Любовь, милость и мир от Бога Отца и Христа Иисуса, нашего Господа! (2Тим.1:2) * 3 января
ст.ст., чт -
(Предпразднство Богоявления. Память пам. прор. Малахии, 400 г. до Р.
Х.) - Набожность, разъединяющая с Богом > В чём усматривает Иисус главное зло, не осознаваемое набожными людьми его времени? Это становится ясным из его речей против фарисеев, с которыми ему приходилось иметь дело больше всего. Он видит серьезность, с какой они добиваются послушания воле Бога. Он видит их щедрость, их посты, денежные пожертвования. Он не возражает, когда богатый юноша уверяет, что исполнил все заповеди (Мк. 10:20). И когда он называет набожных dikaioi [праведными] (Мк. 2:17; Лк. 15:7), то от этого нельзя просто отмахнуться, посчитав, что это сказано в ироническом смысле. Напротив, Иисус тоже считает их порядочными людьми, которые действительно стремятся исполнить волю Бога. Мы не имеем права приписывать ему искаженные представления о фарисеях. Однако же именно набожных Иисус считает находящимися в особой опасности и наиболее далекими от Бога: они несерьезно относятся к греху. На самом деле в древнем иудаизме есть живое сознание греха. <...> Грех не рассматривается как природная необходимость, каждый человек считается ответственным за свои проступки. У <апостола> Павла знание о грехе — это лучшее, что он унаследовал из иудаистской набожности. Однако в фарисейском иудаизме серьезность греха преуменьшалась двояким образом: путем казуистики и благодаря идее заслуг. > Казуистика рассматривает каждый отдельный грех изолированно. Утверждается, что грех состоит в нарушении одной или более из 613 заповедей и запретов Торы или предписании устного предания, Галахи. Грехи подразделяются на умышленные и неумышленные, тяжкие и легкие. Главное — не делать тяжких грехов. Эта казуистика приводила к тому, что в грехе не усматривали противления Богу. > Идея заслуг ведет к преуменьшению серьезности греха, поскольку она противопоставляется ему как противовес. Заслуги компенсируют грех. Есть множество заслуг, на которые может сослаться любой набожный человек. Во-первых, это заслуги отцов, к которым Израиль причастен благодаря происхождению; во-вторых — собственные заслуги, приобретаемые соблюдением заповедей и дополнительными добрыми делами <..>, т. е. делами любви и благотворительностью. Заслуга, согласно часто употребляемому сравнению, подобна капиталу, который накапливается на небесах и лежит там наготове для набожных. Дело только в том, чтобы на последнем суде заслуги перевесили прегрешения. Фарисей был убежден, что у него, в отличие от грешников, именно так и будет. > Преуменьшение серьезности греха благодаря казуистике и идее заслуг ведет к ужасным последствиям. Тот, кто не относится к греху со всей серьезностью, имеет слишком высокое мнение о себе. Он становится самоуверенным, убежденным в собственной непогрешимости и бессердечным. Фарисей был убежден в своей принадлежности к истинному народу спасаемых. Он ни на секунду не сомневался в том, что Бог благоволит к нему, и считал себя выше грешников (Лк. 18:11 сл). > По мнению Иисуса, эта самоуверенность губительна. Человек, имеющий о себе слишком высокое мнение, уже не принимает Бога всерьез. Так как он уверен в положительном решении Бога относительно его жизни, он интересуется лишь тем, что думают о нём люди. Вся его набожность нацелена только на то, чтобы люди считали его благочестивым. В результате она становится лицемерной (Мф.6:1-18). И точно так же человек, слишком хорошо о себе думающий, уже не принимает всерьез своего собрата. Он считает себя лучше и презирает его (Лк. 15:25-32; 7:39). > Иисус кладет конец такой недооценке серьезности греха и тем самым в корне пресекает это зло.
*Иисус учил народ и говорил: * * * Этот день в российском правосл. церковном календаре 212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Jan/16.htm |