Любовь, милость и мир от Бога Отца и Христа Иисуса, нашего Господа! (2Тим.1:2) * 21 декабря
ст.ст., пт - на
литургии читается: Иак.2:1-13#;
Мк.10:23-32# *. Продолжение. Начало в предыдущем выпуске > (Ст. 21) <.....> Иисус не подвергает слов`а богача сомнению, наоборот, в этом Евангелии единственный раз говорится о любви Иисуса: он сразу Ему полюбился. <...> Любовь Иисуса, как всегда в Священном Писании, прежде всего означает поручение, миссию. Возможно, Иисус захотел сделать его Своим учеником. <.....> > Иисус ставит ему условие: он должен продать всё свое имущество и раздать бедным. > (Ст. 22) И это оказалось для него неодолимым препятствием. Ему тяжело, он помрачнел и ушел печальный. Только тут мы узнаём, что этот человек был очень богат. Чарльз Додд говорит так: «Обратим внимание, сколько в этих словах сочувствия — Иисус знал, как много Он требует, однако вызов Свой бросил. И всё же, когда юноша отказался, Он не пытался убедить его или заставить — просто отпустил, и тот с печалью отошел. Это власть, но власть, уважающая человеческую свободу». {Ч. Додд, Основатель христианства, с. 45.} > Богач спрашивал, что он еще должен сделать, а Иисус ответил: «всё». Он требует от человека полной самоотдачи, а не какой-то части. Вне всякого сомнения, это был хороший человек, он помогал бедным, делясь с ними частью своего дохода, но ему стало страшно лишиться всего дохода, дававшего ему положение в обществе, обеспеченность, уверенность в завтрашнем дне. Полезно сравнить этот отрывок с рассказом о Сапфире и Анании в Деян. 5. Они продали поле, но рука не поднялась отдать все деньги апостолам, и они оставили немножко на черный день, а сказали, что отдали всё. Но ведь это и есть проверка искренности веры — надеется ли человек на Бога или на деньги. Многие христиане думают, что к ним этот рассказ не имеет никакого отношения, ведь они не богаты. Но таким камнем преткновения необязательно являются деньги. Мы не знаем, о ком шла речь в Лк. 9:59, тот человек мог быть бедняком, но и для него Иисус лишь на втором месте — после родителей. У каждого — своя преграда. > (Ст. 23) После ухода богача Иисус обратился к ученикам: «Как трудно зажиточным войти в Царство Бога!» Эти слова поразили учеников. <...> Для того, чтобы понять, почему так удивлены ученики, надо знать, каким было отношение к богатству в Библии. > Первоначально богатство считалось видимым знаком благоволения Божьего, наградой за праведность, оно свидетельствовало о том, что человек был с Богом в состоянии мира и гармонии. Недаром так подробно описывалось, сколько было у праотцев скота, серебра, земельных участков. Испытывая Иова, Бог лишил его всего, но потом вернул ему всё утерянное в семикратном размере. Но постепенно в библейских текстах появляется и другой взгляд на богатство: богачи угнетают бедных, которым больше не на кого надеяться, кроме как на Бога. Об этом постоянно говорят пророки. Они резко обличали богачей: те, не помогая бедным, совершали грех, Бог же любит бедняков и заботится о них. Особенно это относится к вдовам, сиротам, пришельцам (то есть чужеземцам, не имеющим полных прав) и левитам. Богачи, не заботящиеся о бедных, тем самым разрывают договор (завет) с Богом, и, следовательно, Бог рассматривает их как угнетателей тех, кого Он защищает, и как Своих врагов. Бедняк же уповает на Господа, взывает к Нему день и ночь. Постепенно слово «бедный» становится почти что синонимом слова «праведный», а «богатый» — синонимом слов «грешный, надменный, не признающий Бога» (ср. Иак. 1:9-10; 2:5-7; 5:1-6). > Иисус разделяет позицию пророков: Он призывает Своих последователей не заботиться о богатстве, объявляет великий эсхатологический переворот: последние станут первыми, те, у кого ничего нет, станут обладать Царством, унаследуют землю (Мф. 5:3-5). Человек может служить или Богу, или богатству (Мф. 6:24). Иисус сам выбрал путь добровольной бедности и бездомности, отказавшись, ради выполнения Своей миссии, от всех земных уз. Но у Него нет классовой ненависти к бoгатству, Он не демонизирует его, так как само по себе богатство не является злом, оно становится таковым лишь в результате неверного отношения к нему, когда человек, сознательно или бессознательно, делает из него некое божество, подменяющее собой истинного Бога. > Но изначальное понимание богатства как Божьего благословения продолжает присутствовать в религиозной мысли, и эти два противоположные отношения сосуществуют, не пересекаясь, как параллельные прямые. > (Ст. 24-25) Вероятно, очень многие люди, включая учеников, видели в богатстве благословение. Ведь ученики во многом еще остаются «людьми этого века», с трудом воспринимающими абсолютные требования Царства. Хотя они и последовали примеру Уч`ителя, они всё еще верят в заслуги, которые принесут им зримую, материальную награду на земле. Трудный процесс перевоспитания потребует много времени.
*Когда
Иисус отправлялся в путь, к Нему подбежал человек и, упав перед Ним на колени, спросил: "Добрый Учитель, что мне делать, чтобы получить вечную жизнь?" Иисус сказал: "... Ты знаешь заповеди Божьи: не убивай, не нарушай супружескую верность, не кради, не давай ложных показаний, не обманывай, почитай отца и мать". Тот ответил Иисусу: "Учитель, я с юных лет соблюдаю всё это". Иисус взглянул на него, и он сразу Ему полюбился. Иисус сказал: "Одного тебе не хватает. Иди, продай всё, что есть у тебя, и раздай бедным. Тогда богатство будет у тебя на небе. А потом приходи и следуй за Мной". Но тот помрачнел от этих слов и ушел печальный: он был очень богат. Иисус, оглядевшись вокруг, сказал ученикам: "Как трудно зажиточным войти в Царство Бога!" Учеников изумили Его слова. Но Иисус повторил: "Дети мои, как трудно войти в Царство Бога! Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем в Царство Бога войти богачу". Они были так поражены, что между собой говорили: "Кто же тогда может спастись?" Иисус, посмотрев на них, сказал: "Для людей это невозможно, но не для Бога. Для Бога всё возможно".* (Мк.10:17-27) * * * *Пусть неимущий брат гордится, когда Бог его возвышает, а богач гордится, когда Бог его унижает, потому что богатство его так же мимолетно, как полевой цветок.* (Иак.1:9-10) Этот день в российском правосл. церковном календаре 212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Jan/3.htm |