ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! * 8 сентября ст.ст., воскресенье
— Рождество Богородицы > Ст. 12 – Те, которые хотят понравиться людям – В греческом употреблен редкий глагол «эвпросоп`ео», что значит «делать или иметь хорошее лицо». Вероятно, его смысл здесь: «выставлять себя напоказ», «производить хорошее впечатление». <...> Понравиться людям – Возможно иное понимание: «понравиться своей плотью». Тогда перед нами, вероятно, снова соленая шутка: древние атлеты состязались обнаженными, демонстрируя красоту тела, а эти раздеваются, чтобы похвалиться своим обрезанием. > <...>> Они не хотят, чтобы их преследовали за крест Христов – Павел уже раньше говорил о двуличности своих противников, о том, что их действия объясняются не твердой уверенностью, что обрезание необходимо для вхождения в договор с Богом, а чем-то иным (4.17). Здесь апостол говорит о страхе. Вероятно, они боятся зелотов, людей, настроенных националистически, за то, что они общаются с необрезанными язычниками. Ведь это было очень опасное время. В Иерусалиме и во всей Палестине нарастала ненависть к римским захватчикам, что выражалось в росте национализма и религиозной нетерпимости. Крест, т.е. распятие, был действительно камнем преткновения, потому что он разрушал стену между евреями и язычниками и в глазах большинства христиан был единственным средством спасения, делая Закон вместе с обр`езанием излишними. Не многочисленные дела Закона, а единственно вера в крест, в жертвенную смерть Мессии на кресте удаляла грехи и делала всех верующих причастными к обещанию, данному Богом Аврааму. Те же, кто требовал от язычников еще и обр`езания, делал свою жизнь спокойней и безопасней, но на деле лишал крест его спасительной силы. См. 2.21; 3.13-14; 5.11, а также 1.13-16; 2.15-16,18-21; 3.1-2,10-13; 5.2-6. > Ст. 13 – Они, хотя и обрезаны <.....> сами не соблюдают Закон – Павловы противники были христианами и, хотя настаивали на сохранении Закона, не считали себя обязанными соблюдать все его многочисленные ритуальные установления (см. 5.3 и коммент.). Возможно, Павел обвиняет их и в том, что их поведение не было небезупречным с точки зрения нравственности. Есть также еще одно понимание: эти люди, скрупулезно исполняя Закон, не понимали его истинного смысла. В то время как Закон выявлял грехи людей и обвинял их перед Богом, люди, обладавшие Законом, начинают хвалиться им и считать себя выше тех, у кого не было Закона. Это и есть извращение его смысла, и, следовательно, иудаизаторы на самом деле не исполняли Закон. > А вас хотят обрезать, чтобы был повод похвастать этим – Это еще одна причина, кроме страха. Они, вероятно, хотят продемонстрировать свои успехи, показать, какие они удачливые проповедники. Согласно другой точке зрения, они хвалились своей праведностью, достигнутой через соблюдение Закона, и преимуществами в глазах Бога перед грешными язычниками{J.Dunn, Galatians, p. 339}. > Ст. 14 – А я ничем не хочу хвастаться – одним лишь крестом Господа нашего Иисуса Христа – В отличие от своих оппонентов у Павла есть только одна причина для «хвастовства». Он сознательно выбирает этот глагол, противопоставляя свое поведение поведению иудаизаторов. Те хвалятся своей избранностью, Законом, обрезанием, приобретением новых прозелитов, а для Павла всё действительно ценное сосредоточено в распятии Мессии – в казни, вызывавшей ужас и отвращение у людей. Он хвалится тем, чего пытаются избежать те миссионеры. Он гордится не внешними вещами, не тем, что характерно для жизни старого века. Павлов символ веры состоит из единственного предложения: это вера в распятого Мессию. Центр его благовестия – проповедь о Распятом (дословно: «слово о кресте»; 1 Кор 1.18). Ср. 1 Кор 2.2: «Я решил для себя, что я, будучи у вас, ничего не знаю, кроме Иисуса Христа – распятого на кресте Иисуса Христа». > Благодаря которому мир распят для меня, а я для мира –
Мир здесь значит то же, что «этот мир, в котором царит зло»
(см. 1.4), т.е. враждебный
к Богу, еще не искупленный мир со всей своей системой
ценностей, приоритетов, независимым от Бога образом жизни. Этот
мир, в котором жил некогда и Павел, потерял для него всякую
ценность: «Всё то, в чём я раньше видел свое приобретение,
я счел – из-за Христа – потерей. Более того, я вообще
всё считаю потерей, потому что нет ничего, что превзошло
бы познание Иисуса Христа, моего Господа. Из-за Него я потерял
всё – и это всё для меня не дороже, чем мусор! –
лишь бы приобрести Христа и обрести себя в Нём» (Флп 3.7-9).
Мир не уничтожен или убит, а распят – Ср. 2.19-20.
Павел снова повторяет этот яркий и запоминающийся образ, столь
> Распятие было длительной казнью. Возможно, этот образ наиболее подходит к ситуации, в которой живет Павел: смерть еще не наступила полностью ни для него, ни для мира (см. 2.20). > Ст. 15 – Ведь неважно, обрезан ты или нет – См. 5.6 и коммент.; ср. также 1 Кор 7.19. Христос Своей смертью разрушил старую стену вражды, разделявшую народы (Еф 2.14). Для того, кто живет во Христе, потеряли всякое значение внешние религиозные различия. Важно одно: стал ли ты новым творением Божьим – Тот, кто умер вместе с Христом, вместе с Ним и воскрес, родился свыше для новой жизни. Он как бы заново сотворен Богом, он уже не потомок ветхого Адама, а брат нового Адама – Христа. См. 2 Кор 5.17: «Итак, кто соединен с Христом, тот – новое творение». Но под «новым творением» может быть также понят Новый Век, сменивший собой старый век зла. Ведь с приходом Христа его заря уже занялась на небосклоне. Оба толкования не противоречат друг другу.
*•Те, которые понуждают вас обрезаться, хотят
понравиться людям: * * * * * * Этот день в российском правосл. церковном
календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Sep/21.htm |