. Тогда Евангелие войдет в сердца верующих и будет как бы помещено на трон. Это меч обоюдоострый, которым Писание достигает <до суставов и до мозга костей (Евр 4:12)> слушателей.

> Прочитанное Слово священник должен разъяснить. Такова цель проповеди. От священника зависит, будет ли его проповедь просто словом человеческим или приумножением Слова Божия. В широком смысле проповедь тоже может быть Словом Божиим, если она становится верным отражением Писания, продолжением его в сердцах людей.

> Хорошая проповедь – это не литературная композиция и не упражнение в ораторском искусстве. Она должна быть краткой и простой. Она должна сообщать о чём-то одном, но выразить это так, чтобы затронуть каждого слушателя, поставить его перед лицом Божественного Слова, применимого к его конкретной жизненной или духовной ситуации. Бывают случаи, когда священник может откровенно затронуть серьезные общие вопросы или когда ему надлежит беспощадно атаковать социальную несправедливость или какие-то заблуждения его общины. Но прежде всего проповедь должна быть его личным проникновением в Евангелие. Каждый слушатель должен почувствовать, что проповедь произносится именно для него. Всякая проповедь должна воссоздать перед слушателем особый образ Христа, находящегося перед лицом той или иной конкретной ситуации. Но такой результат станет достижимым лишь тогда, когда священник будет настойчиво просить благодатной помощи Божией при подготовке проповеди. Проповедь не бывает хорошей, если она создана не на коленях. Священник должен мысленно представлять себе особые нужды различных членов своей общины. Также он должен попытаться выразить, неделя за неделей, то, что Господь на Своем собственном опыте открыл ему в событиях повседневной жизни. Ибо можно говорить по-настоящему хорошо лишь о том, что испытал и пережил сам. Каким-то чудесным образом Бог сделает так, что этот опыт священника, разделенный с верующими, станет личным посланием, применимым к ситуации и нуждам каждого, и тогда проповедь будет уже не человеческим словом, но Словом Божиим.

> Это предполагает, что Священное Писание будет постоянно питать священника, что он будет жить им. Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф 4:4). Речь не идет только о том, чтобы время от времени обращаться к Слову Божию, но о необходимости всё свое существование соединить с этим Словом. Породнившись с Писанием, священник и своих прихожан научит читать священные книги с пониманием и благоговением. Он покажет им, что для того, кто умеет читать в Духе Святом, Ветхий Завет постоянно говорит о Христе. Он будет объяснять Писание, сообразуясь с уровнем каждого из слушателей. Кому-то он откроет горизонты современной библейской критики, которая не может быть опасной, если она объективна и уважительна, а иногда даже может оказать и немалую помощь. А в отношении других священник ограничится тем, что укажет на духовный плод, который можно извлечь из каждого отрывка. Он убедит их ежедневно прочитывать несколько стихов священного текста. Это может быть чтением систематическим и постоянным, а иногда – чтением совершенно свободным: открыв Библию на любой странице, увидеть то, что дает душе первый же стих, на который надает наш взгляд. Но если этот стих как будто ничего не говорит нашей душе, следует перейти к следующему стиху или же открыть Библию на другой странице и продолжать чтение до тех пор, пока какое-нибудь слово не поразит нас, не привлечет нашего внимания и не донесет до нас ту весть, в которой мы нуждаемся именно сейчас. Но для священника, как и для верующих, ни один день не должен проходить без того, чтобы Божественные слова Писания не входили в его сердце подобно манне, которая каждый день питала израильтян в пустыне.

> Священник послужит Слову Божию и своим религиозным просвещением молодежи. Но он не станет воздействовать на юные умы, говоря о догматах в отвлеченно-абстрактных терминах. Каждый момент вероучения или этики он свяжет с текстами Писания, раскрывая в нём сперва первичный смысл, а затем его возможные расширения и развитие. Он сумеет показать, что Троица, Воплощение, Искупление – это не какие-то далекие от нашей жизни истины, что они заключают в себе призыв уже сейчас войти в бытие Божие. И прежде всего в центр своего наставления священник поместит личность Иисуса Христа. Ибо цель всякой катехизации в конечном счете состоит в том, чтобы способствовать созиданию интимно-личностной связи между личностью Иисуса Христа и всякой душой. Речь не идет просто об умственном «веровании», но о той живой вере, вере спасающей, о том акте всецелого доверия и послушания, которым сердце отдает себя Спасителю.

> Иногда проводят коренное различие между таинствами и Словом. Но это неверно. Ведь всякое таинство опирается на записанное Слово Божие, обретает силу и действенность от произнесенного Слова Божия и являет собой исключительно благоприятный момент для возвещения и объяснения Слова. Когда священник совершает крещение, миропомазание, венчание, соборование, он может сделать доходчивым и живым это Слово самой манерой произнесения его, делая особый упор на те фразы и в особенности на те евангельские стихи, которые в него включены. Такое чтение само по себе уже может быть просвещением и действенной проповедью. И более того: священник должен в нескольких словах объяснять значение таинства, которое собирается совершить. Ему следует также отделить тех, кто «ответствен» за таинство – крестного и крестную, жениха и невесту или больного – и объяснить им, что речь не идет о каком-то внешнем обряде, но что Сам Иисус будет крестить, или благословлять, или исцелять, и что этот акт потребует вовлечения их воли, их жизни. Священник должен уделить особое внимание подготовке жениха и невесты. Он увидит их стоящими перед ним лицом к лицу. Он скажет им, чего требует и что означает столь редко встречающийся в наше время брачный союз – брак, который должен быть действительно союзом перед Христом и во Христе.

> Находясь рядом с больным, священник посоветует ему доверчиво подчиниться воле Божией, даже если это и не приведет к исцелению. Но в то же время он попросит его полностью довериться милосердию Христову и исцеляющей силе Его. Он скажет, что тело не может быть исцелено, если не очищена, не освящена душа. Помимо таинства соборования священник помолится вместе с больным и о больном, прочитав ему об обетовании исцеления и жизни, которое Писание обещает тем, кто кается, тем, кто верует. Он посоветует больному бесхитростно предать себя в руки Божии. Если речь идет об умирающем, то священник мягкой осторожно поможет ему с верой и любовью подготовиться к близкой встрече со Спасителем, той встрече, которая должна вызывать не страх, а радость.

> Таинство покаяния тоже есть откровение Слова Божия. Священник скажет верующим, что не следует смешивать духовные наставления, о которых они, возможно, только что у него просили, и прощение грехов, даруемое Христом. Важнее всего именно прошение, провозглашаемое священником. Исповедь не должны быть только обрядом, привычкой, формальностью. Она должна быть встречей кающегося грешника и милосердного Спасителя. Она должна быть сокрушением сердца у ног Иисуса. Помимо исповеди и отпущения грехов в собственном смысле священник, вероятно, должен будет дать какие-то наставления, ответить на конкретные вопросы. Он скажет то, что сочтет нужным, кратко и сдержанно. Он попытается пробудить и взрастить совесть грешника, дабы тот мог идти всё дальше, озаряемый внутренним светом. Особенно важно постараться раскрыть грешнику, что Христос любит его больше, чем кто бы то ни было, и пробудить в нём ответ на эту любовь, которая есть начало подлинной дружбы со Христом, Его участия во всех обстоятельствах повседневной жизни. По мере возможности священник будет стараться говорить не собственными словами, а обращаться к словам Евангелия. Он дарует грешнику само Слово Божие, выбирая, в зависимости от ситуации, наиболее подходящие евангельские слова. Он сделает так, что после беседы с ним кающийся унесет в своем сердце ту фразу из Священного Писания, которая станет ответом на его сегодняшнюю нужду.

> Наконец, священник должен сам постоянно развивать в себе способность ко внутреннему слышанию Слова Божия и обучать этому прихожан. Помимо размышления над Словом, помимо возвещения Божественной вести в храме существует еще и личная, внутренняя беседа с Богом. Каждый день нам надлежит учиться погружению наших душ в полное безмолвие и предстоянию пред Господом в преклонении и повиновении. Возможно, тогда Он заговорит с нами, и мы обретем право отвечать Ему, просить у Него повседневных советов, наставлений, которые будут направлять наши помыслы, слова и поступки (даже и те, которые ошибочно представляются нам незначительными). Попробуем войти в этот диалог. Попытаемся услышать этот внутренний голос, говорящий с такой спокойной теплотой и вместе с тем так властно. Если нам кажется, что Бог хранит молчание, останемся и мы смиренно безмолвными перед Ним, лишь открывая себя Его присутствию. Он никогда не откажется говорить с нами. Но откликается Он только внимающему и собранному сердцу.

 

> Господи Иисусе, я повторяю с Тобой то, что Ты сказал Своему Отцу: "Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина" (Ин 17:17). Сделай из меня искреннего служителя Твоего Слова, чтобы я умалился перед ним, горя желанием донести его до людей. Сделай так, чтобы я смог самому себе действительно сказать то, что Ты Сам сказал Отцу: "Я передал им слово Твое" (Ин 17:14). Сделай так, чтобы со всей евангельской силой я мог донести Твое Слово до грешников, больных, скорбящих, до тех, кто не знает Тебя. Но, Господи, я не могу передать Твое Слово людям, если сам с послушанием не принимаю его. Вот почему я умоляю, как умолял отрок Самуил: "<Говори, Господи! Твой раб слушает тебя>" (1Цар 3:10).

> Да будет Слово Твое водителем моей жизни, пусть оно будет даром, который я могу принести всем. Сожги мою грешную жизнь и волю Своим жгучим пламенем. Очисти уста мои и вложи в них слова, которые угодны Тебе. Не мое слово, Господи, но Твое! Принеси меня в жертву Твоему Слову жизни.


> 1 В византийской Литургии Малый вход предшествует чтению Евангелия, которое в это время торжественно выносится из алтаря.

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.
NB! На мобильных устройствах этот метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней будет написать обычное письмо на адрес mjtap@ya.ru.

(затрудняюсь ответить)(неинтересно - не(до)читал)(не понравилось / не интересно) /

(малоинтересно)(интересно)(очень интересно)(замечательно!)

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/7/p03_048.htm

Архив рассылки, формы подписки —» www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —» www.messia.ru

 »Страничка сайта вКонтакте«
»Страничка сайта в facebook«          »Форум сайта«

Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск серии
   
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»