* 21 октября
ст.ст., вс - на
литургии читается: Гал.6:11-18#;
Лк.16:19-31#. > Священна жизнь... Священный дар жизни, как у нас говорят. Но для человека эта формула уже не подходит — она недостаточна. Для человека священный дар — это его личность, а не просто жизнь. Это легко показать на простом примере. У человека, который в силу каких-то физических или психических повреждений не отдаёт себе отчёта в том, что он человек, есть священный дар жизни, но, увы, это бесконечно мало. > Обратите внимание на такой факт: какая-нибудь замечательная поэма — её создаёт личность; философская система — это личность; любовь между людьми — это любовь двух личностей. Что бы высокое и мощное мы ни взяли в нашей жизни, это всегда тесно связано с личностью. Поэтому настоящая цель — Божественная цель движения человека вперёд — есть развитие личности и условия, которые позволяют ей развиваться. Всё, что этому содействует, является делом Христовым, ибо Христос освятил человеческую личность, воплотившись именно в человеческой личности, а не в каком-то абстрактном символе. > Нам очень важны церковные символы: голубь, огненные языки... Не надо думать: "Ну что в этом важного! Икона... птица..." Это правильно, это прекрасно! Знаете почему? Потому что нужно всегда помнить, что Бог - это не человек, и условный символ напоминает нам об этом гораздо лучше, чем некий дедушка на облаках. Бог - это совсем не человек, совершенно не человек, Он - совершенно другое, хотя и связан с человеком, потому что в нас есть образ и подобие Божие. Но Он освящает человеческую личность, воплотившись не в толпе людей, не в каких-то анонимных, безликих массах, а в конкретной личности — в личности Христа. > Это сразу ставит перед нами главную жизненную проблему. Что важнее всего? Важнее всего укреплять, развивать и утверждать личностное начало. > Вы скажете: «Многие люди как-то живут без этого, живут как бы во сне...» У человека есть несколько состояний бытия. Есть состояние, близкое к такому, когда личностное начало сведено к минимуму. Это то, что на современном языке стали называть «массами». <.....> Когда человек становится «массой», это его состояние является низшим. > Есть другое состояние: когда человек является анонимным сотрудником дела Божия — дела Божия в очень широком смысле слова. Скажем, Махатма Ганди не был христианином, но исполнял дело Христово на земле, когда проповедовал ненасилие, когда пытался внедрить в политическую жизнь гуманные принципы, когда, придя к власти в государстве, продолжал вести привычную ему аскетическую жизнь. Есть люди, которые являются невольными пособниками отрицательных начал. Об этом много пишется в литературе и показывается в фильмах: скажем, во времена нацизма были люди, которые не являлись нацистами по убеждениям, но своим безразличием невольно включались в этот круг. > И наконец, есть два полюса, которым могут принадлежать деятельные люди, — полюс добра или полюс зла. Полюс Христов — там, где личность уважается, чтится и где для неё делается многое и важное... Там, где личность подавляется, где она становится уничижённой, как бы ненужной, и на неё смотрят с презрением, — это, конечно, полюс антихристианский. > Если мы хотим включиться в замысел Божий, мы должны развивать собственную личность и содействовать, как можем, окружающему миру. Этого вполне достаточно, чтобы быть содержанием целой жизни. Дело Божие связано со всем, что у нас есть.
*** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** ** см. также: ** ** ** ** Проповедь митр. Сурожского Антония о притчи о богаче и Лазаре ** ** с. Христ.Просвещ./rasylka/002/239a.htm ** ** ** ** С.Тагуэлл о блаженстве нищих и притче о богаче и Лазаре ** ** с. Христ.Просвещ./bibliotk/t/taguell-bob.htm#lazar ** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** Реч`е Иисус притчу сию: * * * * * * Этот день в российском правосл. церковном календаре 212.188.13.168/izdat/Kalendar/2002/Nov/3.htm |