Милость вам и мир от Бога, нашего Отца и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2) * 16 октября ст.ст., ср - > "Будьте как дети". На первый взгляд, всё просто. Иисуса спрашивают, > кто в раю будет больше, кто меньше. Он отвечает парадоксом: > больше будет тот, кто меньше. Этот парадокс можно высказать иначе: > богаче будет тот, кто беднее. Так что формально это еще один > перевертыш нормы. Но всё же содержание метафоры не безразлично. > Сравнение с нищим тянет за собой один ряд ассоциаций, > сравнение с ребенком - другой. Обычно ребенка представляют > недочеловеком, еще не вошедшим в мир похоти и властолюбия. > Тогда христианин призван быть сверхчеловеком, уже выведенным из мира > сего. Но в эту схему не вмещается тот очевидный факт, что дети > всё же не ангелы. У них нет грехов, но грех в них есть, > и хватательный рефлекс им прекрасно знаком, и тянуть одеяло на себя > они уже умеют, и эгоизм в них есть. Только всё это настолько > открыто, нелицемерно и слабосильно, что вызывает не злость, > а жалость. "Быть как дети" означает не только быть слабым на грех. > Надо еще и в окружающих видеть детей, с которыми нельзя воевать > всерьез. Психологи выражают это парадоксом: взрослым человек > становится, когда начинает относиться к своим родителям как к детям, > перестает искать у них защиту и начинает защищать их, > перестает спрашивать с них и начинает отвечать сам. Только ребенок > старается стать взрослым, и когда апостолы спрашивают, кто из них > будет "больше", они спрашивают, кто из них будет "рослее", > "взрослее". Стать как ребенок означает стать взрослым самому, > перестать приподниматься на цыпочки, и осознать свой истинный > возраст - <т.е. что ты всегда дитя Божье>. Иисус не требует > невозможного, не призывает шизофренически корчить из себя того, > кем ты не являешься. Взрослый может стать ребенком, ибо ребенок > во взрослом есть; это не то, что Богу стать человеком. Можно увидеть > в себе и в другом слабость и ничтожность, бессилие достичь высшей > цели, да и не только высшей, примириться с этим, простить себя > и других за то, что не святые, - и тогда в нас освободится место > для святости, которую дать - уже дело Христа.
ССЫЛКИ ПО ТЕМАМ литургич. чтений: > Романо Гвардини: «Если не будете как дети...» с. Христ.Просвещ./rasylka/002/176a.htm#0 > В.Н.Кузнецова: Истинное величие (Мф.18.1-5) с. Христ.Просвещ./rasylka/002/176.htm#0 > Николай Бердяев: тиранство с. Христ.Просвещ./rasylka/002/235.htm#0 > Яков Кротов - еще размышления к еванг. чт. www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/18_03.htm www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/18_04.htm > Яков Кротов: Хвала младенцев... с. Христ.Просвещ./rasylka/002/045-53.htm#N51 > К.С.Льюис о благоразумии с. Христ.Просвещ./rasylka/002/124.htm#0
*В то время как все дивились делам, которые делал Иисус,
Он сказал ученикам: "Выслушайте и запомните то, что Я вам скажу: Сына человеческого отдадут в руки людей". Но они не знали, что значат эти слова: смысл их был от них скрыт и они не могли понять, а спросить Его о том, что Он сказал, боялись. Среди учеников произошел спор, кто из них больше. Иисус зная, о чём они про себя думают, взял ребенка, поставил рядом с собой и сказал им: "Кто примет этого ребенка ради Меня, / тот принимает Меня, а кто примет Меня, / принимает и Того, кто послал Меня. Ведь тот из вас, кто меньше всех, / больше всех". Тогда Иоанн сказал Иисусу: "Наставник, мы видели одного человека, который Твоим именем изгоняет бесов, но мы ему запретили, раз он с нами не ходит". Иисус ответил ему: "Не запрещайте. Кто не против вас, тот за вас". (Лк.9:44-50) Этот день в российском
правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Oct/29.htm |