* 31 октября
ст.ст., ср - на
литургии читается: 1Фес.4:1-12#;
Лк.11:42-46#. > Отец Александр понимал грех не как нарушение моральных норм или церковных правил, но прежде всего как удаление человека от Бога. Батюшка часто в резких выражениях обрисовывал такое состояние человеческой души. Но делал это не для того, чтобы унизить человека, а чтобы пробудить в нём устремленность к покаянию и к Богу. > На самом деле, именно такова была цель составителей практически всех православных молитвословий, где подчеркивается грешное состояние молящегося. Так чувствовали себя все святые, таким образом происходит верная настройка души. > Вот главное, что должен понимать кающийся, по мнению отца Александра: исповедь нужна не для того, чтобы изгонять грехи, а чтобы стать принципиально другим человеком. «Потому что, если косить грехи как траву, остаются невырванными корни, и сорняки опять вырастают. Но сами мы другими не становимся - для этого нам нужна сила Божия». > Так как причина греха коренится именно в потере человеком чувства присутствия Божия, то главный способ преодоления греха - приобщение к Божественной жизни, об`ожение человека. Такое преображение, если оно истинно, сообщает человеку особую радость, ощущение примиренности с Богом, благодарности Ему, от чего рождается ответная любовь к Богу и к людям. > «Если обратиться и уверовать, - говорил батюшка, - тогда и грех перед благодатью Божией начинает исчезать, как снег под действием солнечных лучей. «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2.20). Мы должны стремиться к тому, чтобы жил в нас Господь, и Он тогда не допустит, чтобы мы впали в грехи». > Таким образом, исповедь совершается не ради перебирания грехов и не ради их магического исчезновения вместе с последствиями, а для примирения с Богом. Зло же, которое мы причинили, не исчезает, мы уже внесли его в мир, и оно, или посеянные им семена, существуют помимо нашей воли. И мы не имеем пр`ава вычеркивать грехи из своей памяти. Господь действительно возвращает нам Свою любовь и силу для борьбы с грехом, но последствия греха остаются... > «Наше покаяние должно быть до конца и навсегда, - говорил отец Александр. Поэтому, если мы не можем вычеркнуть грехи из своей памяти, но имеем сердечное сокрушение, тогда мы в покаянии несем эту память перед собой, радуясь только тому, что Господь вернул нам Свое благословение». > Отец Александр говорил так, чтобы мы не превращались в фарисеев, чтобы, придя в Церковь и получив прощение у Господа, христианин не начинал превозноситься над остальными. Ибо грехи есть у всех, и если их помнить, это надежно убережет от фарисейского самодовольства. > «Прости нас за нечистоту нашего сердца, за нечистые помыслы, за осуждение людей, внутреннюю неприязнь, ненависть. > Прости нас, Господи, за блудные помыслы, за грехи плоти, которые отсюда вытекают, за нарушение семейной чистоты и верности в браке. > Прости нас, Господи, за то, что было, может быть, много лет назад, мы всё равно приносим сегодня покаяние». > <...> > «Прости за наших близких, которые делят с нами наши грехи, и мы участники их грехов. Когда люди живут вместе, то и грехи у них часто бывают общие. Господи, прости нас, грешных». <(Из общей исповеди)>
*Воля Божья в том, чтобы вы посвятили себя Ему и отказались от всякого распутства. *
* * Этот день в российском правосл. церковном календаре 212.188.13.168/izdat/Kalendar/2002/Nov/13.htm |