=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!

* 9 июня ст.ст., воскресенье {1-е по Пятидесятнице}
- ДЕНЬ ВСЕХ СВЯТЫХ -
литургические чтения: Евр.11:33-12:2 #;
Мф.10:32-33 #, 37-38 #; 19:27-30 #.

> На Востоке праздник всех святых со временем стал подвижным. В той же
> Сирии  уже  в  411  г.  день  «всех мучеников» праздновали в пятницу
> Пасхальной  недели, и этот обычай сохранился у несториан и католиков
> халдейского обряда. В Русской Церкви утвердился византийский обычай:
> день всех святых соединен с первым воскресением после Пятидесятницы.
> Почему,  понятно:  святость  есть  плод  Духа.  В  древней Ирландии,
> церковные  обычаи  которой  влияли  на  всю  Европу через ирландских
> миссионеров,  день  всех мучеников отмечали 17 апреля, а всех святых
> 20-го.  Но  уже  к VIII веку верх взяла другая, британская традиция:
> всем святым посвятили первый день нового года, которым тогда считали
> 1  ноября.  Папа  Григорий  IV  (827-844) и установил праздник "Всех
> святых",  но  перенес его, однако, на 1 ноября (видимо, под влиянием
> английского обычая;  в Англии тогда новый  год  считали  с 1 ноября,
> и  в  Англии и началось почитание Всех святых). <....> В конце IX в.
> праздник  Всех святых отмечался уже всюду на Западе. <.....>

> На  Западе  праздник  Всех  Святых  соединился  с  молитвой обо всех
> усопших.   Соединение   настолько   логичное,   что  можно  было  бы
> удивляться,   почему  оно  не  состоялось  на  Востоке.    Но   ведь
> и  соединение  праздника  святым  с  Пятидесятницей  тоже  настолько
> логично,   что можно удивляться,  что на Западе оно  исчезло.   Дело
> не  в  злокозненности  Запада  и  не в тупости  Востока,   а  в том,
> что  логических  связей  между  различными  догматами, богословскими
> идеями,   праздниками,   событиями  бесконечно много.  Все эти связи
> не реализовать,  нужно выбирать,  а сделав выбор,  не нужно  думать,
> что  он единственный и лучше прочих. Он лучший только для сделавшего
> выбор.

> Соединение  молитвы  святым с молитвой о всех усопших есть следующий
> шаг в самопознании христиан. Первый был, когда святых стали почитать
> особо  (вплоть до канонизации как формального акта), не почитая себя
> святыми.   На  чужой  взгляд,  совершилось  непоправимое  разделение
> верующих  на святых и грешных.  Но надежда,  но  ощущение  Евангелия
> как  благой  вести  не  ушло,   и разделение было преодолено  именно
> в  молитве  об  усопших.   Такая молитва есть молитва  о пребывающих
> в  раю.  То, что мы молимся о "всех" умерших есть показатель надежды
> нашей  на  то,  что  все пребывают в раю - да-да,  и Иуда.  Молиться
> о  тех,  кто  в  аду,   не бессмысленно,  но бесполезно,  ибо в аду,
> по  определению,   те,   кто  не  хочет,   чтобы  о  них   молились,
> кто  воспротивится  всякой  попытке перетащить их от смерти в жизнь.
> Кто в аду - нам не дано знать, и потому мы молимся об упокоении всех
> душ,  мы  молимся обо всех, как о могущих быть святыми, могущих быть
> спасенными.

> Об усопших молится тот, кто понял о себе,  что святость в душ`е есть
> и  что  она  прорастает,  но  что  прорастание ее не в мгновение ока
> совершается.  Об упокоении усопших молится тот,  кто  понял  о себе,
> что  возрастание  в  Боге  всегда   соединено   с  нашим   согласием
> на   исцеление,   на   выздоровление   через   очищение,  ампутацию,
> приращение,   восстановление,   -  все  процессы  далеко  не  всегда
> приятные,  часто  мучительные.  Очищение начинается на земле, вечная
> жизнь начинается на земле - следовательно, и в раю продолжаются.

> <....>

> Поминать усопших начали уже в раннее средневековье. В бенедиктинских
> монастырях  в  конце  Х  в.  возник обычай ежегодно праздновать день
> Памяти  усопших  благодетелей  и  друзей  монастыря. Св. аббат Одило
> Клюнийский  (994-1048)  узаконил  поминовение усопших для всех своих
> монастырей.  Под влиянием Клюнийской реформы этот обычай очень скоро
> распространился. <.....>

> <...>

> Вряд  ли было случайным совпадением то, что празднование Всем Святым
> (а  значит, отчетливое сознание того, что не все христиане - святые)
> началось  тогда,  когда, действительно, христиан стало до неприличия
> много,  точнее,  когда  христианами  стали  -  или  были объявлены -
> практически  все  жители Римской империи, то есть, в IV веке. Возник
> праздник  на  Востоке по той же причине - в Западной Римской империи
> огромное  большинство  населения  составляли  "варвары", считавшиеся
> нехристями  (они  приняли  христианство  от ариан), и там легче было
> думать о всех христианах как о святых здесь и сейчас, противостоящих
> мрачной бесовщине ереси и неверия.

> С  VI столетия, когда Запад христианского мира тоже в основной массе
> стал  думать  о  себе  как  о сплошь христианском, и в нём появилось
> празднование  Всем  Святым.   Так самомнение уравновешивалось  верой
> в  то,  что  святые  -  на  небесах, что им нужно особенно молиться,
> особенно их почитать,  а мы,  на земле,  хоть и называемся  святыми,
> но  уж,  конечно,  не  совсем в том смысле (потом и вообще перестали
> относиться  к  себе  слова Евангелия о святости, а потом и читать-то
> Евангелие  стали  реже).  Можно  сказать  (как  это делают некоторые
> некоторые  ревнители апостольской чистоты), что тем самым нарушилась
> логика  христиан первых трех веков: все христиане - народ избранный,
> все   христиане   -  святые.  Однако,  думается,  приток  в  Церковь
> формальных  или, лучше сказать, явно не святых христиан просто помог
> понять  то,  что христиане всё равно рано или поздно поняли бы, даже
> если  бы  оставались гонимыми подпольщиками: все святые - христиане,
> но не все христиане - святые. Более того, христианин, который уверен
> в  том,  что  он  святой (всё равно, поминает ли он при этом милость
> Божию   или   наивно   уверен   в  силе   обряда)  -   уже  не свят,
> ибо  не  смиренен.   Но  не  смиренен <и> тот,  кто оставил  надежды
> на  святость,  ибо  святость  есть  дар  Божий  и  стремиться к Богу
> означает стремиться к святости.

[ Я.Кротов.  
www.krotov.info/yakov/3_vera/1_vera/1b_saints.htm  ]

// *******************************  *******************************
|               ** еще О ДНЕ ВСЕХ СВЯТЫХ: **                       *
|  •проповеди митр. Антония Блума                                   *
|       www.mitras.ru/inname/in_111.htm            *
|  •Александр Мень в кн. "Таинство, слово и образ"                  *
|       www.krotov.info/library/13_m/myen/tso/tso_5.html#denduha       *
|  •+Праздник святых и грешников+ - Яков Кротов (вып. расс. № 114)  *
|       с. Христ.Просвещ./rasylka/002/114.htm#0                    *
|  •"Святые" в тематическом указателе "Библиотеки Якова Кротова":   *
|       www.Krotov.info/spravki/temy/s/svyatie.html                *
\\ *******************************  *******************************

Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Благодаря вере они покоряли царства, вершили справедливость,
добивались того, что обещал им Бог, усмиряли львов,
гасили яростный огонь, спасались от острия меча,
обретали силу после слабости, становились могучими в бою,
разбивали войска чужеземцев.
Женщины получали умерших детей воскресшими.
Иных мучили до смерти,
но они отказались от свободы, чтобы обрести воскресение в лучшей жизни.
Другие же испытали на себе издевательства и побои, даже цепи и тюремные решетки.
Их побивали камнями, перепиливали пилами, убивали мечами.
Они скитались бездомные, одевались в овечьи и козьи шкуры,
вели жизнь, полную лишений, гонений, страданий.
Те, кого весь мир был недостоин, блуждали в пустынях, горах, пещерах и ущельях.
Все они благодаря вере заслужили от Бога похвалу, но не получили обещанного.
И это ради нас, чтобы достичь совершенства они могли только вместе с нами,
так как для нас Бог предусмотрел нечто лучшее.
И раз вокруг нас такая тьма свидетелей,
то нам надо снять с себя бремя цепкого греха
и бежать предстоящий нам забег терпеливо и стойко,
не сводя глаз с Зачинателя и Свершителя веры - Иисуса.
Ради той радости, которая Ему предстояла,
Он, пренебрегши позором, претерпел смерть на кресте
и теперь сидит по правую руку от Престола Божьего.
Так размышляйте о Том, кто вынес столько вражды к Себе со стороны грешников.
Это поможет вам не ослабеть и не пасть духом.*
(Евр.11:33-12:3)
* * *
Иисус сказал:
"Того, кто открыто признает Меня перед людьми, /
призн`аю и Я перед Моим Небесным Отцом.
А кто откажется от Меня перед людьми, /
от того и Я откажусь перед Моим Небесным Отцом. ...
Кто любит отца или мать больше Меня, / тот не для Меня!
Кто любит сына или дочь больше Меня, / тот не для Меня!
И кто свой крест не берет и не идет за Мною, / тот не для Меня!
Кто хочет жизнь свою обрести, / тот погубит ее.
А кто погубит свою жизнь ради Меня, / тот ее обретет".
(Мф.10:32-33,37-39)

Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Jun/22.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»