Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Рим.1:7) * 11 июня ст.ст., вт - > <...> Слово +подвиг+ связано с мыслью о движении. Подвижник - тот, > кто не остается косным, кто постоянно в творческом состоянии > движения. Я не говорю "прогресса", потому что человек не идет от > победы к победе. Есть замечательное письмо святителя Тихона > Задонского, где он говорит: в Царство Божие не идут от победы к > победе, а большей частью от поражения к поражению, но те доходят, > которые после каждого поражения, вместо того чтобы сесть и > оплакивать его, встают и идут дальше. Подвиг именно в этом > заключается: никогда не сесть оплакивать. Плакать можно по дороге, > плакать можно на пути, плакать можно, когда дойдешь до цели, падешь > на колени перед Спасителем и скажешь: "Прости, Господи! На всю Твою > любовь я ответил цепью измен - а всё-таки я пришел к Тебе, не к > кому-то другому..." > Если соединить то, что я говорил о власти над собой, о послушании, о > состоянии ученика по отношению к учителю, то ясно, в чём заключается > подвиг. Он начинается в момент, когда мы выбираем своего наставника. > В конечном итоге этим наставником будет Бог; но раньше чем мы сможем > сказать: я в таком общении с Богом, что могу просто слышать, слушать > и действовать, - есть целый ряд стадий. Первая стадия, разумеется, - > живое Божие слово в Евангелии. Это слово, которое мы можем услышать, > но оно не всегда до нас доходит, потому что мы не всегда способны > слышать. И поэтому большей частью нам нужно человеческое > наставление, хотя бы разъяснение порой: как этот отрывок понимать и > как его - это главное - применять; потому что мы или берем > максималистичекую линию и тогда неспособны выполнить то, что сверх > наших сил, или наоборот, удовлетворяемся очень немногим и никуда не > движемся. > Тут большую роль может сыграть мудрый, опытный наставник, который > скажет: вот что значит слово Божие в данном случае; а теперь подумай > или подумаем вместе о том, как ты можешь это применить, насколько ты > можешь его исполнить, что ты можешь сделать для начала. Потому что > если с успехом сделать нечто в начале, следующий шаг возможен; если > попытаться сделать невозможное, то второго шага не будет, человек > сломится. Но тут надо действительно знать, с кем ты имеешь дело, то > есть знать, в каком ты соотношении с данным наставником: он просто > твой приходской священник, который исповедует тебя, или он может > тебя вести (конечно, в определенных пределах своей ограниченности; я > не хочу сказать: глупости или неопытности, я говорю о каком-то > пределе, который не охвачен чистой благодатью); или тебе дан старец, > который не нуждается в твоих объяснениях, не нуждается в твоей > исповеди, который видит тебя насквозь - как видели людей Серафим > Саровский, Амвросий Оптинский, таких примеров сколько угодно и в > древней литературе и в опыте наших дней.
*Для того, кто работает, плата не дар, а то, что ему причитается. Этот день в российском правосл. церковном
календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Jun/24.htm |
|
![]() |