Милость вам и мир от Бога, нашего Отца и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2) * 24 сентября ст.ст., вт - > У Киркегарда есть замечательное место об отношении к Иисусу > Христу{см. Kierkegaard "L'Ecole du Christianisme"}. Призыв > к труждающимся и обремененным <(см. Мф.11:28)> исходил от Христа > униженного, а не в славе. Но христианская церковь не хочет признать > кенотического Христа. Не хочет признать и того, что Христос есть > современник, чем особенно дорожит Киркегард. Христос был в мире > incognito, и это было Его кенозисом. Поэтому восприятие Его требует > веры, т.е. свободы. Непосредственное узнание Его без возможности > соблазна сделало бы богочеловека идолом. Христос говорит только > в унижении, а не в возвышении. Человек же хочет начать с возвышения, > а не унижения. Для Киркегарда превращение церкви в прославленную > на земле было ее гибелью. Христос страдание считал триумфом. > И Ему надо подражать, а не восхищаться и не поклоняться Ему. > Я скажу, что не только Иисус Христос, но и Бог есть incognito > в мире, и с этим связана свобода человека. В этом таинственность > откровения. Но эту таинственность захотели снять и сделать > откровение принудительным. > Обратной стороной отрицания тайны и божественного кенозиса > был атеизм. Человек не в силах отрицать вещи видимые, > его принуждающие, он склоняется перед их реальностью, > но он в силах — или думает, что в силах, — отрицать реальность Бога. > Человеку дана свобода в опыте богоотрицания, и свобода эта > гарантируется кенозисом и incognito Бога. Атеизм есть лишь опыт > в жизни человека, диалектический момент богопознания. Прохождение > через опыт атеизма может быть очищением человеческой идеи о Боге, > освобождением от дурного социоморфизма. Но есть два типа атеиста — > атеист страдающий и атеист злобный. Я не буду говорить об атеисте > легкомысленном. Достоевский изображает страдающих атеистов. > Ницше был страдающим атеистом. Но есть атеисты злобные > и самодовольные, которые говорят: «Слава Богу, что Бога нет». > Страдающий атеизм есть форма религиозного опыта и даже благочестия. > Атеизм злобный обыкновенно значит, что человек не выдержал испытания > непомерных страданий мира и человека, он хуже первого типа атеизма, > но и он означает прежде всего воспитание против ложных, унизительных > идей о Боге. Поэтому верующие не должны свысока относиться > к атеистам, должны вникать в чужой опыт, в чужие испытания. > Тем более что у верующих вера иногда слишком легко им досталась. > Фейербах был благочестивым атеистом, и через него очищалось > человеческое понятие о Боге. Человек, общество, мир могут проходить > через богооставленность, и в ограниченном сознании людей это может > отражаться как атеизм. Люди с трудом могут вынести incognito > Божества, кенозис Христа. Они хотели бы царственного величия Бога > и богочеловека. Они сначала рационализируют, приспособляют к своему > уровню Промысел Божий. Потом они восстают против собственных ложных > идей, делаются атеистами. В первом случае они были не ближе к Богу, > чем во втором.
*Я молюсь о том, чтобы ваша любовь росла всё больше и больше * * * Этот день в российском
правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Oct/7.htm |
|
![]() |