Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами! |
|||||||||
Этот выпуск открывает новый цикл рассылки... |
|||||||||
Тема выпуска: |
|||||||||
Автор:
свящ. Александр Шмеман
О ВЕРЕ 1 > Сколько бы ни проходило лет, и не лет только, а столетий, удивительные слова пушкинского "Пророка" остаются как бы эпиграфом к судьбе человека на земле. "Духовной жаждою томим..." Сменяют одна другую цивилизации, изменяются формы жизни, меняется лицо земли но неистребимой, неутолимой остается духовная жажда: драгоценный, а вместе с тем и мучительный дар, данный на земле только человеку как признак и как сущность самой его человечности. Драгоценный потому, что влечет человека всегда ввысь, не дает ему успокоиться в одном животном счастье, приобщает его высшим, ни с чем не сравнимым радостям. Мучительный, потому что так часто противоречит его земным инстинктам, делает всю его жизнь борьбой, исканием, тревогой. > Почти всё в мире как бы говорит человеку: откажись от духовной жажды, отрекись от нее и будешь сытым, здоровым и счастливым. Как писал на заре этого века в одном из самых печальных своих стихотворений Блок, "будьте же довольны жизнью своей, тише воды, ниже травы..." И вот возникают целые идеологии, построенные на отказе и отречении от духовной жажды, на ненависти к ней; идеологии, всеми силами стремящиеся к тому, чтобы заглушил в себе человек самый источник этой жажды, чтобы признал ее иллюзией и самообманом и включился в строительство жизни, уже начисто лишенной какого бы то ни было искания. Если чем-нибудь, на глубине, а не только на поверхности, отличен наш XX век от предшествующих, то, конечно, прежде всего, предельным заострением двух противоположных, противостоящих одно другому восприятий человеческой жизни и самого человека. Для одного из них человек потому и человек, что есть в нём духовная жажда, искание, высшая тревога. Для другого только убив ее, начинает человек свою человеческую судьбу. Всё остальное в той борьбе, что ведется в современном мире, в конце концов, второстепенно. Ибо только из этого глубинного, первичного вопроса вытекает всё остальное: политика, экономика, культура, всё то, о чём так страстно спорят и во имя чего борются друг с другом люди. > И потому хотят этого люди или не хотят, сознают они это или нет, но в сердце, в самом центре современности стоит вопрос религиозный. Ибо религия, по самой сущности своей, и есть явление и присутствие в мире именно духовной жажды. Как запах дыма свидетельствует о том, что где-то горит огонь, даже если мы и не видим его, так и наличие в мире религии, каковы бы ни были ее формы, есть несомненное свидетельство, что не перестает в человеке жить духовная жажда, духовное искание... > Нам, правда, стараются доказать, что религия это успокоенность, отказ от борьбы, измена человека самому себе, что она мертвый и неподвижный догматизм, уводящий от острых вопросов и от исканий, однако утверждающие это неизменно замалчивают слова, составляющие сердцевину религиозного опыта и религиозной веры: "Блаженны алчущие и жаждущие", "Ищите и обрящете...", "Не мир принес Я в мир, а меч..." > Примечательно, что борьба с религией у тех, кто ненавидит ее, всегда основана на элементарной, грубой лжи и без этой лжи не могла бы просуществовать ни одного дня. Но ложь эта сегодня столь очевидна, что, может быть, о ней уже и говорить не стоит. А вот о самой духовной жажде, о том, жаждой чего она является, в томлении о чём состоит, исканием чего наполнена, вот об этом говорить нужно, ибо нет, повторяю, сейчас в мире более важной темы. Стоит мир сейчас как раз на том перепутье, о котором говорит поэт:
> Сталкиваются в мире с небывалой силой разные обращенные к человеку призывы. Сходятся и расходятся разные пути. И всё страшнее, всё ярче над ним зарево неслыханных катастроф, небывалых потрясений. "Имеющий уши, чтобы слышать, да слышит..." > Уже не выбраться нам из всего этого частичными мерами, заплатами на распадающейся и истлевающей материи. Опять начинаем понимать мы, почему о спасении, именно о спасении, возвещает Евангелие, почему к гибнущим обращено. И говорит Христос: "Огонь пришел Я низвести на землю, и как томлюсь, пока он разгорится". У нас нет силы явившегося пророку на перепутье шестикрылого серафима. И, однако, каждый в меру своих сил призван сегодня свидетельствовать о главном. > Религия только тогда религия, когда она о главном. Когда она одновременно и проявление духовной жажды человека, и ответ на нее, огонь и очищение, и преображение огнем этим нашей слабой и постыдной жизни. Новый Завет кончается страшными, но и радостными словами: "Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится, праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще. Се гряду скоро... Жаждущий пусть приходит и желающий пусть берет воду жизни даром..." > Только бы не изменить духовной жажде, данной нам, только бы открыть глаза и открыть слух к тому ливню света, любви и красоты, что извечно льете" на нас. Пусть поможет Бог всем нам быть верными и твердыми, смиренными и любящими. Тогда не сможет скрыться свет, извечно светящий в мире, спасение дарованное миру... |
|||||||||
www.messia.info/r2/2/001.htm
|
Желаю всяческих успехов! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков*, священник | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
|
<= предш. вып. темы | ||||
|
![]() |