Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами! | ||||||||
Тема выпуска: Образование апостола Павла и его обращение | ||||||||
В связи
с возникавшими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:
Редактор-составитель рассылки (чьи контактные данные указаны в конце этого письма — выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом. | ||||||||
Пожалуйста, не пожалейте
полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его, или решите,
что читать не будете. Хотя бы чтобы знать, что вы читаете
рассылку, и я не трачу время впустую. | ||||||||
> Глава 9. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АПОСТОЛА ПАВЛА
> I. Образование и обращение Павла> Апостол Павел – одна из самых героических фигур раннего христианства. Некогда яростный гонитель христиан, он впоследствии стал неутомимым миссионером Евангелия. Влияние этого «апостола язычников» на Церковь было широким и постоянным. Отметим хотя бы следующие два факта.
> Еврейское имя Павла – Саул (Савл). Он родился в начале нашей эры в Тарсе, главном городе Киликии на юго-востоке Малой Азии. При Селевкидах Таре был полностью эллинизирован и превратился в крупный образовательный центр, уступавший лишь Афинам и Александрии. Одним из современников Павла в Тарсе был стоический философ Нестор, какое-то время наставник Тиберия и глава влиятельной школы. Хотя Павла воспитали в строгом еврейском благочестии – его отец был фарисеем (Деян.23:6), – Павел родился римским гражданином (Деян.22:28). Мы не знаем, как его отцу досталось это гражданство: может быть, за заслуги перед государством, а может, он его просто купил. Как бы то ни было, римское гражданство Павла (само по себе высокая привилегия и в провинциях большая редкость) не раз выручало апостола в его христианском служении, спасая ему жизнь. > Большую часть своей юности Павел провел не в Тарсе, а в Иерусалиме, где учился у знаменитого еврейского наставника Гамалиила (Деян.22:3). У ног Гамалиила Павел получил образование не только в области Ветхого Завета, но и в области раввинистической интерпретации. Но если Гамалиил отличался миролюбием (вспомним, что именно его рассудительность помешала Синедриону казнить апостолов! – Деян.5:34-39), то Павлова ревность по отеческим преданиям вызвала в нём резкую вражду к ученикам Иисуса Христа. > С молодостью Павла связано две неясности, о которых экзегеты спорят.
> В христианской истории Павел впервые появляется как гонитель Церкви (Деян.7:58). Этого убежденного и принципиального фарисея ужасала секта, кощунственно проповедовавшая мессианство распятого преступника. Вскоре после мученичества Стефана мы находим Павла среди организаторов жестокой антихристианской кампании (Деян.8:3; 22:4; 26:10-11; 1Кор.15:9; Гал.1:13; Флп.3:6). Причем Павлу было мало гонений в Иерусалиме: он выпросил у первосвященника пи́сьма в дамасские синагоги, по которым имел право приводить оттуда любого найденного им иудея-христианина (Деян.9:1-2). Лука цитирует свидетельство самого апостола об этом периоде его жизни, где Павел предстает как фанатичный инквизитор, убежденный в том, что, жестоко искореняя новую секту, он служит Богу (Деян.22:3; 26:9). > Таким был человек, который впоследствии стал одним из самых авторитетных руководителей ранней Церкви. Отчасти знакомый с греческой мыслью, он в первую очередь отличался пылкой приверженностью фарисейским толкованиям еврейского Закона. У него был гибкий и живой ум, причем способность обсуждать глубокие богословские идеи сочеталась в нём с практической хваткой и навыками прирожденного лидера. Из яростного врага Церкви он превратился в столь же убежденного проповедника новой веры. > Лука явно считал обращение Павла одним из важнейших событий раннехристианской истории. В Деян. он приводит целых три рассказа об этом событии. Небольшие различия в них обусловлены разными целями рассказчика.
> Как мы видим, такие различия вполне естественны. Они даже удостоверяют надежность повествования. > Совмещая эти три
рассказа, мы получаем следующую картину. Встреча Павла с воскресшим
Иисусом произошла на дороге в Дамаск, куда он отправился продолжать
свои инквизиторские труды. Павел и его спутники следовали (видимо, на лошадях)
обычной дорогой, ведущей из Галилеи через пустыню в древний город Дамаск.
Внезапно в полдень их озарил свет ярче солнечного, и Павел упал
на землю. Из света он услышал голос, говорящий ему > Конечно, всё это – и рассказы самого апостола, и рассказ Луки – попытки передать человеческим языком опыт, невыразимый в обычных категориях. Впоследствии Павел не раз говорил, что его обращение произошло исключительно благодаря силе и милости Божьей, которые сделали из него противоположность тому, чем он был (1Кор.9:17; 15:10; Гал.1:15 и т.д.). Он был убежден, что видел воскресшего Иисуса, а потому имеет все полномочия быть апостолом (1Кор.9:1; 15:8; ср. Деян.1:22). > Таким образом, судя по словам самого Павла, а также по рассказам в Деян., опыт его обращения имел как объективную, так и субъективную стороны. Впрочем, всюду подчеркивается, что первична именно объективная сторона: Иисус зримо явился и словесно выразил свою волю, – и это стало основой для последующего субъективного просвещения (Павел принял новую истину и добровольно посвятил себя ей). Перемена на субъективном плане совершилась не сразу и не вдруг. Никакой магии: Павлу потребовалось три дня молитвы, чтобы завершилось его обращение. Однако апостол всегда подчеркивает непредвиденность объективного откровения, его обусловленность действием силы Божьей. > В какой мере опыт обращения определил богословие Павла? По мнению одних ученых, этот опыт дал лишь первоначальный толчок; более или менее цельную систему мысли же апостол разработал впоследствии. Другие придерживаются противоположного мнения: уже тогда Павел осознал все те моменты, которые затем всю жизнь воплощал в своем богословии. Истину, наверное, следует искать где-то посередине. > В любом случае не следует забывать, что Павел был хорошо знако́м с Ветхим Заветом. Ветхий Завет сформировал у него ряд базовых религиозных понятий:
> Вполне естественно, что свою новообретенную веру Павел осмыслял именно в этих категориях. Но какой же была сама эта новая вера? Что владело умом и сердцем бывшего гонителя?
> Вокруг этого вращалось всё Павлово богословие. Перемена, происшедшая с Павлом, имела важные последствия: он осознал, что место человека пред Богом не определяется тем, сколь успешно он соблюдал ветхозаветный Закон. А значит, от язычников, которые не следовали иудейским заповедям, касающимся субботы, кошерной пищи и разного рода юридических мелочей, не закрыта милость Божья. Таким образом, божественная благодать сотворила из Павла человека, которому суждено было освободить новую веру из рамок националистического иудаизма и раскрыть ее языческому миру.
| ||||||||
Буду благодарен за материальную
поддержку проекта. | ||||||||
Здесь вы можете оценить
прочитанный выпуск рассылки. | ||||||||
Архив рассылки, формы подписки —» messia.ru/r2/ |
Божьего благословения! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com) |
<= предыдущий выпуск серии | ||||