Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Рим.1:7) * 1 августа ст.ст., чт Изнесение древ Креста
Господня* > <...> О Павле мы знаем, что он был еврей верующий, ученик Гамалиила, > что он был одним из самых страстных приверженцев своей веры, > что он всей горячей, пламенной своей душой отдал себя служению > и поклонению Богу, Каким он Его знал. Он получил разрешение > от синедриона идти в Дамаск для того, чтобы там гнать учеников > Христа, которых он считал лжецами, собиравшимися распространить > весть о том, что их Учитель умер, но воскрес, и что Он — Бог. > И на пути в Дамаск ему было видение. Вы знаете этот рассказ > (Деян., глава 9) <...>. Он вдруг увидел перед собой живого Христа > в Божественном сиянии, упал на колени и от этого сияния ослеп. > Помните, как Моисей просил Господа дать ему воззреть на Себя, > и Господь ему ответил: человек не может Меня видеть и остаться живым > (Исх.33,20). И в воплощении Христовом Бог стал доступен, у Него был > человеческий лик, человеческое имя. Его можно было видеть. > Воскресший Христос мог быть доступен так, как тайна Божия не может > быть доступна для нас. Св. Григорий Нисский говорит о том, > что Бог есть мрак — и поясняет: не потому, что в Нём есть какая-то > темнота, а потому, что Его свет такой, что он нас ослепляет, > и мы ничего больше не видим. > Вот так ослеп и Павел. У него был, таким образом, непосредственный, > прямой опыт о Воскресении Христовом. Он опытно знал, что он встретил > воскресшего Христа. И потом он проповедовал именно Воскресение. > Вы, наверное, помните место в его послании, где он говорит: > +Если Христос не воскрес, то мы — самые несчастные люди+ > (1Кор.15,14-19). И это понятно, потому что если не воскрес Христос, > а мы всю свою веру Ему отдаем, если мы проповедуем Христа > распятого — и не воскресшего, то мы и себе лжем, и других > обманываем, и живем в полной иллюзии, вне реальности. > Поэтому действительно мы были бы самые несчастные люди, > живущие в каком-то дурмане. Вот еще один свидетель. > После Павла, на протяжении всей церковной истории тысячи и тысячи > людей встречали воскресшего Христа. С самого начала есть рассказы > в житиях очень многих святых о том, как Христос им являлся, > как Он их учил, как Он их спасал, как Он их наставлял. Поэтому есть > в течение всей истории из века в век живые свидетели о том, > что они знают опытно, лично, что Христос воскрес, люди, > которые могут сказать: я Его встретил лицом к лицу, я достоверно > знаю, что Иисус из Назарета, Который был распят на Голгофской горе, > Который умер, Который был погребен, на самом деле, как и Евангелие > говорит, как и Его ранние свидетели провозглашают, — воскрес > и +жив+. > И мы можем верить этим свидетелям; но на каком основании? И почему > нам люди так трудно верят? Мне кажется, что ответ на это мы можем > найти отчасти в рассказе о Фоме, отчасти глядя на то, каковы были > святые. В рассказе о Фоме — я вам говорил о том, что Фома не мог > поверить слову апостолов, потому что в них он видел только > ликование, но не видел перемены. Таково и наше положение. > Мы верим в Воскресение Христово; некоторые из нас даже +знают+ > о воскресшем Христе; но могут ли люди, глядя на нас, сказать: > это люди, которые оказались в какой-то момент жизни лицом к лицу > с живым, воскресшим Христом и которые так переменились благодаря > этой встрече, что мы видим, что они — люди иного рода, что они — > не такие, как все другие; что, употребляя слово английского писателя > Льюиса, если мы можем рассматривать всех людей как изваяния, > как статуи, эти люди — статуи ожившие. Разница между верующим > и неверующим, говорит Льюис, именно такова: человек неверующий > подобен изваянию, человек верующий — это изваяние, которое стало > живым. > И вот перед нами сто`ит вопрос: каковы мы? Рассказываем ли мы только > с чужих слов о Воскресении Христа? Радуемся ли мы действительно > полным сердцем о том, что мы в этом убеждены только потому, > что другие люди это знают, и мы им можем верить, — или же с нами > эта весть нечто сотворила, и, зная опытно, что Христос воскрес, > мы уже не можем быть теми людьми, какими были раньше? > Мы это можем знать опытно, различным образом. Мы можем это знать > в молитве, прикосновением <к> +краю ризы Христовой+; мы можем > Его познать в какие-то моменты, когда вдруг мы чуем, что невидимо, > но реально Он перед нами живой сто`ит; хотя я Его не вижу, не слышу, > не воспринимаю своими чувствами — но Он +тут+. Мы можем > это воспринять тоже, каким-то непостижимым образом, в причащении > Святых Таин; мы можем видеть в других или сами переживать, > как причащение Святых Тайн, исповедь, миропомазание, помазание > святым елеем, различные церковные действия могут менять человека > изнутри; и если только он задумается над собой, он не может > не поверить в то, что это совершается силой Божественной, > которая дается через Христа распятого и воскресшего.
____________ / См. также: \_______________________________________ \\ · · · Митр. Антоний Блум *Смерть Бессмертного* - \_____________ \\_____________ вып.№159: с. Христ.Просвещ./rasylka/002/159.htm#0 | \==================================================*
*Проповедь о Распятом — глупость для тех, кто идет
путем погибели,
а для нас, идущих путем спасения, — это Божья сила. Ведь в Писании сказано: "Погублю мудрость мудрых / и разум разумных отвергну". И где тот мудрец? Где тот знаток? Где теперь мыслитель этого века? Разве Бог не явил всю глупость мудрости этого мира? Поскольку, как замыслил в Своей мудрости Бог, мир своей мудростью не познал Бога, Он пожелал спасти верующих "глупостью" Вести. Потому что в то время как евреи требуют в доказательство чудес, а греки ищут мудрости, мы возвещаем Христа, распятого на кресте! Для евреев это — камень преткновения, для язычников — глупость, а для тех, кто призван — и евреев, и греков, — это Христос, явивший собой и Божью силу, и Божью мудрость. Потому что Божья "глупость" мудрее людей, и Божья "слабость" сильнее людей!* (1Кор.1:18-25) Этот день в российском
правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Aug/14.htm |
|
![]() |