ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! * 17 ноября ст.ст.,
воскресенье — > БОГОМ БОГАТЕЙТЕ: Лк 12:15-21 > (<№61 по Согласованию>) > "Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия > его имения", - говорит Иисус истину, в общем-то, прописную. В устах > многих Его последователей эта истина оборачивалась ханжеским: > "О душ`е надо подумать!", а то и революционным: "Собственность есть > кража". Ведь сказано нечто отрицательное: жизнь зависит > не от изобилия, а... От души? от скудости? от чего зависит жизнь > человека? Иисус не был бы Спасителем, если бы дал ханжеский ответ: > Он отвечает неожиданно, так неожиданно, что не всякий, читающий > Евангелие, осознаёт всю новизну Его ответа. > Спаситель рассказывает анекдот о богаче; только богач у него > не смешон, как обычные герои анекдотов, а, скорее, величественен. > Бог благословил его: он богат, а у него еще и "был хороший урожай > в поле". Благословение Божие он выдержал и сумел собрать урожай > до зернышка - история России подсказывает нам, что воинствующим > безбожникам это никогда не удается. И, наконец, он обращается > к своей душе, умоляя ее: "Душа! много добра лежит у тебя на многие > годы: покойся, ешь, пей, веселись". Между тем, ну что упрашивать > самого себя веселиться? Веселись - и всё! Так и делают большинство > людей: едят и пьют, не дожидаясь приглашения, и уж тем более > не разговаривают сами с собой. Но совершенно ясно, что этот человек > при всём своем богатстве не веселился; хороший урожай был для него > лишь очередным, не первым поводом ощутить глубокую внутреннюю > раздвоенность своего существа. Хочется есть - а кусок в горло > не идет. Хочется радоваться - а что-то или кто-то внутри мешает, > и идет сплошная хандра. "Душа", "совесть" - по-разному называют > нечто, сидящее внутри нас, часть нас, но часть упрямую и вредную. > Сделана удачная гадость, собран отличный урожай, дочиста обобран > ближний дурак - а "нечто" мешает вволю порадоваться. Или я совсем > бессовестный и бездушный - но тогда разве я - это я? тогда я уже > какой-то нечеловек, чёрт, сатана. > Богач - совестлив, и даже настолько совестлив, что не пытается > заглушить совесть раздачей милостыни. Хотя чего уж проще: распредели > часть нажитого по беднякам, и оставь себе ровно столько, чтобы было, > что есть и пить, радуясь тому, как удалось всучить совести взятку. > Богач не в первый раз говорит со своей душой, а та всё молчит: у нее > нет языка, она - сплошные чувства. Он вопит: веселись, а в ответ > накатывает угрюмость и тоска. И совершается чудо: ночью, в час, > когда все спят - кроме тех, кто ворочается с боку на бок - богач > слышит голос Божий. Он оказывается в одном ряду с великими > пророками, величие которых - в чуткости и беспокойстве. Господи, > да наверное каждый мог бы услышать глас Божий, если бы старался > расслышать, и очень многим людям Господь беззвучно кричит: > "Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется > то, что ты заготовил?!" - а они не слышат. > "Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога > богатеет" - заканчивает Иисус притчу. А как, собственно, "так"? > Что, все они слышат откровения? или все они внезапно умирают? > Конечно, нет. И мы вынуждены вернуться за ответом к началу притчи: > "Жизнь человека не зависит от изобилия его имения". Вот оно - самое > страшное "так": разрывается связь между внутренней жизнью человека > и внешней, между его душой и духом, между самим человеком > и его ближними. Ведь не сказано, что у богача не было наследников: > но его богатство давно разорвало все родственные связи, оставив лишь > алчущих его смерти. Кстати, алчная жизнь не зависит и от скудости > имения: ведь скудость - всего лишь изобилие, только отрицательное. > И у тысяч нищих жизнь совершенно не зависела от их нищеты, и была > такой же алчной, пустой и гнусной, как у богачей. Гибель - в распаде > человека на дух, душу и тело, гибель - в разрыве межчеловеческих > связей, гибель - в том, что никакая милостыня, никакие молитвы Богу > не могут восстановить жизнь в ее полноте. > Но где же выход? От чего же зависит жизнь? Если бы Иисус был просто > учителем этики, Он бы сказал: собирайте сокровища для людей. > Но Он знает, что это - не подлинная глубина, что милостыня может > быть лишь следствием подлинного ответа. Он мог бы сказать: собирайте > сокровища для души: будьте культурными, будьте верующими, заботьтесь > о своем спасении. Так говорят все религии - но не Христос. > Он говорит: в Бога богатейте. Собирайте сокровища для Бога. > И этот ответ был бы садистическим, ханжеским издевательством, > если бы под Богом имелся бы в виду тот Единый Бог, в которого верует > почти всё человечество: абсолютно непохожий на человека, высший, > чуждый, недосягаемый. Но эти слова произносит Сам Бог - абсолютный, > высший, непохожий на нас - и одновременно не чуждый, досягаемый > в каждом из людей, Бог, ставший человеком. > Так притча выводит нас к главной истине христианства: спасение - > не в нашем устремлении к Богу и людям, не в нашем попечении о своей > душе или о ближних. Спасение - в том, что Бог устремился к нам. > "В Бога богатейте" - такое имел право сказать лишь Бог, > обогатившийся вочеловечением. Трудное, важное, невозможное - > совершил Сын Божий: Он стал человеком. Ибо невозможно Творцу стать > творением, трудно Великому вместиться в крошечное, но только это > и важно. Нам Господь оставил легкое, второстепенное, простое - жить > в Боге самим и любить других людей, обращаясь к Христу в них. > От воплощения Христова мы видим в них пространство Бога, место, > где обитает Христос, не сливаясь с человеком, но и не покидая его. > Спасение и легкость - в том, что с рождества Христова мы ищем > не духовных ценностей, а Духа, мы обретаем в себе и в других > не образ Божий, но Бога. Благодаря Богочеловеку мы можем быть > уверены: наша любовь к самому себе и к ближнему не будет > безнадежной, принесет плоды, ибо откликнется Бог, и вслед за Ним, > вместе с Ним откликнется душа, возрадуется и возвеселится. Мы отдаем > всё Христу - а Он передает людям наши скромные дары, не растворяя их > в Своей милости, но, тем не менее, делая человеческое добро стократ > более сильным, более умным, более проникновенным - тем настоящим > богатством, в котором не только слышится "Бог", но в котором > Бог является истоком и концом. Спасение есть не что-то от Бога, > но Сам Бог, ибо Он не чужд нам, а целиком воспринял человеческую > природу (заметьте - не природу верующих в него людей, а вообще > всех!), дав нам единственное радостное богатство: жизнь в Отце, > Сыне и Святом Духе.
/================== / ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ: ================================== / Проповеди митр. Антония Блума на еванг. чтение: ======= / * О ПОСТЕ И ПРИЧАЩЕНИИ (30/XI/1986) ===========+ / www.mitras.ru/pokayanie/pokayanie5.htm | / * 2 проп., опубл. в сб. "ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВ. ДУХА" | / www.mitras.ru/inname/in_13.htm (26.) | / * еще проповедь - опубл. в сб. "ВОСКРЕСНЫЕ ПРОПОВЕДИ" | / www.mitras.ru/sermons/serm7.htm#26 | / Другие размышления Якова Кротова: | / * "Человек сперва собирающее существо, а потом уже творящее..." | / www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_12_16.html| / * "притча о человеке, | / который сумел Самого Творца вывести из равновесия" | / www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_12_20.html| / | / См. также: свящ. Александр Мень: "Господь стучится..." | \ www.ХристПросв/rasylka/003/rasylka/002/267.htm#0 | \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\/
*Иисус рассказал им притчу: * * * * * * Этот день в российском правосл. церковном
календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Nov/30.htm |
|
![]() |