ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! * 9 июня ст.ст., воскресенье
{1-е по Пятидесятнице} > На Востоке праздник всех святых со временем стал подвижным. В той же > Сирии уже в 411 г. день «всех мучеников» праздновали в пятницу > Пасхальной недели, и этот обычай сохранился у несториан и католиков > халдейского обряда. В Русской Церкви утвердился византийский обычай: > день всех святых соединен с первым воскресением после Пятидесятницы. > Почему, понятно: святость есть плод Духа. В древней Ирландии, > церковные обычаи которой влияли на всю Европу через ирландских > миссионеров, день всех мучеников отмечали 17 апреля, а всех святых > 20-го. Но уже к VIII веку верх взяла другая, британская традиция: > всем святым посвятили первый день нового года, которым тогда считали > 1 ноября. Папа Григорий IV (827-844) и установил праздник "Всех > святых", но перенес его, однако, на 1 ноября (видимо, под влиянием > английского обычая; в Англии тогда новый год считали с 1 ноября, > и в Англии и началось почитание Всех святых). <....> В конце IX в. > праздник Всех святых отмечался уже всюду на Западе. <.....> > На Западе праздник Всех Святых соединился с молитвой обо всех > усопших. Соединение настолько логичное, что можно было бы > удивляться, почему оно не состоялось на Востоке. Но ведь > и соединение праздника святым с Пятидесятницей тоже настолько > логично, что можно удивляться, что на Западе оно исчезло. Дело > не в злокозненности Запада и не в тупости Востока, а в том, > что логических связей между различными догматами, богословскими > идеями, праздниками, событиями бесконечно много. Все эти связи > не реализовать, нужно выбирать, а сделав выбор, не нужно думать, > что он единственный и лучше прочих. Он лучший только для сделавшего > выбор. > Соединение молитвы святым с молитвой о всех усопших есть следующий > шаг в самопознании христиан. Первый был, когда святых стали почитать > особо (вплоть до канонизации как формального акта), не почитая себя > святыми. На чужой взгляд, совершилось непоправимое разделение > верующих на святых и грешных. Но надежда, но ощущение Евангелия > как благой вести не ушло, и разделение было преодолено именно > в молитве об усопших. Такая молитва есть молитва о пребывающих > в раю. То, что мы молимся о "всех" умерших есть показатель надежды > нашей на то, что все пребывают в раю - да-да, и Иуда. Молиться > о тех, кто в аду, не бессмысленно, но бесполезно, ибо в аду, > по определению, те, кто не хочет, чтобы о них молились, > кто воспротивится всякой попытке перетащить их от смерти в жизнь. > Кто в аду - нам не дано знать, и потому мы молимся об упокоении всех > душ, мы молимся обо всех, как о могущих быть святыми, могущих быть > спасенными. > Об усопших молится тот, кто понял о себе, что святость в душ`е есть > и что она прорастает, но что прорастание ее не в мгновение ока > совершается. Об упокоении усопших молится тот, кто понял о себе, > что возрастание в Боге всегда соединено с нашим согласием > на исцеление, на выздоровление через очищение, ампутацию, > приращение, восстановление, - все процессы далеко не всегда > приятные, часто мучительные. Очищение начинается на земле, вечная > жизнь начинается на земле - следовательно, и в раю продолжаются. > <....> > Поминать усопших начали уже в раннее средневековье. В бенедиктинских > монастырях в конце Х в. возник обычай ежегодно праздновать день > Памяти усопших благодетелей и друзей монастыря. Св. аббат Одило > Клюнийский (994-1048) узаконил поминовение усопших для всех своих > монастырей. Под влиянием Клюнийской реформы этот обычай очень скоро > распространился. <.....> > <...> > Вряд ли было случайным совпадением то, что празднование Всем Святым > (а значит, отчетливое сознание того, что не все христиане - святые) > началось тогда, когда, действительно, христиан стало до неприличия > много, точнее, когда христианами стали - или были объявлены - > практически все жители Римской империи, то есть, в IV веке. Возник > праздник на Востоке по той же причине - в Западной Римской империи > огромное большинство населения составляли "варвары", считавшиеся > нехристями (они приняли христианство от ариан), и там легче было > думать о всех христианах как о святых здесь и сейчас, противостоящих > мрачной бесовщине ереси и неверия. > С VI столетия, когда Запад христианского мира тоже в основной массе > стал думать о себе как о сплошь христианском, и в нём появилось > празднование Всем Святым. Так самомнение уравновешивалось верой > в то, что святые - на небесах, что им нужно особенно молиться, > особенно их почитать, а мы, на земле, хоть и называемся святыми, > но уж, конечно, не совсем в том смысле (потом и вообще перестали > относиться к себе слова Евангелия о святости, а потом и читать-то > Евангелие стали реже). Можно сказать (как это делают некоторые > некоторые ревнители апостольской чистоты), что тем самым нарушилась > логика христиан первых трех веков: все христиане - народ избранный, > все христиане - святые. Однако, думается, приток в Церковь > формальных или, лучше сказать, явно не святых христиан просто помог > понять то, что христиане всё равно рано или поздно поняли бы, даже > если бы оставались гонимыми подпольщиками: все святые - христиане, > но не все христиане - святые. Более того, христианин, который уверен > в том, что он святой (всё равно, поминает ли он при этом милость > Божию или наивно уверен в силе обряда) - уже не свят, > ибо не смиренен. Но не смиренен <и> тот, кто оставил надежды > на святость, ибо святость есть дар Божий и стремиться к Богу > означает стремиться к святости.
// ******************************* ******************************* | ** еще О ДНЕ ВСЕХ СВЯТЫХ: ** * | •проповеди митр. Антония Блума * | www.mitras.ru/inname/in_111.htm * | •Александр Мень в кн. "Таинство, слово и образ" * | www.krotov.info/library/13_m/myen/tso/tso_5.html#denduha * | •+Праздник святых и грешников+ - Яков Кротов (вып. расс. № 114) * | с. Христ.Просвещ./rasylka/002/114.htm#0 * | •"Святые" в тематическом указателе "Библиотеки Якова Кротова": * | www.Krotov.info/spravki/temy/s/svyatie.html * \\ ******************************* *******************************
*Благодаря вере они покоряли царства,
вершили справедливость,
добивались того, что обещал им Бог, усмиряли львов, гасили яростный огонь, спасались от острия меча, обретали силу после слабости, становились могучими в бою, разбивали войска чужеземцев. Женщины получали умерших детей воскресшими. Иных мучили до смерти, но они отказались от свободы, чтобы обрести воскресение в лучшей жизни. Другие же испытали на себе издевательства и побои, даже цепи и тюремные решетки. Их побивали камнями, перепиливали пилами, убивали мечами. Они скитались бездомные, одевались в овечьи и козьи шкуры, вели жизнь, полную лишений, гонений, страданий. Те, кого весь мир был недостоин, блуждали в пустынях, горах, пещерах и ущельях. Все они благодаря вере заслужили от Бога похвалу, но не получили обещанного. И это ради нас, чтобы достичь совершенства они могли только вместе с нами, так как для нас Бог предусмотрел нечто лучшее. И раз вокруг нас такая тьма свидетелей, то нам надо снять с себя бремя цепкого греха и бежать предстоящий нам забег терпеливо и стойко, не сводя глаз с Зачинателя и Свершителя веры - Иисуса. Ради той радости, которая Ему предстояла, Он, пренебрегши позором, претерпел смерть на кресте и теперь сидит по правую руку от Престола Божьего. Так размышляйте о Том, кто вынес столько вражды к Себе со стороны грешников. Это поможет вам не ослабеть и не пасть духом.* (Евр.11:33-12:3) * * * Иисус сказал: "Того, кто открыто признает Меня перед людьми, / призн`аю и Я перед Моим Небесным Отцом. А кто откажется от Меня перед людьми, / от того и Я откажусь перед Моим Небесным Отцом. ... Кто любит отца или мать больше Меня, / тот не для Меня! Кто любит сына или дочь больше Меня, / тот не для Меня! И кто свой крест не берет и не идет за Мною, / тот не для Меня! Кто хочет жизнь свою обрести, / тот погубит ее. А кто погубит свою жизнь ради Меня, / тот ее обретет". (Мф.10:32-33,37-39) Этот день в российском правосл. церковном
календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Jun/22.htm |