Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами! |
||||||||
Тема выпуска:
Краткий обзор жизни Иисуса Христа (1)
Этот выпуск двойной, и для того чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 приблизительно равные части. |
||||||||
В связи с возникающими
порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:
Редактор-составитель рассылки (чьи контактные данные указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом. |
||||||||
Пожалуйста, не пожалейте
полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете
его, или решите, что читать не будете. Хотя бы
чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу
время впустую. Редактор |
||||||||
> ЧАСТЬ ВТОРАЯ. АСПЕКТЫ ЖИЗНИ И УЧЕНИЯ ИИСУСА ХРИСТА<.....> > Глава 5. ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА: КРАТКИЙ ОБЗОР> I. Хронология жизни Иисуса Христа> В греко-римском мире пользовались несколькими календарными эрами. Наиболее распространенной была эра ab urbe condita (A.U.C.), то есть «от основания города» (Рима)[33]. В первой половине VI века н. э. новый метод исчисления был предложен скифским монахом дионисием. Возможно, он был не большого роста, ибо обычно его называют Дионисием малым. Глубоко уважаемый как богослов, математик и астроном, Дионисий предложил брать за отправную точку рождество Иисуса Христа. В соответствии с этой эрой, годы стали обозначать буквами A.D. (лат. Anno Domini, т.е. «года Господа»). Ко временам Карла Великого (ок. 800 н. э.) система Дионисия уже вытеснила эру ab urbe condita[34]. К сожалению, однако, Дионисий ошибся в своих расчетах как минимум на четыре года. Ирод Великий умер в 4 году до н. э., а значит, Рождество имело место даже раньше. (О том, насколько раньше, мы поговорим чуть ниже.) К тому моменту, когда ошибку Дионисия обнаружили, было уже поздно ее исправлять: она попала уже во многие документы. > Следует отметить, что нулевого года не существует. Поэтому между 1 годом до н. э. и 1 годом н. э. прошел всего один гражданский год, а, к примеру, между 4 годом до н. э. и 4 годом н. э. прошло семь лет. > Для историка особый интерес в жизни Иисуса представляют три даты: рождения, крещения (и начала общественного служения) и распятия. Если их установить, мы получим хорошие хронологические ориентиры. К сожалению, Евангелия дают нам очень мало информации для точного определения этих важных дат, а подчас их информация еще и противоречива. Поэтому полная уверенность невозможна.
> 1. Дата рождения Иисуса
> Новый Завет не дает точной информации о годе, месяце и дне Рождества. Один из немногих хронологических ориентиров состоит в информации, что Иисус родился еще при жизни Ирода Великого. Согласно Мф.2:1-9, Ирода встревожил приход мудрецов с востока, спрашивавших, где родился царь иудейский. на основании данных Иосифа Флавия мы можем высчитать, что Ирод Великий умер вскоре после лунного затмения 13 марта 4 года до н. э. (Иудейские древности 17.6.4). Значит, Иисус родился раньше. Но насколько раньше? Ответить на этот вопрос очень трудно. Матфей и Лука рассказывают о событиях, которые произошли между рождением Иисуса и смертью Ирода, включая принесение младенца во Храм спустя 40 дней после рождения, посещение мудрецов, бегство в Египет, убийство всех детей в возрасте до двух лет в Вифлееме и окрестностях (Мф 2:16). В какой бы последовательности ни располагать эти события, на них должно было уйти, по меньшей мере, два-три месяца[35]. по этому Иисус родился, самое позднее, в декабре 5 года до н. э. или январе 4 года до н. э. Но это могло быть и, скажем, двумя годами раньше (Мф.2:16). > Обычай праздновать 25 декабря в качестве даты Рождества возник лишь в III–IV веке. До этого праздновали 6 января как время посещения волхвов. Согласно Луке (2:1-20), Иисус родился, когда иудейские пастухи были ночью на улице. Поскольку дождливый сезон в Палестине обычно начинается в декабре, едва ли это был месяц Рождества. Каким именно был этот месяц, мы не знаем. По одной из гипотез, выбор 25 декабря был связан с языческим праздником Dies Soils Invicti («Днем Солнца Непобедимого»). Она не доказана, но, в принципе, возможно, что ранняя Церковь стала праздновать Рождество в эту дату, чтобы дать христианам альтернативный праздник вместо того, который справлялся в честь бога Солнца (часто отождествлявшегося с Митрой).
> 2. Дата крещения Иисуса и начала Его** общественного служения> Примерную дату крещения можно попытаться установить на основании нескольких <фактов>. Во-первых, согласно Луке, Иоанн Креститель начал проповедовать в пустыне «в пятнадцатый год правления императора Тиберия» (Лк.3:1). Казалось бы, сказано ясно и недвусмысленно. Однако не всё так просто: сначала Тиберий несколько лет был соправителем Августа, а полнотой императорской власти был облечен лишь 17 сентября 14 года (т.е. после смерти Августа). Учитывает ли Лука период соправления? Если нет, то пятнадцатый год правления Тиберия – 29 год н. э. Но тут есть дополнительная сложность: в Сирии обычно отсчитывали годы правления от 1 октября. Соответственно, второй год правления Тиберия начался 1 октября 14 года н. э., а пятнадцатый продолжался с 1 октября 27 года н. э. по 30 сентября 28 года н. э. Если же Лука учитывает период соправления, надо сдвигать время на более ранний срок. > В Евангелиях можно найти два других хронологических ориентира, каждый из которых, впрочем, недостаточно конкретен. Сообщив о крещении Иисуса, Лука вскоре пишет: «Иисусу было около тридцати лет, когда он начал свое служение» (Лк.3:23). > Если Иисус родился около 5/4 года до н. э., то речь примерно о 26/27 годе н. э. > В Евангелии от Иоанна описан эпизод, который имеет место вскоре после крещения Иисуса и во время Пасхи: иудеи говорят, что реконструкция храмового комплекса шла 46 лет (Ин.2:20). Согласно Иосифу Флавию, Ирод Великий начал работу по реконструкции Храма в восемнадцатый год своего правления (т.е. в 20/19 до н. э.; см. Иудейские древности 15.11.1). Тогда 46-й год – это 27/28 год н. э.* > Как видим, информация несколько противоречивая. Очевидно, Иисус крестился и вышел на проповедь где-то между 26 и 28 годом н. э. Можно условно говорить, например, о начале 27 года н. э.
> 3. Дата распятия Иисуса> Продолжительность служения Иисуса и соответственно год смерти можно сосчитать по числу Пасх, прошедших после времени крещения. Как мы уже говорили, если бы мы располагали только синоптиками, можно было бы предположить, что служение Иисуса длилось не больше года. Однако Иоанн упоминает как минимум о трех Пасхах (2:13; 6:4; 13:1), причем весьма вероятно, что праздник, упомянутый в Ин.5:1, также был Пасхой. Если так, то за время служения Иисуса истекли четыре Пасхи (на последнюю он умер). > Если Иисус крестился, скажем, в начале 27 года н. э., то его первая Пасха пришлась на апрель этого года, а умер он весной 30 года н. э. (Ученые, которые не находят в Ин.5:1 намека на Пасху, датируют смерть Иисуса 29 годом н. э.) > Хронологию Страстной недели осложняет разнобой в датировке Тайной вечери. Согласно Ин.13:1 и 29, Тайная вечеря состоялась до праздника Пасхи. Синоптики, однако, считают Тайную вечерю пасхальной (Мф.26:19; Мк.14:12; Лк.22:13). > О том, как решать эту проблему, ученые много спорили. Есть три главные возможности: (1) синоптики правы, а Иоанн ошибается; (2) Иоанн прав, а синоптики ошибаются; (3) существует способ гармонизировать эти предания. Пожалуй, перспективнее всего гипотеза, согласно которой синоптическое и Иоанново предание отражают разные способы подсчета времени Пасхи. Например, известно, что кумраниты следовали солнечному календарю, в котором Пасха всегда приходилась на среду. Однако большинство иудеев придерживались лунного календаря. По лунному календарю в 30 году 14 нисана должно было попасть на пятницу 7 апреля, а 15 нисана – на субботу 8 апреля. Однако тут есть такая хитрость: в те времена за начало месяца иудейские авторитеты принимали первый момент появления Луны на вечернем небе. Соответственно облачность, например, вносила субъективный фактор: могли быть разные мнения относительно того, какая дата более правильная. Нельзя исключать, что расхождение между синоптиками и Иоанном отражает именно такой плюрализм: разные группы иудеев праздновали Пасху в разные даты. > Евангелисты расходятся также в отношении часа распятия. Согласно Мк.15:25, Иисус был распят в третий час (= 9 часов утра). Согласно Ин.19:14, суд перед Пилатом завершился лишь к шестому часу (= полдень), а значит, и распятие произошло позже. > Предпринимались попытки доказать, что Иоанн использовал другой способ подсчета часов, отличный от обычного: например, возможно, он считал часы от полночи до полудня. Тогда, упоминая о «шестом часе», он имеет в виду 6:00, и расхождение исчезает. Но такая гипотеза лишена фактической опоры и производит впечатление попросту выдумки, изобретенной отчаявшимися гармонизаторами. Согласно другой версии, поскольку апостолы не носили часов, различные люди могли ощущать время по-разному. Однако в данном случае расхождение слишком уж велико: около четырех часов! А оба наших источника считают целесообразным указать время точно. Более перспективно выглядит другая версия, предложенная еще Иеронимом в IV веке: не исключено, что наши рукописи в этом месте испорчены. Поскольку цифру 3 в греческом языке обозначает буква гамма <(γ)>, а цифру 6 – дигамма <(ϝ)>, какой-нибудь ранний переписчик на ранней стадии рукописной передачи Нового Завета мог их спутать. > Все четыре Евангелия указывают, что распятие произошло в пятницу, а Воскресение – тремя днями позже. Нет ли здесь несообразности (в том смысле, что третий день от пятницы – вроде бы понедельник)? Дело в том, что иудеи считали дни иначе, чем мы. Они отсчитывали их от захода солнца, а части дня принимали за целый день. Стало быть: первый день – от распятия до захода солнца (с которым начиналась иудейская суббота); второй день – от захода солнца до следующего захода солнца (с которым кончалась иудейская суббота); третий день – от захода солнца опять до следующего захода солнца, и воскресное утро приходится как раз на него. > Наши проблемы с реконструкцией точной хронологии обусловлены тем, что большинство ранних христиан такие вопросы не интересовали. Гораздо важнее для них была уверенность в том, что согласно замыслу Божьему (Гал.4:4-5) Спаситель мира и Господь Церкви пришел в мир, учил, страдал, умер и был воскрешен из мертвых к славе (Деян.10:37-41; 26:22-23).
> II. Ранние годы жизни Иисуса> Матфей и Лука передают несколько деталей рождения Иисуса, каждый в своем особом ракурсе. У Матфея рассказ идет как бы с точки зрения Иосифа, а у Луки – с точки зрения Марии. Оба Евангелия согласны в отношении следующего:
> Есть между рассказами и некоторые различия. Матфей сообщает о посещении мудрецов, бегстве в Египет и убиении вифлеемских младенцев. Особый материал Луки гораздо многообразнее за счет того, что он рассказывает не только о рождении Иисуса, но и о зачатии и рождении Иоанна Крестителя. В повествование Луки также вкраплены около десятка поэтических отрывков, три из которых стали в Церкви литургическими гимнами.
> Родословная Иисуса, приводимая > Насколько достоверны рассказы Матфея и Луки о рождении
и детстве Иисуса? И в какой мере они представляют
собой поэтические и богословские интерпретации? Этот вопрос
оживленно обсуждается исследователями. Здесь нет места останавливаться
на этом подробно. Однако вот что следует сказать: еще
столетие назад некоторые детали этих повествований (например, перепись
по всей Римской империи при Августе; Лк.2:1)
противоречили изысканиям секулярных историков. Однако впоследствии
были сделаны археологические находки, которые показывают, что вопрос
закрывать рано. Например, всё то же сообщение Луки о рождении
Иисуса во время переписи > И в заключение этого раздела – несколько слов о том центральном утверждении, которое содержится не только в Евангелиях, но и в Талмуде: Иосиф не был биологическим отцом Иисуса. Вопрос о его исторической достоверности каждый читатель должен решать в зависимости от своих религиозных и философских убеждений. Для христиан важнейшая истина этих евангельских повествований состоит в их свидетельстве о реальности Боговоплощения. Ведь и мусульмане, например, верят в непорочное зачатие Иисуса, но отрицают его Богосыновство. Классическое христианство, утверждающее реальность Боговоплощения, считает абсолютно органичным, что тот, чья смерть имела исход столь отличный от участи других людей, и пришел в мир совершенно особым способом: а именно «воплотился от Духа Святого и Марии Девы».
> III. Крещение и искушение Иисуса Христа
> 1. Иоанн Креститель> Все четыре евангелиста помещают начало общественного служения Иисуса в контекст служения Иоанна Крестителя. Последний был типичным «святым мужем» Ближнего Востока. Согласно Евангелиям (Мф.3:1-6; Мк.1:6; Лк.3:1-6), Иоанн удалился от общества и вел отшельническую жизнь в районе реки Иордан. Взяв за образец Илию (4Цар.1:8), Иоанн носил грубую одежду и питался только тем, что мог найти в пустыне. Также подобно Илии, он неустанно обличал царей и народ. > Ни Новый Завет, ни Иосиф Флавий, который упоминает
о проповеди Иоанна (Иудейские древности 18.5.2), не сообщают,
как он достиг известности. В любом случае слава о нём
распространилась широко, и многие приходили к нему. Яркий
проповедник, Иоанн призывал соотечественников покаяться в грехах,
принять крещение (омовение) в Иордане и жить праведной
жизнью. Каждому он давал конкретные указания, в чём именно
новая жизнь должна заключаться. Например, людям состоятельным следовало
разделить свое состояние с бедняками. Сборщики податей, часто
нечистые на руку, отныне не должны были запрашивать с людей
больше положенного (с намерением прикарманить разницу). Солдатам
подобало перестать грабить и вымогать > Среди толп, приходивших для крещения, были представители фарисеев и саддукеев. Видя их, Иоанн вспоминал картину, хорошо знакомую ему по пустыне: когда загорается сухой кустарник, пресмыкающиеся в спешке покидают свои норы. «Гадючье отродье! – восклицал он. – Кто внушил вам бежать от будущего гнева?» Затем он призывал их перестать гордиться своим происхождением от Авраама и принести плоды, которые соответствовали бы покаянию (Мф.3:7-10; Лк.3:7-9). > Если бы Иоанн говорил лишь об этике, назидая людей
относительно правильного поведения, как можно подумать из сообщения
Иосифа Флавия (Иудейские древности 18.5.2), то трудно понять,
почему в народе его проповедь вызвала такой широкий энтузиазм.
К тому же многие ессеи вполне согласились бы и с его вестью,
и с необходимостью крещения. Причина, по которой
ни одно иудейское сердце не могло остаться равнодушным
к служению Иоанна, состояла в сильной мессианской надежде,
которую он возвещал. Иоанн проповедовал, что близок День Господень:
вскоре, наконец, Бог оправдает свой народ и избавит его
от угнетения. При этом Иоанн использовал образы, хорошо
знакомые палестинским крестьянам: приход Мессии подобен тому, как земледелец
берет лопату, чтобы веять зерно на току, отделяя пшеницу от мякины;
пшеница затем пойдет в закрома, а мякина будет сожжена
огнем > При всех сходствах с другими семитскими святыми мужами, служение Иоанна Крестителя выделялось двумя в высшей степени оригинальными особенностями. > 1) Единократный характер крещения. В отличие от ежедневных омовений, практиковавшихся фарисеями и ессеями, крещение Иоанново совершалось раз и навсегда. В этом отношении оно напоминало омовение прозелитов, через которое язычники входили в иудаизм. > 2) Отсутствие привилегии богоизбранному народу. Иоанн
учил, что принадлежность к богоизбранному народу сама
по себе в День Суда не поможет: «Не говорите
себе: "Отец у нас – Авраам", ибо говорю вам, что
Бог может из этих камней воздвигнуть детей Аврааму»
> 2. Крещение Иисуса> Однажды (возможно, в начале 27 года н. э.)
среди людей, пришедших к нему для крещения, Иоанн приметил
человека, который привлек его внимание. Это был Иисус,
родственник Иоанна (Елизавета, мать Иоанна, состояла в родстве
с Девой Марией). До сих пор
Иисус плотничал в Назарете, а теперь он присоединился
к народу, стекавшемуся в Иорданскую пустыню, и изъявил
желание креститься. Когда Иисус выходил из воды, сообщают синоптики,
раскрылись небеса, и на него сошел в виде голубки
Дух Божий и почил на нём > Приняв крещение от рук Иоанна, Иисус выказал свое согласие
с двумя ключевыми моментами его проповеди: грядет Суд
на нечестивых, и грядет Царство Божье. Его собственная
проповедь поначалу перекликалась с призывом Крестителя к покаянию
> Уже в ранней Церкви люди
ставили вопрос: в чём глубинный смысл этого крещения? И здесь
возникала проблема: если Иоанн крестил в покаяние, то как получилось,
что Иисус (которого Церковь считала
безгрешным и не нуждающимся в покаянии) пошел на этот
обряд? Ранние христиане, видимо, обычно искали ответ в диалоге,
который приводит Евангелие от Матфея. Поначалу, сообщает
> 3. Искушение Иисуса> Согласно всем трем синоптическим Евангелиям (Мф.4:1-11; Мк.1:12-13; Лк.4:1-13), сразу после крещения Иисус был уведен Духом в пустыню для искушения от дьявола. Заметим, что Библия нигде внешность дьявола не описывает. Только Павел пишет, что сатана может принимать облик ангела света (2Кор.11:14). Рога, копыта и хвост приписываются дьяволу лишь в фольклоре. > Испытание в пустыне выросло из опыта Иисуса при крещении, когда божественный голос возвестил, что он – возлюбленный Сын Божий. На протяжении сорока дней Иисус постился и решал вопрос: как и для какой цели он должен использовать ту чрезвычайную силу, которую он в себе ощущал. И здесь перед ним встали три искушения.
> Откуда нам известно об этом событии? Скорее всего, Иисус сам рассказал о нём ученикам. Сомневаться в его исторической достоверности нет оснований: никто в ранней Церкви не стал бы выдумывать таких вещей о Мессии, ибо искушение дьявола вообще нефигурировало в мессианских чаяниях. И Церковь не дала забыться этому рассказу, находя в нём важные ключи к пониманию личности и дела Иисуса. > Христиане быстро поняли, сколь важна эта история. С самого
начала своего служения Иисусу необходимо было решить: какой он Мессия?
какую стратегию он изберет? в какой степени объявит войну
злу? Решения, принятые в пустыне, он выполнял в последующие
месяцы, причем противостоял аналогичным искушениям. Например, в конце
жизни перед ним стоял соблазн избежать личного страдания, попросив
Бога послать ему на помощь двенадцать легионов > Неоднократно, наверное, во время своей проповеди Иисус сталкивался с искушением увеличить свою популярность, поразив толпу могущественными чудесами. Однако он не стал искать славы, превращая камни в хлеба или творя другие эффектные трюки. Стратегия его мессианского служения была иной: учить словом и примером, чтобы люди увидели и приняли божественный дар милости и силы, предлагаемый всем, кто покается и примет зов Царства. Иисус рассматривал веру как свободное, <а не вынужденное решение>, и еще в начале своего служения решил: его чудеса будут играть вторичную роль, помогая верить тем, кто уже склонялся к вере <по другим мотивам>; они не будут ошеломлять <> тех, кто не сочувствует ни ему, ни его целям[38].
|
||||||||
Буду благодарен за материальную
поддержку проекта. |
||||||||
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск
рассылки.
|
||||||||
Архив рассылки, формы подписки —» messia.ru/r2/
|
Божьего благословения! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
|
<= предыдущий выпуск серии | ||||