=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пе.1:2)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 9 января 2020 года, четверг.

Выпуск рассылки можно также прочитать на сайте: messia.ru/r3/arh/jer01-2.htm.

Сегодня мы начинаем читать книгу пророка Иеремии (главы 1 и 2).

Перевод и комментарии: Л.В.Маневич. Редактор: А.Э.Графов. // М.: Российское Библейское Общество, 2001. [Этот перевод лег в основу "Современного русского перевода" Библии (РБО).]

На церковнославянском

Синодальный перевод

"Современный русский перевод": без разбиения на абзацы / без примеч. + аудио!

Перевод п/р. М.Кулакова

Перевод "Новый перевод на русский язык" ("Слово жизни"): "Новый перевод"; "Восточный перевод"

Септуагинта (греческий текст)

К
о
м
м
е
н
т
а
р
и
и

к

к
н
и
г
е:


к

гла-
вам:

из 'Брюссельской' Библии и из "Толковой Библии Лопухина" —
см. "Комментарии:" после текста на bible-center.ru
.

Книга пророка Иеремии

1 Вот слова Иеремии, сына Хилкии́, из священников Анато́та, что в земле Вениаминовой. ГОСПОДЬ возвестил ему Свое слово в тринадцатый год правления царя Иудеи Иосии, сына Амо́на. И во времена царя Иудеи Иоакима, сына Иосии, ГОСПОДЬ возвещал Иеремии Свое слово, и позже, вплоть до одиннадцатого года правления царя Иудеи Седеки́и, сына Иосии, до пятого месяца, когда жители Иерусалима были угнаны в плен.

1:1 Вот слова Иеремии... — Значение имени Иеремия (Йирмейя́гу) обычно толкуется как "Господь возвысит". В книге Иеремии упоминаются еще два человека с этим именем: некий рехавит (35:3) и дед царя Седекии по материнской линии (52:1).
Хилкия — то же имя носил первосвященник, который, согласно 4Цар 22:3–10, во времена царя Иосии обнаружил в Храме Книгу Закона. Среди священников и левитов имя Хилкия было весьма распространено (см. 1Пар 6:45; 26:11; 2Пар 34:9; Неем 12:7).
Анатот — город в 5 км к северу от Иерусалима.
Земля Вениаминова — область в Иудее, между Иерусалимом и Бет-Элом. Согласно книге Иисуса Навина, была выделена по жребию племени Вениамина (Нав 18:20,28).

1:2-3 ... тринадцатый год правления царя Иудеи Иосии... вплоть до одиннадцатого года правления... Седекии... — Царь Иосия правил в 640–609 гг. до н. э.; тринадцатый год его правления приходится на 627 г. до н.э. Царь Седекия правил в 597–586 гг. до н.э. Таким образом, здесь говорится о временном промежутке в 41 год (627–586 гг. до н.э.). Число 40 имеет в Ветхом Завете символическое значение (см., например, Быт 7:12; Исх 16:35; Исх 24:18).
 
Согласно Иер 40–44, деятельность пророка продолжалась и после падения Иерусалима, уже при Гедалии.

1:3 Иоаким правил в 609–598 гг. до н.э.

 

1:5 Я знал тебя... освятил... — Глагол йода́ ("знать") здесь имеет значение "избирать" (ср. Ам 3:2, а также Рим 8:29). Исходное значение глагола хикди́ш ("освящать") — "отделять что-либо от области мирского и переводить в область сакрального".

1:7 Куда бы Я тебя ни послал... — Иное понимание: "К кому бы Я тебя ни послал..."

4 Было мне слово ГОСПОДНЕ:

5 — Я знал тебя прежде,
чем дал тебе облик во чреве,
освятил тебя прежде,
чем вышел ты из утробы,
Я пророком поставил тебя для народов.

6 Я ответил:

— О ГОСПОДИ, Боже!
Я говорить не умею,
ведь я слишком молод.

7 И сказал мне ГОСПОДЬ:

— Не говори, что ты еще молод!
Куда бы Я тебя ни послал,
ты пойдешь,
всё, что Я тебе повелю,
ты скажешь!
8 Никого не страшись,
Я с тобою, Я спасу тебя,
                             — говорит ГОСПОДЬ.

9 Простер ГОСПОДЬ руку,
уст моих коснулся.

И сказал мне ГОСПОДЬ:

—  Тебе в уста Я вложил Мое слово.
10 Смотри, Я сегодня тебя поставил
против племен и царств —
искоренять и разрушать, губить и крушить,
строить и насаждать!

11 Было мне слово ГОСПОДНЕ:

—  Что ты видишь, Иеремия?
Я ответил:

—  Вижу миндалевый жезл.

12 И сказал мне ГОСПОДЬ:

— Ты видишь верно,
ибо Я не дремлю,
Я слово Мое исполню.

1:11 ... миндалевый жезл. — Или: "... миндалевую ветвь". Жезл Аарона, по всей видимости, был миндалевым (Числ 17:23). Храмовый светильник был украшен изображениями цветков миндаля (Исх 25:33).

1:12 ... ибо Я не дремлю... — Игра слов: еврейский глагол шака́д ("бодрствовать") созвучен существительному шаке́д ("миндаль"). Возможно, эти слова связаны этимологически (миндаль расцветает первым из всех растений Палестины, в конце января – начале февраля).

13 Снова было мне слово ГОСПОДНЕ:

—  Что ты видишь?

Я ответил:

—  Вижу котел кипящий,
с севера он нависает.

14 И сказал мне ГОСПОДЬ:

— С севера беда нахлынет
на всех жителей земли этой!
15 Ибо Я призову
все народы северных царств,
                             — говорит ГОСПОДЬ. —
Придут они, престолы свои поставят
возле ворот Иерусалима,
вокруг его стен, повсюду,
у всех городов Иудеи.
16 Над нею Я суд устрою
за все ее злодеянья,
за то, что Меня оставила,
богам иным воскуряла,
твореньям рук своих поклонялась.
17 А ты — препояшься,
встань, говори людям
всё, что Я тебе повелю.
Испугаешься их — тебя погублю перед ними!
18 Я сегодня тебя поставил
неприступным градом,
столпом железным,
стеною медной —
против всей земли этой,
против царей и вельмож Иудеи,
против священников,
против народа земли этой.
19 На тебя они ополчатся,
но будут пред тобою бессильны,
ибо Я с тобою,
                     — говорит ГОСПОДЬ.  —
Я спасу тебя.

 

 

 

 

1:16 ... воскуряла... — Здесь употреблен глагол китте́р, буквальное значение которого — "превращать в дым". По представлениям, бытовавшим на древнем Ближнем Востоке, боги питаются благоуханным дымом сжигаемых жертв (ср. Быт 8:20-21; Исх 29:18; Лев 1:9).

1:17 А ты — препояшься... — Смысл этого выражения: "приготовься, будь бодр" (ср. Исх 12:11; 3Цар 18:46; 4Цар 4:29; Лк 12:35). На Востоке носили длинные просторные одежды, которые при быстрой ходьбе или физической работе необходимо было определенным образом подвязывать.

2 И было мне слово ГОСПОДНЕ:

2 — Иди в Иерусалим,
объяви столице:

Так говорит ГОСПОДЬ:
 — Помню Я,
в юности ты была верной,
как невеста, Меня любила,
ты шла за Мной по пустыне,
по землям бесплодным.
3 Израиль — святыня ГОСПОДА,
начаток Его урожая!
Кто его пожирает — виновны,
беда их настигнет,
                             — говорит ГОСПОДЬ.

4 Слушайте слово ГОСПОДНЕ,
потомки Иакова,
все племена Израиля!

5 Так говорит ГОСПОДЬ:

—  Неужели ваши отцы
грех во Мне отыскали?
Почему они от Меня отдалились?
За тщетой пустой они устремились —
и сами в тщету обратились.
6 Не говорили они: "Где ГОСПОДЬ?
Он вывел нас из Египта,
Он вел нас в пустыне,
в краю ущелий безводных,
зноя и тьмы кромешной,
где человек не ходил,
где никто не селился".
7 Я привел вас на тучную землю,
чтобы вы насладились
плодами ее и благом.
Но пришли вы —
и землю Мою осквернили,
достоянье Мое сделали мерзостью!
8 Не говорят священники: "Где ГОСПОДЬ?"
Не знают Меня знатоки Закона,
ваши пастыри против Меня восстали,
именем Ваала вещают пророки.
Поклоняетесь вы идолам бесполезным!
9 Я за это на суд призову вас,
                             — говорит ГОСПОДЬ,
на суд призову и детей, и внуков ваших!
10 На острова китте́ев отправляйтесь, смотрите,
в Кеда́р послов пошлите,
разведайте и узнайте,
бывало ли где такое?
11 Меняют ли своих богов народы?
А ведь эти боги — не Бог.
Мой же народ променял свою Славу
на идолов бесполезных.
12 О небеса, ужаснитесь этому,
от ужаса содрогнитесь!
                             — говорит ГОСПОДЬ.
13 Два преступленья
Мой народ совершил:
он оставил Меня,
живой воды Источник,
а себе водоемы сделал.
Расколются водоемы эти,
воды удержать не смогут.

 

2:2 ... столице... — В оригинале: "Иерусалим". Здесь, как и во многих других местах, Иерусалим персонифицируется в образе женщины. Древнееврейское слово ир ("город") — женского рода.

2:3 ... начаток Его урожая! — Согласно Исх 22:29; 23:19, первые плоды всякого урожая считались достоянием Бога, то есть были священными. Считались посвященными Богу и все первенцы мужского пола (Исх 13:2). В Исх 4:22 Израиль назван первенцем Бога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2:8 Ваал — западносемитское божество, культ которого был распространен также в Израиле и Иудее (3Цар 18:18-40; 4Цар 21:3).

2:10 ... острова киттеев... — Речь идет либо о Кипре, либо об островах Эгейского моря. В любом случае, "острова киттеев" — это малоизвестные земли, лежащие далеко на западе.
Кедар — кочевое племя в северной Аравии, а также регион проживания этого племени. Здесь — жители далеких восточных земель.

2:11 Слава — один из эпитетов Бога (ср. Пс 3:4).

2:12 ... содрогнитесь! — Перевод по конъектуре. Масоретский текст может быть понят двояко: "иссохните" или "будьте опустошены".

2:13 ... живой воды... — Еврейское выражение ма́йим хаййи́м ("живая вода") имеет значение "проточная вода" (Лев 15:13; Зах 14:8).

• ... водоемы сделал. — Речь идет об искусственных водохранилищах, высеченных в камне. Размеры таких цистерн могли быть весьма значительны. Водохранилище, обнаруженное в Гаваоне, имеет 10 м в глубину и 11 м в диаметре.

14 Разве Израиль — раб,
слуга, рожденный в неволе?
Почему же он стал добычей?
15 Молодые львы на него рычат
громким рыком,
превратили землю его в пустыню,
города его сожжены, безлюдны.

16 Жители Но́фа и Тахпанхе́са
голову тебе разбили!
17 Не ты ли сама в том виновна?
ГОСПОДА, Бога твоего, ты оставила,
когда Он вел тебя по дороге!
18 А ныне — что же идешь ты в Египет
пить воду Шихо́ра?
Что же идешь в Ассирию
пить воду Евфрата?
19 Твое злодеяние тебя накажет,
обличит — твоя же измена.
Знай, смотри: на беду и горе
ГОСПОДА, Бога твоего, ты оставила,
страх предо Мной потеряла,
                   — говорит ГОСПОДЬ, Бог Воинств. —
20 В древности Я разбил ярмо твое,
разорвал твои путы.
И сказала ты: "Я служить не буду!"
Но на всех холмах высоких,
под каждым деревом ветвистым
ты развратничаешь, блудница!
21 Насадил Я тебя,
ты была виноградником лучшим,
отборными побегами.
Но горе! Для Меня ты стала
лозою дикой.
22 Не отмыться тебе
ни щелочью, ни мылом!
Грязь греха твоего — предо Мною!
                           — говорит ГОСПОДЬ Бог. —
23 Неужели ты скажешь "чиста я,
к Ваалам я не ходила"?
Посмотри на дела свои в долине,
пойми, что ты совершила!
Верблюдица молодая
мечется по дорогам,
24 дикая ослица, выросшая в пустыне,
задыхается от страсти!
Пыл ее кто умерит?
Всякий, кто к ней стремится,
без труда ее отыщет
в пору случки.
25 Берегись, чтоб не стать тебе босою,
чтобы горло твое не пересохло!
Но подумала ты: "Пустое!
Чужаков люблю я,
к ним ходить я буду".

2:14 Почему же он стал добычей? — В стихах 14-16 содержится намек на египетское вторжение в Иудею. Возможно, речь идет о вторжении фараона Не́хо II в 609 г. до н. э. С этим событием связана гибель иудейского царя Иосии в Мегиддо (4Цар 23:29; 2Пар 35:20-24).

2:15 ... превратили землю его в пустыню... — Употребленное здесь еврейское слово шамма́ означает "ужас, опустошение". Поэтому вся строка может пониматься еще и так: "превратили землю его в ужас".

2:16 Ноф — Мемфис, главный город Нижнего Египта (ср. Иез 30:13,16).
Тахпанхес — город на одном из восточных рукавов Нила (ср. Иез 30:18).
... голову тебе разбили! — Перевод по конъектуре. Другая конъектура: "... голову тебе обрили" (один из видов унижения, ср. Ис 7:20).

2:15 Шихор — восточный рукав Нила.

2:20 ... Я разбил ярмо твое, // разорвал твои путы. — Ср. Лев 26:13. Существует конъектура: "... ты разбила ярмо свое, // разорвала свои путы" (ср. Иер 5:5, а также перевод в Септуагинте: "... ты разбила ярмо свое..." и Вульгате: "... ты разбила ярмо Мое...").
... на всех холмах высоких, // под каждым деревом ветвистым // ты развратничаешь, блудница! — Ср. Ос 4:13-14.

26 Словно вор, что пойман с позором,
опозорен Израиль —
народ, цари и вельможи,
священники и пророки.
27 Дереву они говорят "отец мой",
камень зовут "мать моя".
Не лицом ко Мне повернулись,
а спиною.
Но беда нагрянет — скажут:
"Спаси же нас!"
28 Где же боги ваши,
которых вы сотворили?
Пусть спасают вас, если смогут,
когда беда нагрянет!
В каждом городе твоем, Иудея,
свой бог найдется.

2:33 ... в этом и блудницу // наставить можешь! — Иное понимание: "... к злу ты направляешь свой путь".

2:34 Разве застала ты их за кражей? — Дословно: "За подкопом ты их не застала". Согласно Исх 22:2-3, вор, застигнутый за кражей в ночное время, мог быть безнаказанно убит. В данном же стихе говорится о беззаконном убийстве.
 
Дома на Ближнем Востоке строились из необожженного кирпича, поэтому воры часто проникали в дом, "прокапывая" стены жилища.

2:36 ... бродишь ты непрестанно... — Иное понимание: "... поступаешь бездумно..."
И Египет тебя опозорит, // как Ассирия осрамила! — Иудея стала данником Ассирии в 734 г. до н. э. В тот момент иудейский царь Аха́з попросил защиты у Тиглатпаласара III от израильского царя Факе́я и арамейского царя Реци́на (4Цар 16:7). В 701 г. во время войны между Ассирией и Египтом иудейский царь Езекия выступил на стороне последнего (ср. 4Цар 18:21). Ассирия одержала верх, и Езекия вынужден был заплатить огромную контрибуцию ассирийскому царю Синаххерибу (ср. 4Цар 18:15-16). Согласно 4Цар 19:35, лишь чудо спасло Иерусалим от гибели. В последующем, вплоть до падения Ассирии (614–609 гг.), Иудея оставалась ее вассалом. С 609 г. Иудея попадает под власть Египта. Однако уже через несколько лет, после битвы египтян с вавилонянами при Каркемише (605 г.), Палестина и Сирия оказываются под властью Вавилона. В 601 г. фараон Нехо отражает нападение вавилонян на Египет, после чего иудейский царь Иоаким примыкает к Египту. Это привело к тому, что в 597 г., при царе Иехонии, Иерусалим первый раз был взят Навуходоносором. Навуходоносор увел Иехонию в Вавилон и вместо него сделал царем Иудеи Седекию. В 588 г. Седекия присоединяется к антивавилонской коалиции, возглавляемой фараоном Априем (Хофра). В 586 г. Иерусалим был вторично взят Навуходоносором и полностью разрушен. Значительная часть населения была угнана в плен, государство уничтожено.

Возможно, что в этом стихе, как и в Иер 2:18, Ассирией названа Вавилонская держава.

29 Вам ли судиться со Мною?
Вы все предо Мной виновны,
                             — говорит ГОСПОДЬ. —
30 
Сыновей ваших карал Я тщетно,
наставленье они отвергли!
Меч ваш пожрал пророков ваших,
как лев беспощадный.
31 О вы, живущие ныне,
слово ГОСПОДНЕ поймите!
Разве Я для Израиля был пустыней,
землею мрака?
Почему же народ Мой сказал:
"Мы пойдем, куда пожелаем,
к Тебе не вернемся"?
32 Разве может девица
забыть наряды,
невеста — свои уборы?
А Меня народ Мой не помнит,
давным-давно забыл.
33 Хорошо ты умеешь
любви домогаться,
в этом и блудницу
наставить можешь!
34 На твоей одежде —
кровь бедняков невинных!
Разве застала ты их за кражей?
Но при этом 35 ты говоришь:
"Я невиновна!
Его гнев меня минует".
Я тебя призову к ответу
за слова твои "я не грешила"!
36 Что же бродишь ты непрестанно,
дороги свои меняешь?
И Египет тебя опозорит,
как Ассирия осрамила!
37 и оттуда уйдешь ты,
голову обхватив руками.
Ибо ГОСПОДЬ отверг тех,
на кого ты уповала:
не будет тебе удачи с ними!

 

Буду очень благодарен как за молитвенную, так и за материальную поддержку.
О последней можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.

Постараюсь ответить на вопросы.

Божьего благословения!

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник 
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

Сайт "Христианское просвещение" —» www.messia.ru

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«