Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Рим.1:7) * 8 июля ст.ст., пн > <.....> Некоторые авторы подчеркивают: Христос никогда не смеялся. > Прямого текста нет, где было бы сказано, что Он смеялся, но юмора > и иронии в Его речах очень много. > Кстати сказать, Христос создал жанр притчи, потому что в Ветхом > Завете слово "притча" означало афоризм, слово было такое "маш`аль", > мы его переводим как "притча", оно означало "краткая мысль". > А маленькая новелла, рассказ почти не встречались, бывали такие > случаи, но их буквально считанные единицы во всём Ветхом Завете. > И Христос был первым, кто эти маленькие новеллы превратил > в изложение каких-то высоких истин. А зачем? Почему? Потому что это > было слово жизни. А какое "слово жизни", если сказать, > что все народы равны? Это общее место. Он рассказывает притчу, > скажем, о милосердном самарянине. И заметьте, что в таких рассказах, > новеллах вывода никогда не бывает или очень редко. Почему? > Это не случайно. Потому что в притче Он дает ситуацию, и человек > должен внутренне, как говорят, экзистенциально, почувствовать > эту ситуацию и найти свой ответ. Ведь в притче о милосердном > самарянине на вопрос "кто ближний?" Он не дает ответа. Он просто > рассказал, что была такая ситуация, и спрашивает, кто ближний? > Собеседник говорит: тот, кто сотворил ему милость. Тогда Он говорит: > иди и твори то же самое. Вот сегодня в Евангелии читалось слово > Христово, Он ученикам объяснял модель притчи и сказал: вам дано всё > ясно, а им в притче. Почему? Потому что Он учеников готовил быть > проповедниками, и Он им показывал эту схему, каркас, на котором > притча держится. А когда Он говорил людям, она должна была звучать > без этого заднего фона, чтоб люди сами нашли ответ. > Кстати, и тайну своего служения Он не декларировал, а спрашивал: > за кого принимают Меня люди? за кого вы Меня почитаете? Он всегда > ждал активности со стороны людей, чтобы они нашли этот ответ. > Так вот, возвращаясь к иронии, к юмору. Я бы сказал, что семьдесят > процентов притч должны были быть произнесены и услышаны с улыбкой. > Начиная даже с маленького примера, когда Он говорит: ну, ничем > не угодишь им. Пришел Иоанн Креститель - не ест, не пьет, живет > в пустыне, говорят - в нём бес. Пришел Сын человеческий, ест, пьет - > вот, говорят, обжора и пьяница. Идем дальше. Скажем, когда человек > устает, когда он не может до Бога достучаться, Христос приводит ему > историю почти чеховскую, как вдова "достала" судью, который Бога > не боялся и людей не стыдился, но эту вдову защитил, так как понял > что она вообще не даст ему жизни. Это вовсе не значит, > что Он предлагал людям заниматься таким сутяжничеством, Он просто > показал, что такое истинная настойчивость. > Или о человеке, который должен был принять гостей; у него ничего > не было, и он побежал к другу, к соседу, а тот: я уже сплю, > я не могу встать. И он снова застучал, а тот подумал, он же мне > спать не даст, - пошел и дал. А почему так выражаться нужно было? > Потому что люди, воспринимая эту картину, оживлялись, а не сидели > как-то занудно, слушая нравоучительные истории. Они, наверняка, > улыбались. У нас это уже сакрализировано, притчи сохраняют свою > сакральность, но сакральность раскованную, сакральность, > я бы сказал, с улыбкой. И очень многие притчи таковы. И даже > та притча, которая кажется нам трогательной, учитывая нравы людей > Востока, тоже с улыбкой слушалась. Женщина потеряла деньги. > Но, когда она выметала пол и нашла их, она не просто сказала, ну, > слава Богу, и положила их, она побежала к соседям: слушайте, > смотрите, я же нашла деньги, я потеряла их - это живая сценка. > <....> > Теперь посмотрим притчи, которые дают другие учители великие, те, > чьи мысли сегодня живут в религиях, в философии нашего столетия. > Возьмем притчу Платона о пещере и людях, которые сидят в пещере. > Картина романтическая и фантастическая. Люди, которые закованы > в пещерах, смотрят в стену, а там проходят тени и т.д. <...> > Он пытался передать таким образом, что мы видим реальность только > отраженно. Или буддистские притчи, они обычно сказочно-фантастичны, > там действуют разные фантастические животные, какие-то необычайные > ситуации, там почти нет ничего обыденного. Между тем притчи > евангельские все очень просты по сюжету. Единственная притча, > которая как бы выходит из этого жанра, - это притча о богаче > и Лазаре. В ней фигурируют уже и тот свет, и этот, и пропасть между > ними, но это единственная притча, где Господь как бы обыграл > уже существовавший, ходивший, бродячий сюжет; единственная притча, > где Он как бы воспользовался уже готовым материалом. Подобные тексты > есть в египетских памятниках. > Очень хорошо писал Чарлз Додд, один из современных крупнейших > толкователей Библии <...>, что стиль - это человек; известное > изречение. И вот когда мы читаем наиболее известные тексты > Евангелия, т.е. те, которые могут звучать как наиболее аутентичные, > мы в них начинаем видеть того, кто это говорит.
*‡‡‡‡ См. также: # # # # .... ‡‡‡• О еванг. притчах вообще: # ............ ‡‡- -> в тематич. указателе: # : ‡ с. Христ.Просвещ./temy/p/pritchi.htm#pritjevn : ‡‡‡• Почему Иисус говорит притчами? : ‡‡- -> Комм. В.Н.Кузнецовой к Мф.13:10-17: : ‡ с. Христ.Просвещ./trstrb/kuzn/mt/1310-7.htm#0 : ‡‡- -> Комм. В.Н.Кузнецовой к Мк.4.10-12 (ТАЙНА ЦАРСТВА): : ‡ с. Христ.Просвещ./rasylka/002/198.htm#0 (вып. №198) : ‡‡‡• О притче о сеятеле : ‡‡- -> митр. Антоний Блум: : ‡ с. Христ.Просвещ./rasylka/002/140a.htm#0 : ‡‡- -> *Великое случается вдруг, хотя иногда - : ‡ не без нашего участия* (Т.Мёртон, С.Тагуэлл): : ‡ с. Христ.Просвещ./rasylka/002/195.htm#0 (вып. №195) : = = = = = = = = = = :
*Прошу вас, братья, остерегайтесь тех,
кто вносит разногласия и ставит препоны на пути веры, — наперекор тому учению, которое вы получили. Держ`итесь от них подальше. Эти люди не Господу нашему Христу служат, а собственным похотям. Своей лестью и красивыми речами они обманывают простодушных. ... Желаю вам быть мудрыми на добро и несмышлеными на зло. А Бог, источник мира, скоро сокрушит Сатану вам под ноги. Милость Господа нашего Иисуса да будет с вами.* (Рим.16:17-20) ¤ Этот
день в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Jul/21.htm |