Милость
вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2)
* 27 октября
ст.ст., сб - на
литургии читается: 2Кор.8:1-5#;
Лк.8:16-21#. > СВЕЧА НА ПОДСВЕЧНИКЕ > Эта притча - единственная, которая встречается в Новом Завете четыре раза: она дважды встречается у Луки. Более того: она сто`ит в с`амом начале Нагорной Проповеди, вообще в самом начале проповеди Иисуса <Мф.5:15>. Как и всякая притча, как и всякая фраза Евангелия, она долгое время передавалась из уст в уста, записывалась на клочках бумаги или папируса отдельно от всех прочих - и в одной этой фразе заключается целый мир, всё благовествование, и если бы ничего более не сохранилось из сказанного Христом, можно было бы из размышлений на одной этой фразой проникнуть в Царство Его Слова. > Это Царство не похоже на человеческие империи, которые гордятся обширными землями, властью над морями и континентами. Это Царство - дом, просто Дом Божий. В воздухе нашей комнаты мелькают пылинки - в Доме Отца кружатся звёзды, планеты, кометы. Но в Его доме - нет пыли, в нём всё чисто, всё прибрано и убрано для входящих в дом (светить "входящим в дом" - так заканчивается эта притча у Луки) или, что то же, для всех в доме. То, что представляется ученым темными бездонными просторами, насыщено светом, не какими-то потоками частиц, а светом Истины - и в центре мироздания сто`ит не какая-то звезда и не планета, не земля, а - человек, сотворенный свечою. Так, проходя фразу Христа, притчу Христа в обратном направлении - от слова "дом" к слову "свеча" мы обнаруживаем, насколько иначе каждое слово наполнено для Сына Божия, наполнено принадлежностью Отцу и бытием Отца. Нам может показаться, будто речь идет о нашем доме, о нашем свете, о наших делах - Он знает, что всё это - Отчее, неизмеримо более великое, чем мы можем себе представить. Это видение не умаляет ценности нашей комнатки, нашего маленького подвига, нашего слабого света - наоборот, открывает в них ценность выше всякой ценности мира сего. <.....> > Вскользь, мимолетом, необычайно мягко вплетена в эту фразу-притчу глубочайшая проповедь о тех, кто угашает Дух. Не ставят свечу под сосудом - а себя, богодухновенную свечу, ставят. И даже не из гордыни, не из самости и эгоизма, к борьбе с такой замкнутостью в себе мы готовы, хоть и не слишком боремся. Нет, просто тяжело светить всем, хочется отобрать, кому светить, кому нет. Сколько в мире есть неприятных или абсолютно чуждых и трудных для нас людей. Почему бы не закрыться от них горшком? И закрываемся, потому что ума у нас не больше, чем у страуса, и невдомек, что закрывшись от одного человека, мы закрываемся от всех. > Евангелие от Иоанна начинается с уравнения слова и света. Слово, бывшее исперва, и есть свет, горящий во тьме. Иного света нет (и, ради Бога, не надо путать наши словесные потоки со Словом-Светом, не надо ценить свою словесность выше свечения Божия). <.....>
Реч`е Иисус:
"Никто, зажегши светильник, не станет накрывать его горшком или ставить под кровать. Нет, его ставят на подставку, чтобы входящие видели свет! Ведь нет ничего тайного, что не станет явным, и нет ничего скрытого, что не станет известным и не выйдет наружу. Так присмотр`итесь к себе, как вы слушаете. Ведь тому, у кого есть, Бог прибавит, а у кого нет, у того и то, что, как ему кажется, есть, будет отнято". Однажды пришли к Нему мать и братья, но не смогли из-за толпы пройти к Нему. Иисусу сообщили: "Твои мать и братья сто`ят на улице, хотят Тебя повидать". Но Он сказал им в ответ: "Мои мать и братья — это те, кто слушает слово Бога и следует ему". (Лк.8:16-21) Этот день в российском правосл. церковном календаре 212.188.13.168/izdat/Kalendar/2002/Nov/9.htm |