* 11 сентября
ст.ст., вт - память
преп. Силуана Афонского († 1938); > «То, что явлено — не благо», учит св. Игнатий Антиохийский, быть может, цитируя какое-то ходячее речение; и добавляет: «Бог наш, Иисус Христос, уйдя из мира к Отцу, явил Себя полнее». Исчезнув, Христос появился в большей мере, чем тогда, когда Он жил на земле. > Ориген ссылается на то же или похожее речение, рассуждая о словах Господних: «...войди в комнату свою и закрой дверь свою» (Мф.6,6). Это лучше поясняет нам слов`а св. Игнатия и смысл речения. Нельзя молиться явно. Бог не действует явно. > Всё это входит в давнюю и долгую традицию. Христианские богословы и до, и после св. Игнатия учили, что Бог действует тихо, незаметно, без шума и суеты. Такое учение бросает свет на еще одну грань того почти неуловимого качества, которое названо кротостью. Все наши хлопоты о благополучии, влиянии, власти происходят от нашей неполноты, тогда как Бог, действующий тихо, говорит от полноты бытия. Блаженство, обещанное кротким, призывает нас отрешиться от деловитости, свойственной миру неполноты, чтобы жить в тишине и незаметности полного Божиего мира. > Вспомним, как торжественно явился Бог на Синае (Исх 19,16 и далее). Этого, собственно говоря, мы и ждем от Него. Но когда Он снова является Илии, это происходит очень тихо, словно Он нарочно отрицает всё то, что так поразило народ в книге Исхода. Не в буре Господь, не в землетрясении, не в огне, а в «веянии тихого ветра». Еврейское слово (в западной традиции — «шепот») связано этимологически со словом «молчание», употребляемом в 37 (36) псалме. > <...> > Кроткие почитают этот способ действия и стараются подражать в нём Богу. Они не тщатся чего-то достигнуть, что-то уладить, завоевать мир. Их действия проистекают от полноты бытия, отражающего полноту бытия Божия. > Такой «отказ от соревнований» обходится недешево. Образец наш — Христос на кресте. <.....> > Сколько бы мы ни мечтали, что всё «прекрасно устроится», нам приходится жить в ловушке прежних своих ошибок, чужих грехов, дурных социальных систем. Ощущение беспомощности — одна из самых тяжких психологических проблем нашей эпохи, легко приводящая к полному отчаянию. > Евангелие дает на это суровый, но единственно реальный ответ. Оно говорит, что, только приняв ловушку, мы можем изменить хоть что-то. Не надо суетиться, не надо рваться на волю, надо нести крест беспомощности, как нес его Спаситель, чтобы обрести истинную силу для жизни, более приличествующую образу и подобию Бога. > Все наши хлопоты и метания только увеличат неполноту, суету падшего мира. Тишина же, «тихость», дает Богу возможность действовать. Это — тайна Его ненавязчивого присутствия. Кроткие такой тайны причастны. > Блажен тот, кто не тщится что-то сделать; тот, кто умеет беспомощно ждать на кресте; именно такие люди наследуют землю.
"Отнеситесь внимательно к тому, что слышите. Какой мерой вы мерите, той и Бог вам отмерит и прибавит еще. У кого есть, тому даст Он. А у кого нет, у того и то, что есть, будет отнято". И еще сказал им Иисус: "Царство Бога, какое оно? Вот представьте себе: человек бросает человек в землю зерно, затем ночью спит, днем встает, а зерно прорастает, тянется вверх – он и не знает как. Сама собой плодоносит земля: сначала дает зеленый стебель, потом – колос, потом – полное зерно в колосе". И еще сказал им Иисус: "С чем сравнить нам Царство Бога и какой притчей его изобразить? Представьте себе : вот горчичное зернышко. Когда его сеют в землю, оно меньше всех семян на земле. А когда посеют – оно взойдет и поднимется выше всех в огороде растений, и вырастут на нём такие большие ветви, что в их тени птицы смогут вить гнёзда". (Мк.4:24-28,30-32)
|