Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами! |
|||||||||
Тема выпуска: В конце этого выпуска форма для выражения Вашей его оценки. |
|||||||||
Автор:
свящ. Александр Шмеман > ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ > Последний день перед Великим постом всегда назывался в быту прощеным воскресеньем. В этот день читаются в церкви слова Христа: "Если вы не простите от сердца прегрешений друг другу, и Отец ваш Небесный не простит вам прегрешений ваших". Вечером же, в самый канун поста, совершается в церквах обряд взаимного прощения, так что вступаем мы в пост, в период очищения, углубления, освящения нашей жизни примиренными друг с другом. > Совесть есть та таинственная глубина нашего сознания, из которой приходят к нам раскаяние и страстное желание очищения, возрождения, исправления. Именно раскаяние, этот голос совести, и приводит нас как к первому шагу на пути очищения к желанию простить и быть прощенным, вот к этому самому "прощеному" воскресенью. Почему? Почему именно прощение и жажда прощения с такой очевидностью входят в нас одновременно с пробуждением совести, как первое ее требование, обращенное к нам? Да потому, конечно, что совесть и являет нам самую сущность зла и неправды как разделения, как вины перед другими. Достоевский устами старца Зосимы сказал: "Каждый перед всеми во всём виноват..." С первого взгляда эти слова кажутся нам не только каким-то нестерпимым преувеличением, но и попросту абсурдом. > "В чём же я виноват перед другими?" как бы обиженно и надменно спрашивает наш разум, наше "внешнее" сознание. Что же касается "морали", то она, пожалуй, согласится признать, что да, кое в чём, перед кем-то я действительно провинился, но тут же успокоительно прибавляет она разве без этого проживешь? > Оставим разум его недоумению, оставим даже и мораль ее объяснениям и оправданиям. Послушаем совесть там, глубоко-глубоко внутри нас, где тихий, но такой твердый, такой беспощадный голос говорит: виноват. В чём эта вина? Нет, не в одних обидах и ссорах, действительно, пожалуй, неизбежных. Не в поверхностных пререканиях, не в мелочных раздражениях. Нет, эта, вдруг ставшая для меня такой очевидной, вина в другом: в самой моей жизни, насквозь пронизанной себялюбием, и это значит сосредоточенной на мне самом, и это значит отдаленной от "другого", от "других", превратившихся только в средство. Даже когда мы любим любовь эта изнутри отравлена, искалечена "самостью", как если бы и в любви мы хотели любимого только для себя. Совесть, только совесть вдруг с беспощадной ясностью являет нам весь мир как борьбу всех со всеми как постоянную "самозащиту", к потому нападение как арену животной борьбы каждого за то, чтобы выжить. Мы думаем, что враждуют, ненавидят, проливают кровь другие. Государства, народы, правительства. Но посмотрим в себя и мы в себе найдем первоисточник того разделения, той борьбы всех со всеми, в которой проходит и на которую уходит вся жизнь. Только ощутив, осознав это, начинаем слышать мы внутренним слухом правду слов Достоевского: "Каждый перед всеми за всё виноват", как и правду других слов, еще до Достоевского сказанных святым Серафимом Саровским: "Спаси себя и спасутся вокруг тебя тысячи..." > Спаси себя: но это и значит спаси себя, прежде всего, от этого изначального порабощения разделению, от этой внутренней отделенности от жизни, от людей, от ведомого или неведомого состояния борьбы, в котором живем мы. > Простить, быть прощенным! Ведь это и есть поворот от разделения к единству, от вражды к любви, от отделенности к соединению. Ибо простить это не просто. Как мы часто говорим: "перестать обращать внимание" на недостатки других, или, еще хуже, "махнуть рукой" на других. Это ли не равнодушие, не презрение, не цинизм! Простить и быть прощенным может только тот, кто вдруг со всею силой осознал весь ужас отсутствия в мире любви, всю бездонную печаль того одиночества, на которое в своем самоутверждении и себялюбии обрек себя человек. Всё это выражается, всё это звучит в той молитве, с которой обращается Церковь в прощеное воскресенье: "Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю..." > Вот она та светлая печаль, которой одной постигаем мы наконец и корень, и сущность, и силу зла: холод сердец, иссякание любви, торжество в мире одинокого и на одиночество обреченного самоутверждения. Мольба о прощении, жажда быть прощенным... Как маленький ребенок, провинившийся перед матерью, тоскует о потерянном рае и любви, так и каждый из нас узнает, что с этого обращения души, смягчения сердца, с этой жажды примирения начинается в нас разрушение зла. И потому, сколь бы ни было всё "это далеко от нашей холодной, жестокой жизни, в которой силой навязанный "коллектив" не преодолевает, а усиливает одиночество каждого, сколь ни было бы всё это чуждо самому духу нашего времени, только тут: в силе совести, в жажде прощения и в обращении души начало нашего духовного возрождения. |
Пользовательский поиск
|
||||||||
Цель этого голосования выявление
приоритетных интересов читателей. Дело в том, что по некоторым
темам материала больше, чем можно дать в рассылке. Поэтому я буду
отдавать предпочтение книгам/статьям и авторам, которые будут иметь
более высокий рейтинг (средний балл). Голосование почтой: #### нажмите на эту ссылку, в открывшемся письме после слова "Ocenka:" поставьте Вашу оценку выпуска: 1-5 и отправьте письмо! |
|||||||||
www.messia.info/r2/2/073a.htm
|
Желаю всяческих успехов! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
|
<= предш. выпуск темы | ||||