=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)



( Начало тут: www.messia.ru/rasylka/008/2332.htm#0 )

> Экуменизм <> есть не только движение среди церковных организаций или
> среди  членов  Церкви.  Экуменизм  есть  попытка  увидеть  во многих
> Церквах - Вселенскую, единую Церковь.

> У  современных  христиан  представления  о вселенной такие же,   как
> у    нехристиан,     контраст  между  масштабами  Церкви  и  Космоса
> не  уменьшился,  а  возрос,  но  вера  во вселенский характер Церкви
> осталась.   И  духовное  значимое  противоречие  здесь  -  не  между
> космическими  просторами  и  узкой пленочкой "мыслящей плесени", как
> кто-то  назвал  человечество,  а  между  космизмом  Христа как Бога,
> Церкви  как Его Тела и обетованием Самого Иисуса: "Где двое или трое
> собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф 18.20).

> Представление  о человеке как о микрокосме было и до Христа. Если бы
> Христос  сказал,  что Вселенская Церковь - в том, кто верует в Него,
> это  было  бы  очень изящно  и непротиворечиво.  Но  ведь  Он сказал
> о  "двух  или трех" -   Вселенская   Церковь не может   ограничиться
> одним человеком. ::

> Догмат  о  единстве Церкви противоречив внешне - внутреннее единство
> Церкви противоречит  внешнему,   видимому   разделению.   Догмат  же
> о  вселенскости  Церкви  противоречив  внутренне,  и  если  по  всей
> вселенной  будет  одна-единственная,  Единая  Церковь,  всё же будет
> оставаться непонятным, чем двое христиан более вселенские, чем один,
> зачем  огромное  здание  -  собор  -  Единой  Церкви, если вселенной
> достаточно  двоих  верующих?  Слово  "кафолическая" - в Символе веры
> именно оно поставлено, а не "экуменическая"  -   может  переводиться
> и  как  "соборная",  и  как  "вселенская".  И  если  последний смысл
> заставляет   нас  воспринимать каждого  спасаемого  Христом человека
> как   вселенную,    а  вселенную воспринимать как спасаемое Христом,
> то  первое    слово   -    "соборная"  -    представляет    спасение
> как  сверхвселенское    дело,    как  акт, не могущий   ограничиться
> одной  вселенной,  требующий  многих  вселенных - в то время как нам
> само  слово о существовании многих вселенных представляется столь же
> логически  абсурдным,    как  абсурдно  фонетически   слово   любовь
> во множественном числе.

> Человек-микрокосм  был для греков натурфилософским, а не религиозным
> понятием.  Иудейский  же  мудрец  сказал, что Бог - всюду, кроме тех
> душ,  которые  отказываются  допустить  Его  в  себя.  Когда Христос
> говорил,  что  ради души грешника пастырь оставит праведников, такую
> заботу не объяснить иначе, как знанием о душе как вселенной, так что
> без  одной-единственной  души уже нельзя  говорить о спасении  мира.
> В  догмате  о  вселенскости Церкви навечно сопряглись в неразрешимом
> противоречии  эти  два мироощущения: Церковь вселенская, ибо спасает
> всю  вселенную,  и  тем  не менее множество людей спокойно ограждают
> себя, свои личные вселенные, от этого спасения.


> Видимого  единства  в  Церкви  не  было  никогда.  Уже при апостолах
> Церковь  состояла  из  множества  автономных  общин,  между которыми
> пролегали   огромные   пространства   неверия.   Не   было  единства
> обрядового.  В  Азии  и  Европе уже во втором веке не совпадали даты
> празднования  Пасхи,   не  говоря  о различиях, которые существовали
> с самого   начала,  -   из-за растянутости коммуникаций. Более того,
> с  первых дней  Церкви   внутри одной  и  той же   общины  возникают
> деления  -  деления  на "иудеохристиан" (соблюдающих все предписания
> иудаизма  и  одновременно  исповедующих Христа) и "просто" христиан,
> бывших   язычников,   от   большинства   ветхозаветных   предписаний
> освобожденных.   Внутри   совершенно   монолитных  по  обряду  общин
> возникает  деление  на  мирян  и священников, а внутри духовенства -
> задолго до всякого феодализма - возникает и детализируется иерархия,
> более всего напоминающая средневековые сословия.

> Одновременно  единство  Церкви  было постоянным и ощущалось столь же
> четко,  как  единство человеческого рода, которое никак не умаляется
> от  разделения человечества на мужчин и женщин, блондинов и шатенов,
> вегетарианцев и людоедов, начальников и подчиненных.

> В  первые два века единство Церкви    не переживалось  как проблема.
> Это   единство   веры,   единство  во  Христе,  и  попытки  возвести
> второстепенные  отличия  в критерий деления на находящихся в или вне
> Церкви  встречались  учителями Церкви прежде всего ласково-ироничным
> недоумением:  "У  вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин";
> "а я Христов". Разве разделился Христос?!..."

> Проблемой    -    кровавой,   занудной   и   пустой   -   становится
> административное,   управленческое единство Церкви  с того  времени,
> как  Римская  империя,    ее  преемники   и продолжатели   заключили
> с Церковью  союз,    пытаясь   сделать Церковь одним из инструментов
> в  оркестре  мира  сего.    В Византии  такое    соединение   Церкви
> и   государства   именовалось   "симфонией".   В  западной  половине
> христианской  цивилизации исполнители сидели иначе, чем в восточной,
> но  симфонии так и не удалось сыграть ни там, ни там. "А вы, друзья,
> как   ни садитесь..."   Самые   громкие   конфликты между Церквами -
> прежде  всего,   католической и православной,  но также католической
> и  англиканской,  католической и протестантской - были на самом деле
> столкновениями государственных структур. Самый ожесточенный характер
> эти  конфликты  имели  поэтому вовсе не там, где были движения духа,
> способные  к  столкновению,  а  там,  где духовную сферу захлестнули
> политические  страсти.  (Ирландия, запад Украины, Югославия - по сей
> день не успокаиваются европейские техасы, где проходит граница между
> церковными  традициями  -  вторичная  по  отношению  к  политическим
> границам.)

> Ссорятся  не  религиозные, а политические субъекты. Униатство - тоже
> ведь от слова "унум", "единая" - вовсе не о единстве Церкви пеклось.
> В конце XVI века, когда уния была провозглашена, она решала проблему
> украинских  земель в составе Польши. В XIX и XX веках, когда указами
> Николая  Павловича  и  Иосифа  Виссарионовича  уния  была  объявлена
> "ликвидированной",   она    стала несуществующей,   конечно,    лишь
> с административной точки зрения -   решалась не церковная  проблема,
> а  имперская.  Церкви  здесь  и в сотнях других случаев было в чужом
> пиру похмелье. :: В единой Римской империи и до, и после утверждения
> христианства  в качестве государственной религии пятеро патриархатов
> (включая  Рим)  были  абсолютно равны между собой. Наоборот, в эпоху
> раздробленности государственных структур структуры церковные активно
> централизовались.    И   даже  на Востоке   (включая восток Европы),
> где  централизация никогда не была полной, именно в XIX веке Церковь
> позаботилась  осудить    филетизм  -     учение  о том, что  границы
> между    отдельными    церквами   должны   совпадать   с   границами
> национальными.     И     название     "автокефальная"    (то    есть
> "самостоятельная")  у  православных  церквей  -  Русской, Элладской,
> Болгарской  -    и по сей  день  есть  обозначение  не национальной,
> а  географической их принадлежности. Итак, проблемы единства церквей
> и единства государств всегда параллельны и никогда не синхронны. (То
> же можно сказать  о соотношении Церкви  и культуры: и достижения их,
> и проблемы часто совпадают, но никогда не сливаются.)

> Драму  церковного  разделения  разыграли  в  свое  время  как  некий
> спектакль новгородские юродивые четырнадцатого века Николай и Федор.
> Они   юродствовали    не поодиночке,    как   это обычно    принято,
> а  объединились в своем юродстве; не просто каждый из них разыгрывал
> какой-то  спектакль,  но они разыгрывали уродливость вдвоем. Николай
> жил   на левом  берегу  Волхова,  на  Софийской   стороне;  Феодор -
> на правом,  на стороне Торговой.   Время  от времени  они  сходились
> на  мосту  и  начинали драться, швыряя друг в друга камнями, комьями
> земли  и палками.  Драка  между святыми - разделенье и раскол Церкви
> в миниатюре!  Что сей сон  значит?!  Новгородцы прекрасно  понимали,
> ибо  время  от  времени сами сходились на этом же мосту и устраивали
> уже  не игрушечные стычки, а настоящие кровавые побоища. Святые лишь
> совестили их: разделены они, конечно, не были.

> Как драка  юродивых  была  лишь слабым отражением  войн мира   сего,
> так  склоки,  расколы, распады в Церкви - всё то, что так привлекает
> внимание  мира  сего,  -  являются  всего  лишь проекцией на Церковь
> разделений этого самого мира.

(продолжение следует)

                        [ Яков Кротов. Размышления об экуменизме.
                          опубликовано:
                          (а) Размышления о разном.
                          М.: Ирина, 1992
                          (б) Журнал "Истина и Жизнь"
                          ## 5,6,7-8 за 1992 год и ## 1-2 за 1993 год.
                          www.catharticles.by.ru/rasnoe/ekumen.htm .
                          (2 печатные пубикации представляют собой
                          различные редакции текста. Вариант,
                          представленный в этом выпуске рассылки,
                          составлен на основе двух версий. На месте
                          фраз, отсутствующих в (б) здесь стоят
                          символы "::".) ]






# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|   Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама  |
|   может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают   |
|                  более 6000 человек. (Пишите!)                  |
|         Буду благодарен за МАТЕРИАЛУЮ ПОДДЕРЖКУ проекта.        |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*... братья, просим вас и именем Господа Иисуса призываем
 жить и дальше так, как мы вас научили, чтобы быть приятными Богу.
 Вы так уже и живете, но старайтесь жить еще лучше.
*Вы знаете, какие наставления мы дали вам властью Господа Иисуса.
 Воля Божья в том, чтобы вы посвятили себя Ему
 и отказались от всякого распутства.
 Пусть каждый блюдет свое "хозяйство" в святости и чести,
 а не пылает похотью, как язычники, не знающие Бога.
 И не вздумайте в этих делах преступать границ
 и посягать на права брата,
 потому что за всё это Господь отомстит ...
 Ведь Бог нас призвал не к тому, чтобы мы жили в нечистоте,
 но призвал к святости.
 Следовательно, тот, кто отвергает это, не человека отвергает,
 а Бога, дающего вам Свой Святой Дух.
*О любви к братьям нам нет необходимости писать вам,
 ведь сам Бог научил вас любить друг друга
 и вы так и относитесь ко всем братьям, живущим в Македонии.
 И всё же, братья, просим вас любить друг друга еще сильнее
 и больше всего стремиться к тихой и мирной жизни.
 Пусть каждый из вас занимается своим делом
 и зарабатывает на жизнь собственными руками, ...
 чтобы и посторонние вас уважали и вы ни в чём не знали нужды.*
                                                         (1Фес.4:1-12)
                                * * *
* Вместе с Иисусом шла большая толпа. Повернувшись, Он сказал им:
            - Кто приходит ко Мне,
               но любит Меня не больше,
               чем любит отца, мать, жену, детей, братьев, сестер,
               не больше, чем саму свою жизнь, -
                       тот не может быть Моим учеником.
              Кто не несет свой крест, идя за Мной,
                       тот не может быть Моим учеником.
        Если кто-то из вас хочет построить башню,
        разве он сначала не сядет и не подсчитает расходов,
        хватит ли у него средств завершить строительство?
        В противном случае окажется, что он, заложив фундамент,
        закончить работы не может. И, глядя на него, все будут
        над ним смеяться  и говорить:
        'Вот человек, начал строить, а закончить не смог!'

        И царь, который собирается на войну против другого царя,
        должен сначала сесть и обдумать,
        сможет ли он со своими десятью тысячами войска
        вступить в сражение с идущим на него царем,
        у которого двадцать тысяч.  И если нет,
        то пошлет послов просить о мире, пока тот еще далеко.

        Точно так же никто из вас не может стать Моим учеником,
        пока не отречется от всего, чем владеет.

              Соль - добрая вещь.
                       Но если соль перестанет быть соленой,
                       чем солить пищу?
              Она тогда ни на что не годна,
                       даже землю ею не удобришь.
              Ее просто выбрасывают!
                       У кого есть уши, пусть услышит!
*К Иисусу приходили послушать Его
 очень многие сборщики податей и другие грешники.
 Фарисеи и учител`я Закона возмущались и говорили:
 "Этот человек принимает грешников и даже ест с ними!"
 Тогда Иисус рассказал им такую притчу:
 "Предположим, у кого-то из вас есть сто овец
  и одну из них он потерял.
  Разве не оставит он остальных девяносто девять в пустыне
  и не пойдет искать пропавшую, покуда не найдет?
  А найдя, обрадуется, взвалит ее себе на плечи
  и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им:
  'Порадуйтесь со мной: я нашел пропавшую овцу!'
  Верно вам говорю, точно так же и на небе будет больше радости
  из-за одного раскаявшегося грешника,
  чем из-за девяноста девяти праведников,
  которым не в чем раскаиваться.
  Или возьмите женщину,
  у которой есть десять серебряных монет и одну она потеряла.
  Разве она не зажжет лампу и не станет мест`и дом,
  усердно ища, покуда не найдет?
  А найдя, созовет подруг и соседок и скажет:
  'Порадуйтесь со мной: я нашла монету, которую потеряла'.
  Такой же, поверьте Мне, будет радость у ангелов Божьих
  из-за одного раскаявшегося грешника".*
                                                (Лк.14:25 - 15:10)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2335.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


************************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»