Любовь, милость и мир от Бога Отца и Христа Иисуса, нашего Господа! (2Тим.1:2) * 17 января
ст.ст., чт - {пам.
прп. Антония Великого, †356} - > Мне всегда не нравилось выражение "миссионерский приход", "миссионерское христианство", "открытое христианство". Конечно, эти идеалы лучше, чем "закрытый приход", "изоляционистское христианство". Правда, однако, в том, что христианство дает людям свободу, но люди умеют расщеплять свободу на свободу выбора и свободу творчества. На первый взгляд, это первый шаг и второй шаг, но очень многие люди делают только первый шаг: выбирают, но творить отказываются, хотя теперь - могут. Тогда христианство из атомной электростанции превращается в атомный взрыв. Цепная реакция ради цепной реакции ничего не производит. Такие христиане (такие общины) могут быть и "либеральными", и "консервативными", но при внешнем различии и даже противостоянии они одинаково потребительские. При внешней обращенности к другим они одинаково эгоистические и сектантские, ибо проповедуют Евангелие ради проповеди Евангелия - и всё. Вокруг такого христианства могут быть газовые камеры, в`ойны, голод - но оно откажется их замечать, предаст ближних, чтобы спокойно проповедовать Вышнего. Только вот нужна ли Вышнему такая проповедь, такое коллективное самоуслаждение? > Особенно видна потребительская суть такого христианства, когда оно - в стране, где нет свободы производить. Свобода выбора есть - человек может стать крестьянином или торговцем, но свободы торговли, свободы выращивать пшеницу или продавать брюки - нет, есть жесткая (и, естественно, по этой же причине очень коррумпированная) система тотального контроля и ограничения. От такой кастрированной свободы нормальный человек сходит с ума, а эгоист расцветает: он получает законное право ничего не делать, кроме выбора, стать вечным студентом - и это часто сходит за исполнение совета "быть как дети" <(Мф.18:3)>. Правда, чтобы цвести достаточно долго, необходим приток средств извне - потому что внутри такой системы средств немного, дают их неохотно. > В России такому потребительски-миссионерскому христианству очень помогает приток средств от зарубежных христиан. И вот проходит десять лет, пятнадцать лет, "миссионерские христиане" обзаводятся за чужой счет компьютером, квартирой, машиной и прочим, необходимым для проповеди Евангелия, обзаводятся за чужой счет, им ведь работать некогда, они проповедуют, а те, кто приходит в ответ на их проповедь, тоже не очень-то работает или не настроен делиться, да его и не просят, а может быть, и нечем делиться, ведь в таких странах у всех зарплаты небольшие. И получается порочный круг воспроизводства пассивности, лжесмирения - примирения с социальным злом, ухода в эмоцию и кружковщину ("кружком" может быть и сообщество в несколько миллионов человек), ханжеского тыкания пальцем в небо вместо того, чего ждет от людей Христос. > Одно утешение: человек не только способен вечно делать первый шаг, не делая второго. Человек способен сделать второй шаг, не сделав первого - творить, не придя к Богу, миновав "открытое христианство", "миссионерское христианство". Ханжество, консервативное либо либеральное, не в силах, хотя и пытается, монополизировать жизнь. И речь идет не только о великих творцах художественной культуры, но и о творчестве семьи, о творчестве работы, о творчестве жизни.
*Пусть каждый человек торопится слушать, * * * Этот день в российском правосл. церковном календаре: |