=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

* 21 марта ст.ст., чт -
церковные чтения: Ис.28:14-22#; Быт.10:32-11:9#; Притч.13:20-14:6#.
{Седмица 4-я Великого поста}

> Призвание человека, каким оно раскрывается зачаточно в Ветхом Завете и уже с разительной силой и красотой — в Новом Завете, можно выразить следующим образом: мы призваны так соединиться со Христом, чтобы стать реально частицами, членами Его тела, — так же реально (употребляя образ, который Сам Спаситель употребил: Ин. 15,5), как веточка соединена с лозой, как часть дерева составляет одно с самим деревом (это образ, который мы находим у апостола Павла: Рим. 11,17-21), т.е. быть едиными с Ним не только душевно, не только в каком-то переносном смысле, но всем существом, всей реальностью бытия нашего. Это одно.

> Мы призваны также (я только перечисляю разные аспекты нашего призвания, которое мы находим в Новом Завете) быть храмом Святого Духа, местом Его вселения, и больше чем местом Его вселения, потому что храм  —  как бы обрамление, храм — как бы сосуд, в котором находится нечто, а мы призваны так соединиться с Богом, чтобы всё наше вещество было Им пронизано, чтобы ничего не было в нас — ни в духе, ни в душ`е, ни даже в плоти нашей, что не было бы охвачено этим присутствием, пронизано им; мы призваны, в конечном итоге, гореть, как купина неопалимая, которая горела и не сгорала. Мы призваны — и это слово апостола Петра, которое как бы суммирует то, что я сказал — стать причастниками Божественной природы (2Пет. 1,4). Опять-таки, не то что быть облагодетельствованными Богом, не то что благодатью Его, милостью Его, действием Его как бы держаться на высоте или на глубине, которая иначе нам недостижима, но стать по приобщению тем, что Бог есть по природе. И наконец, последнее, самое, может быть, таинственное, хотя оно кажется более простым: мы призваны стать сынами и дочерьми, чадами Бога и Отца... Это просто, если мы думаем о нашем отношении с Ним в порядке нравственного союза, взаимной любви, Его заботы о нас, думаем о том, что Он является причиной и первоисточником нашего бытия, о том, что Он нас любит, хранит; всё это так, но то, о чём говорит Евангелие, Священное Писание Нового Завета, гораздо больше. Речь идет о таком сыновстве, которое является сущностным, а не нравственным только, о настоящем, подлинном сыновстве. И это разъясняет очень дерзновенно, еще на грани первого и второго века, святой Ириней Лионский, ученик Поликарпа {ок.69 - ок.155, епископ Смирнский, мученик, один из первых христианских писателей} <...>. Святой Ириней говорит нам о том, что если действительно мы призваны так быть соединенными со Христом, как ветвь соединена с лозой, войти в такое единство со Святым Духом, чтобы быть Им пронизанными, как огонь пронизывает железо, то в конечном итоге мы должны в нашем единении со Христом и нашем соединении с Духом Святым стать сынами, дочерьми Божиими, так же, как Христос — Его Сын. Ириней Лионский говорит, что если мы действительно являемся членами Его тела, если действительно в нас течет, бьет ключом эта жизнь вечная, божественная, то всё человечество призвано, в каждом его члене и в совокупности всех, стать тем, что он называет, после Игнатия Богоносца, всецелым Христом (т.е. всеродным Адамом, как говорится в церковной песне на Пасху,  —  всё человечество как одно человечество, как целое человечество), и во Христе стать единородным сыном Отца.

> Если мы задумаемся над этими разными элементами нашего призвания, разве не ясно, что ничего из этого человек достичь своими силами не может. Мы не можем ни своим желанием, ни своими усилиями стать частицей этого тела Христова, мы не можем своими силами соединиться с Духом Святым; мы не можем стать участниками Божественной природы; мы не можем стать, как бы мы ни верили и ни тосковали по этому, подлинно детьми Бога Живого; это может быть нам дано, но это не может быть нами осуществлено. Разумеется, это не может случиться без нашего участия; Бог не относится к нам как к пассивным предметам; но то, что должно быть достигнуто, не может вырасти от земли, оно должно сойти с неба, оно должно быть даром, который нами принят, но не может быть чем-то, что мы сами создаем или до чего мы вырастаем. Образ вавилонской башни об этом же говорит: от земли к небу не построишь башню, благодать может к нам сойти — земля не может вырасти до неба.

> И способ, которым это может случиться, — это таинства Церкви. Я сейчас дам определение таинств, которое не является катехизическим и, может быть, даже богословски исчерпывающим, но которое просто удобно и говорит о том, что они собой представляют. Таинства являются действиями Божиими, совершаемыми в пределах Церкви, в которых Бог Свою благодать дает нам посредством того вещественного мира, в котором мы находимся, который нами предан в рабство, изуродован, сделан порой таким страшным, но который только несет на себе последствия человеческого греха, — сам он не грешен. Святой Феодор Студит {759-826, церковный писатель, защитник иконопочитания, устроитель монашеской жизни} в одном из своих поучений говорит, что мироздание, в котором мы живем, как бы оно ни потеряло свой путь,  —  не выбрало ложного пути, а было направлено по этому пути человеком, оторвавшимся от Бога. И он дает такой образ: мироздание в его одичании подобно коню, который скачет, разъяренный, потерявший всякое понятие о том, куда ему скакать и что делать, потому что всадник пьян... Мы опьянели грехом; и тот мир, который мы были призваны вести к его полноте, уже не может ее найти, потому что мы опьянели — не потому, что мир грешен или уродлив.

[ Митр. Сурожский Антоний.  
О ТАИНСТВАХ (Беседа в Москве, 1978г.)  
в сб. БЕСЕДЫ О ВЕРЕ И ЦЕРКВИ  
текст есть на с. www.mitras.ru ]

                              ***
  ***************************** ***************************
 **  О значении рассказа о вавилонской башне см. комм.:   **
 **    с. Христ.Просвещ./trstrb/men/vz/ge1101-9.htm#0     **
 **    (из книги свящ. Александра Меня о Ветхом Завете)   **
  ***************************** ***************************
 **  См. также: вып. № 36: Антоний, митр. Сурожский:      **
  **                    *КАК ЖИТЬ С САМИМ СОБОЙ (3)*       *
  **  (четверг 4-й седмицы Вел. поста в прошлом году)    * *
  ***************************** ***************************
                               *

*Во всём мире в ту пору был единый язык, одни и те же слова.
Идя с востока, люди достигли равнины в стране Шин`ар и там поселились.
... Сказали они:
"Построим город с башней до неба.
Так мы прославим наше имя, чтобы не рассеяться свету бесследно".
Господь сошел вниз посмотреть на город и башню,
над которыми трудились люди.
И сказал Господь:
"Единый народ, у всех один язык. И ведь это только начало их дел!
За что они возьмутся - им всё под силу!
Так сойдем же к ним и смешаем их речь,
чтобы они перестали понимать друг друга!"
И рассеял их Господь по свету - так они и не достроили свой город.*
(Быт.11:1-2,4-8)
* * *
*С мудрецами общаясь, станешь мудрее, /
а повелся с глупцами - не минуешь беды. ...
Кто боится Господа, ступает прямо, / а кто Его презирает - петляет.
Болтовня гордеца - это плеть для него, /
а речи мудрецов - это стража для них. ...
Ищет наглец мудрости, да не сыщет, /
а сметливому легко дается знание.* (Пр.13:20,14:2-3,6)
* * *
"Если я хочу стать тем, чем я могу, мне надо делать то, что я должен". (В. Франкл)

Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Apr/3.htm     http://www.DAYS.ru/Days/mart21.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»