ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! * 12 мая ст.ст., воскресенье 'о
самарянке'; > Новое отношение к женщине Христос утвердил еще в самом начале Своего > служения. > Идя в Галилею из Иерусалима, Он проходил через земли > самарян{Ин.4:4-34}. Знойным полднем, утомившись после пути, Иисус > сел отдохнуть у старого колодца, из которого местные жители > с незапамятных времен брали воду. Ученики, оставив Его, отправились > раздобыть пищи. > В их отсутствие к источнику подошла самарянка с кувшином на голове. > Она очень удивилась, когда Странник попросил у нее напиться. Ведь > иудеи, подобно нынешним старообрядцам, считали недопустимым > пользоваться одним сосудом с иноверными. В ответ Незнакомец сказал, > что Сам может дать ей "живой воды", напившись которой она не будет > больше испытывать жажды. > Простодушная женщина поняла эти слова буквально. > - Господин, - сказала она, - дай мне этой воды, чтобы мне не жаждать > и не приходить сюда черпать. > - Иди, позови мужа твоего и приходи сюда. > - У меня нет мужа. > - Хорошо ты сказала: "У меня нет мужа", ибо было у тебя пять мужей и > тот, который у тебя теперь, тебе не муж. Это ты правду сказала. > Самарянка поняла, что Собеседнику открыта печальная повесть ее > жизни. Ей тут же пришло в голову задать Ему вопрос о старой распре > между самарянами и иудеями. > - Господин, вижу, что Ты пророк. Отцы наши на этой горе поклонялись > Богу, а вы говорите, что в Иерусалиме то место, где должно > поклоняться[Самаряне считали законным местом богослужения > не Иерусалим, а гору Гаризим, где в IV в. до н.э. построили храм. > В 130г. до н.э. он был разрушен хасмонеями]. > - Верь Мне, женщина, что приходит час, когда не на этой горе > и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы поклоняетесь тому, > чего не знаете, мы поклоняемся тому, что знаем; ибо спасение - > от иудеев. Но приходит час, и теперь есть, когда истинные поклонники > будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо и Отец ищет, чтобы > такими были поклоняющиеся Ему. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему > должны поклоняться в духе и истине. > - Знаю, что Мессия грядет,- ответила она. Когда придет Он, > то возвестит нам всё. > - Это Я, говорящий с тобою,- сказал Иисус... > В этот момент к колодцу подошли ученики. Их поразило, что Учитель > беседует с самарянкой. Она же, взволнованная, поспешила в город, > чтобы рассказать о встрече соплеменникам. > - Равви, ешь - предложили ученики. У Меня есть пища, которую > вы не знаете. > Они переглянулись. Кто мог накормить Его в этом негостеприимном > месте? Но еще больше удивились они, узнав, что не им, а этой простой > женщине, к тому же блуднице и еретичке, Он впервые прямо сказал > о Себе как о Мессии и посвятил ее в сущность вечной религии духа... > Для Сократа женщина была лишь тупым назойливым существом, а Будда > не разрешал своим последователям даже смотреть на женщин. > В дохристианском мире женщины чаще всего оставались молчаливыми > рабынями, жизнь которых была ограничена изнурительным трудом > и домашними заботами. Не случайно в одной из иудейских молитв были > слова: "Благодарю Тебя, Боже, что Ты не создал меня женщиной...". > Христос возвращает женщине отнятое у нее человеческое достоинство > и право иметь духовные запросы. Отныне ее место не только > у семейного очага. Поэтому среди ближайших последователей Иисуса > мы видим немало учениц, преимущественно галилеянок. Евангелия > сохранили имена некоторых из них: это Мария из Магдалы, которую > Господь исцелил от "семи бесов"; мать Иоанна и Иакова - Саломея; > сестра Девы Марии - Мария Клеопова; Сусанна; Иоанна - жена Хузы, > домоправителя Антипы{Мк.16:9; Лк.8:2-3; Ин.19:25; Мф.20:20}. Самые > состоятельные из них оказывали поддержку маленькой общине. > Однако Иисус не хотел, чтобы их роль ограничивалась этим. > При посещении Иерусалима Он сблизился с семьей некоего Элеазара, > или Лазаря, который жил близ города в поселке Вифания с сестрами > Марфой и Марией. Учитель любил их дом, под кровом которого нередко > находил отдых. Однажды, когда Он пришел к ним, Марфа начала > хлопотать об угощении, а Мария села у ног Учителя, чтобы слушать Его > слова. Видя это, старшая сестра обратилась к Нему: > - Господин, Тебе дела нет, что сестра меня одну оставила служить? > Скажи ей, чтобы она мне помогла. > - Марфа, Марфа, - ответил Иисус, - заботишься ты и беспокоишься > о многом, а одно только нужно. Мария же благую долю избрала, которая > не отнимется от нее{Лк.10:38-42. <...>}. > Поучительно, что даже противники Иисуса, хотя и видели Его > в окружении женщин, не осмеливались клеветать на Него. Это одна > из поразительных черт евангельской истории. "Тот, Кто однажды > покорит ветер и море, - пишет Франсуа Мориак, - обладал властью > воцарять великий покой в сердцах... Он усмирял начинающиеся > сердечные бури, ибо иначе в Нём поклонялись бы не Сыну Божию, > а человеку среди людей" > {F. Mauriac. La vie de Jesus <(Жизнь Иисуса)>, р.41.}. > Впоследствии, когда настал час испытания, первые женщины-христианки > не покинули Господа, как прочие ученики. Они были на Голгофе > в момент Его смерти, проводили Учителя до места погребения, > и им первым была открыта пасхальная тайна... > Евангелие разрушило преграды, издавна разделявшие людей. > Тем, кто соблюдал обряды Закона и кто не знал их, иудеям > и чужеземцам, мужчинам и женщинам - каждому оно открывало дорогу > в Царство Христово, где становилась второстепенной принадлежность > к нации, сословию, полу, возрасту. Созерцая это чудо, апостол Павел > восклицал: "Здесь нет эллина и иудея, нет обрезания и необрезания, > варвара, скифа, раба, свободного, но всё и во всех - Христос!" > {Кол.3:11}.
*Женщина говорит Ему: Этот день в российском правосл. церковном
календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/May/25.htm |