Милость вам и мир от Бога, нашего Отца и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2) * 27 сентября ст.ст., пт - > Если мы хотим увидеть человека, как он есть, мы должны посмотреть > на страдающего Христа. "Се, Человек" (Ин.19,5). Таковы мы, люди. > Вот как мы беспомощны, истерзаны, измучены. Мало того: вот как > мы терзаем и мучаем других. Именно мы несем в себе ту злобу, > ту жестокость, ту бесстыдную глумливость, от которой страдал > Спаситель. Как тут не заплакать? > Согласно более или менее искусственной схеме св. Августина, > блаженство плачущих связано с даром в`едения. Это верно: тот, > кто знает правду о человеческой жизни, не может презирать плачущего. > Относится это и к правде о самом себе, к покаянию. Очень может быть, > что у Матфея «плачущие» значит «кающиеся». Такие слезы прольет лишь > тот, кто честно смотрит на самого себя. > Но христианин не просто видит человеческий удел. В растерзанном лице > ближнего он видит растерзанное и спасающее лицо Христа. > Если мы достаточно мужественны и смиренны, чтобы смотреть на него, > мы тем самыми отождествляем себя со Спасителем. Наши слезы тогда — > очень глубокое соучастие в Его деле. > Очень важно понять, что от этого, в определенном смысле, ничего > не меняется. Соединяясь в страдании с Христом, мы страдаем ничуть > не меньше. Страдание обретает другую перспективу, и в этом смысле > нам легче его перенести. Но мы страдаем, нам плохо, и телу, и душе. > Нередко мы мечтаем о том, что научимся страдать героически, как бы > нести свой крест, того не замечая. Но правы де Коссад и св. Тереза > из Лизьё: истинная благодать в том, что у нас нет на него сил. > Здесь очень важен пример Христа. Мы не должны думать о том, что, > как Человек, Он был как бы лучше защищен, ибо мог вызвать легион > ангелов. Он их не вызвал. Он переносил человеческое горе, черпая > силу лишь из человеческих источников, и Новый Завет ясно говорит > нам, что Он очень страдал. Знал Он и тот душевный слом, который > связан с сильной физической болью. Хуже того, были минуты, > когда Он познал самое страшное страдание — чувство, > что всё совершенно бесцельно (см. Мф.27,46). > Христос назвал блаженством не легкое неудобство, которое делает > жизнь занимательней. «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем > и со слезами принес молитвы» (Евр.5,7). Так страдал Христос, в наши > дни так страдала св. Тереза из Лизье, смотревшая во тьму отчаяния. > Здесь не место мнимому геройству. Конечно, бывает страдание, которым > можно покрасоваться. Можно уйти в страдание от истинных своих забот, > можно обеспечить себе бесчувствие, можно даже придать себе > интересность в нашем безликом мире. Но Господь благословил не это. > Для христианской жизни важно само страдание, оно выглядит далеко > не так красиво, как бы нам хотелось. > Сколько бы ни обновлялся Святым Духом наш «внутренний человек», > человек внешний, и тело и душа, — ветшает день ото дня и непременно > умрет (см. 2Кор.4,16). Перед лицом смерти — не до шуток. > Мы участвуем в страстях Христовых, испытывая истинную боль, и нужно > со всем смирением это признать. Мы должны принять Божий дар — «вино, > что веселит сердце человека». Бог в Своей промыслительной > деятельности не требует от нас, чтобы мы всегда были в полном > сознании, как бы без «наркоза». Кроме таких средств утешения, > как вино, у нас есть драгоценный дар сна, есть друзья, книги, > есть просто временное отупение. Не надо стыдиться того, > что прибегаешь ко всем этим средствам. > Однако нельзя так пристраститься к «наркотикам», чтобы забыть, > что мы слабы и в каком мире живем. Успокоительные действия должны > увеличивать, а не уменьшать реалистический взгляд на жизнь. > Особенно опасен один наркотик — суетливое желание «всё уладить». > Конечно, кое-что иногда уладить можно, и мы вправе это делать. > Но нельзя себя обманывать. Сколько бы ситуаций мы ни уладили, мы всё > же останемся лицом к лицу с беспомощностью человека. > Полное изменение нашего удела — в руке Божией, и больше нигде. > Всё остальное — лишь перекладывание бремени из одной руки в другую. > Нам не разрешить последних проблем греха и смерти. Их разрешает > только Бог. > Вот почему так важно страдать. Когда мы страдаем, мы знаем, > каков наш истинный удел. Мы видим правду о падшем мире и падшем > человеке. Как тут не плакать?
*Иисус, устремив глаза на учеников, заговорил: * * * Этот день в российском
правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Oct/10.htm |