=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!

* 8 мая ст.ст., пт (6-я седмица по Пасхе)
{пам. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, †98-117; попразднство Вознесения}
литургические чтения: Деян.19:1-8# v; Ин.14:1-11# v.

>

=начало см. в предыдущем выпуске=

¤ Когда Господь был поднят на крест (ср. Ин.12:32-33), немногие приняли это свидетельство Любви... Но это лишь видимость, потому что то, что Он явил на Кресте, засеяло семенами наш человеческий мир, далеко за пределами Церкви Христовой. Как Христос сказал, Его слово подобно дрожжам, которые кладут в тесто, и они растворяются, становятся незаметными, но затем всё тесто начинает бродить... Слово Христа, образ Его жизни, пример Его смерти засеяли семенами весь мир. До Христа люди не умели ценить человеческой личности. Христос и Евангелие первые провозгласили единственность, неповторимость, драгоценность для Бога каждой человеческой личности, и это откровение стало менять всю обстановку мира. Если теперь среди людей есть понимание ценности личности, если к ней есть уважение, если мы друг на друга смотрим и понимаем, что мы - перед единственным, неповторимым человеком, ради которого ст`оит жить и жизнь отдавать, то это - по слову и по примеру Христа, засвидетельствованному на Кресте, ведь другого, предельно убедительного свидетельства никто не может дать, кроме своей жизни и своей смерти. Вот как возлюбил мир наш Бог, вот каким Он явил Себя, вот какими Он желает нас видеть. Это вознесение на Крест.

¤ А о чём говорит нам Вознесение, которое мы сегодня празднуем, когда Господь восшел во славе и воссел по правую руку Бога Отца? Воплощение Христово уже открывает нам о человеке и обо всём мире нечто дух захватывающее. Человек, оказывается, столь глубок, что он способен соединиться с Божеством, не сгорев в этом пламени, не погибнув от этой встречи. Ветхий Завет нам говорит, что сердце человека глубоко, и опыт людей показывал, что это глубокое сердце ничто земное не в силах заполнить, вся вселенная не может заполнить его, может только Бог. И вот Бог стал человеком. Воплощение показало нам человека во всей дивной, непостижимой емкости: он может стать вместилищем Божества, он может стать храмом Святого Духа. А Вознесение Господне показало что-то, может быть, еще более дивное: человеческую плоть, которую Он принял от Девы, и которую Он отдал на истязания и крестную смерть, - эту плоть Христос не оставляет на земле после Своего умирания на кресте - свидетельства о Божественной любви: Он воскресает в Своей плоти, с язвами на руках и на ногах, с раной в боку, воскресает во свидетельство о том, что и тело человеческое призвано не к тлению, не к смерти, а призвано к вечной, неумирающей, ликующей жизни. И в Своем Вознесении наше человеческое тело, нашу человеческую природу Он возносит на Небо. С Ним наше человеческое тело вступило в таинственные глубины Божественной Троицы. Св. Иоанн Златоуст говорит, что если мы хотим понять, сколь велик человек, не надо взирать на великих людей земли, но надо поднять взор к престолу Божию и там узреть облеченного плотью человеческой Сына Божия во славе Отчей. Он нам явил нашу истинную природу, наше подлинное призвание, показал, куда мы призваны, - одесную Бога Отца.

¤ Но путь этот нелегок, хотя и не своей силой мы его проходим. Когда апостол Петр спрашивал Христа: "Кто же может спастись?" - Его ответ был: "Человеку это невозможно, но Богу возможно всё"... (Мф.19:26; Мк.10:27) Немощь наша не помешает нам подняться до престола Господня, пасть у ног Спасителя, испросить милость себе. Ап. Павел приводит слова Христа, обращенные к нему: "Сила Моя в немощи совершается"... (2Кор.12:9) Не в той, столь нам обычной немощи, когда мы ленивы, бессильны, когда мы не пользуемся той силой, которую Господь нам так щедро дает. Но другой немощи: гибкой, послушной души, немощи, которая заполняет человека, когда сила Божия через него и в нём действует. Как мягкий, слабый парус наполняется ветром и влечет за собой корабль, так и немощь человеческая может быть преисполнена дуновением, дыханием Святого Духа и повлечь нас к победе, к тому берегу, где вечная жизнь. В немощи сила Божия совершается; но для этого надо отдаться в руки Божии, надо отозваться сначала на то вознесение Господне на крест, которое открывает любовь Господню к нам и свидетельствует, как Господь верит в человека: Он готов стать одним из нас и умереть в победоносной надежде, что Его смерть отзовется в каждом сердце, превратит каждую жизнь из земной - в небесную и каждого из нас - в члена - живого, трепетного, хрупкого, и однако непобедимого - Тела Христова.

* * *

¤ Христос, возносясь на небо, как бы отдалился от нас, ушел, но есть тайна радости в этой разлуке: разлука эта временная, и в ней нам открываются наше человеческое призвание (и призвание всей твари), торжество любви, соединение с Богом. И так за Христом уходили, из столетия в столетие, люди, оказавшиеся способными любить Христовой, Божественной любовью. Так отходили - иногда ликуя о своей смерти, а иногда погружаясь во мрак Гефсиманского сада и ужаса слов Христовых: "Боже Мой, Боже Мой! Почему Ты Меня оставил?" - и простые люди, и святители, и подвижники, и мученики, и исповедники Церкви.

* * *

¤ Вознесение Господа - это не оставление Им земли. Это - вознесение, поднятие человека до Бога. Ведь последней задачей искупления было совершенное истребление тленности, присущей падшей человеческой природе, и усвоение ей бессмертия и вечности. Господь, возносящийся на небо в преображенном человеческим теле, именно это и делает. Как "новый Адам", Он возносит в Своем Лице человеческую природу на небо и помещает ее, обновленную, в Царство Отца - в Царство бессмертия и вечности. Вознесение Господа, таким образом, есть завершение искупительного пути, оно завершило путь восстановления падшего человека и осталось на вечные времена величайшим зн`аком того, что и всякий верующий, вслед за своим Искупителем, призван к своему вознесению, усыновлению Отцу и воцарению одесную Его. Вот почему Он сказал: "Когда Я уйду, приготовлю вам место, Я вернусь и возьму вас к себе, чтоб и вы были там же, где Я" (Ин.14:3).

¤ Актом Вознесения обновленной и об`оженной человеческой природы замыкается искупление человека. Но Вознесение не поглощает земное, не заменяет его небесным. Оно соединяет небо с землею, возводит земное на небо, низводя при этом небесное на землю ради восстановления земли. Вознесение не разрывает, а замыкает круг. И оно открывает нам силу, образовавшую неразрывную связь неба и земли, и богочеловеческую цель - об`ожение человека. Эта сила - Животворящий Божий Дух. Дух животворит, и жизнь неустанно движется к вечности. Об этой животворящей силе Духа говорит Сам Христос: "Если Я не уйду (к Отцу), не придет тогда к вам Заступник (Утешитель); а уйду - Я пошлю Его к вам... Когда же придет Дух Истины, Он направит вас к полной истине.... Он навеки останется с вами" (Ин. 16:7,13; 14:16). Вот эта сила Духа, посланного по Вознесении, и соединила небо и землю в один круг, и она же одухотворяет каждую точку круга, т.е. нашего спасительного пути. Без нее немыслимо восстание от тления, движение вперед и возрождение души. Не в этом ли величайшее ободрение верующей душе?! "Я сиротами вас не оставлю" - говорит Христос (Ин.14:18). Дыханьем Божественного Духа наш Спаситель с нами в каждом шаге жизни.

 

* использованы следующие произведения:
   • митр. Антоний (Блум).
   Проповеди на Вознесение Господне 1968. и 1971 гг.
   www.mitras.ru/lubov/lub_vse_68.htm#113
   www.mitras.ru/lubov/lub_vse_71.htm#11
   • еп. Григорий Лебедев. ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА.
   www.krotov.info/libr_min/l/lebedev.html
   • Новый Завет в переводе В.Н.Кузнецовой ("Радосная весть")
   http://messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm#0

 

  <•> Свт. Григорий Нисский: Образ Бога невидимого
               с. Христ.Просвещ./rasylka/002/098.htm#0

Да просветит нас Христос!

 
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Иисус сказал:
'Пусть сердце ваше покинут тревоги!
Вы верите в Бога, так верьте и Мне!
В доме Отца Моего комнат много.
Будь не так, разве Я бы сказал вам,
что иду приготовить вам место?
И когда Я уйду, приготовлю вам место,
Я вернусь и возьму вас к себе,
чтоб и вы были там же, где Я.
А куда Я иду, путь туда вам известен
'.
Фома возразил:
'Господь, мы не знаем, куда Ты уходишь.
Так откуда мы можем знать путь?'
Иисус говорит ему:
'Я – Путь, Истина и Жизнь.
Только через Меня можно прийти к Отцу.
Если вы Меня знаете, вы узн`аете и Отца.
И отныне вы Его знаете, даже видели!
'
Филипп говорит:
'Господь! Покажи нам Отца, и больше нам ничего не надо'.
Иисус отвечает:
'Я столько времени с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп?
Тот, кто видел Меня, видел Отца.
Как же ты говоришь: "Покажи нам Отца"?
Ты не веришь, что Я – в Отце, а Отец – во Мне?
Те слова, что Я вам говорю, Я не от себя говорю -
это Отец, который во Мне, совершает Свои дела.
Верьте Мне:
Я – в Отце и Отец Мой – во Мне
'.*
(Ин.14:1-11)

* * *
*Павел ... пришел в Эфес и встретил там несколько учеников.
Он спросил их:
– Получили ли вы Святой Дух, когда поверили?
– Мы и не слыхали о Святом Духе.
– Как же тогда вы крестились?
– Нас омыл Иоанн.
Павел сказал:
– Иоанн омывал в знак возвращения к Богу.
Но он говорил народу, что они должны поверить
в Того, кто придет после него, то есть в Иисуса.
Узнав об этом, они приняли крещение во имя Господа Иисуса.
Когда Павел возложил на них руки, на них сошел Святой Дух
и они стали говорить на неведомых языках и пророчествовать.
А было их человек двенадцать.*
(Деян.19:1-7)


ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»