Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2) * 5 апреля
ст.ст., пт - > Провид`ение и соблазн зла > Если Бог Отец Вседержитель, Творец благоустроенного и хорошего мира, печется обо всём творении, то почему существует зло? На этот вопрос, столь же настойчивый, сколь неизбежный, столь же горький, сколь таинственный, невозможно быстро дать удовлетворительный ответ. Ответом на этот вопрос является вся христианская вера в целом: красота творения, драма греха, долготерпеливая любовь Бога, Который идет навстречу человеку Своими заветами, искупительным Воплощением Сына Своего, даром Духа, созывом Церкви, силой таинств, призывом к блаженной жизни, принять которую свободным существам предложено заранее, но от которой они также могут уклониться заранее, через страшную тайну. Нет ни одной черты в христианском благовестии, которая частью не составляет ответа на вопрос о зле. > Почему Бог не сотворил мир такой совершенный, чтобы зло не могло в нём существовать? По своему безграничному могуществу Бог мог бы всегда сотворить нечто лучшее. Однако в бесконечной Своей премудрости и доброте Бог хотел свободно создать мир "в состоянии продвижения" к его высшему совершенству. Это становление означает, по замыслу Божию, с появлением одних существ исчезновение других; наряду с наибольшим совершенством - также и наименьшее; а наряду с созиданием природы - следовательно, и физическое зло, до тех пор, пока творение не достигнет совершенства. > Ангелы и люди, разумные и свободные создания, должны стремиться к своей окончательной судьбе, выбирая ее свободной волей, желательно - любовью. Они могут поэтому сбиться с пути. И действительно, они согрешили. Так вошло в мир нравственное зло, несоизмеримо более тяжкое, нежели зло физическое. Бог никоим образом, ни прямо, ни косвенно, не является причиной нравственного зла. Однако Он его допускает, чтя свободу Своего творения, и таинственным образом умеет извлечь из него добро: > Так с течением времени можно обнаружить, что Бог в Своем всемогущем Превидении может извлечь добро из последствий зла, даже нравственного, причиненного Его созданиями: "Итак не вы послали меня сюда, - говорит Иосиф своим братьям, - но Бог (...), вы умышляли против меня зло, но Бог обратил это в добро, чтобы (...) сохранить жизнь великому числу людей" (Быт. 45,8; 50,20) {Ср. Тов. 2,12-18 Вульгата}. Из самого большого нравственного зла, какое когда-либо совершалось, - отвержения и к`азни Сына Божия, - причиненного грехами всех людей, Бог "преизобилием благодати" {Ср. Рим. 4,20} Своей извлек величайшее благо - прославление Христа и наше искупление. Но зло от этого не становится добром. > "Любящим Бога (...) всё содействует ко благу" (Рим. 8,28). Свидетельство святых неустанно подтверждает эту истину:
> Мы твердо верим, что Бог - Властитель мира и истории. Но пути Его Провидения нам часто неведомы. Лишь в конце, когда истечет срок нашего частичного познания, когда мы увидим Бога "лицом к лицу" (1Кор. 13,12), станут нам полностью в`едомы пути, которыми даже сквозь драмы зла и греха Бог ведет Свое творение к отдохновению этого окончательного седьмого дня {<Т.е. субботы, дня покоя>, Ср. Быт. 2,2}, ради которого Он сотворил небо и землю.
+*************************+****************************+ ** + СМОТРИ ТАКЖЕ: + ** ************************** ***************************** ** В АРХИВЕ РАССЫЛКИ: ** ** вып. № 49: богослужебное *сегодня* (3) ** ** с. Христ.Просвещ./rasylka/002/045-53.htm#N49 ** ** (пятн. 6-й седмицы Вел. поста в прошлом году) ** ***************************** ******************************* + *Теперь, после смерти отца, братья Иосифа, задумались: * * * * * * Этот день в российском правосл. церковном календаре: |