=Ежедневная
рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Любовь,
милость и мир от Бога Отца и Христа Иисуса, нашего Господа! (1Тим.1:2)
=О
пользе от собеседования с Писанием, от размышления о нём и постоянного
исследования его=
* 3 декабря ст.ст., вт - {пам.
прор. Софонии, †635-605г. до н.э.}
литургические чтения: Евр.4:1-13#;
Лк.21:12-19#
*
{Седм. 27-я по Пятидесятнице, ряд. чт-я
29-й седм.; рождеств. пост}
> Удивляюсь я /./ людям, которые, когда видят человека, трудящегося
> в чтении Святых Писаний и усердно изыскивающего смысл их, постоянно
> пребывающего в собеседовании с этими и подобными размышлениями
> на тему сокровенного служения, говорят ему некое весьма грубое
> слово, безвкусное и безумное, вроде: "Сколько бы ни читал ты
> и ни трудился, труд <твой> бесполезен". Особенно же <удивляюсь я>
> тем, которые <говорят что-либо> вроде: "Какой смысл в этих
> исследованиях, и какая польза для тебя праздно проводить время
> в изыскании смысла Писания и тому подобного? Делом надо заниматься!
> Если мы исполняем то, что знаем, нам не нужно целыми днями корпеть
> над Писаниями и заниматься другими подобными вещами".
> Не понимают они, чт`о говорят, и не знают, что именно это - то есть
> чтобы ум человека был наполнен <мыслью> о божественном
> домостроительстве и постоянной памятью о нём благодаря
> восхитительной мысли, посеянной в <уме> чтением <Писания> и поиском
> его сокровенного смысла - <это самое> и есть настоящее дело
> и исполнение всех заповедей Господа нашего.
> /.../ тот, у кого память постоянно связана с Господом нашим
> посредством чтения и молитвы, кто доискивается той цели, к которой
> <направлены> движения разума, утешение и надежда на сокровенное,
> кто посредством этого обуздывает ум свой, <дабы не> блуждал
> среди страстей, а также посредством наслаждения собеседования
> с Богом - такой <человек> преуспел во всех добродетелях и достиг
> всецелого совершенства без какого-либо недостатка. Все же прочие,
> кто - каждый в свою меру - исполняет те или иные добродетели,
> находятся ниже этого <человека> на пути <исполнения> заповедей.
> Мы же возрадуемся и возблагодарим Бога за то, что удостоились
> хотя бы на малое время возможности избежать болтовни и разговора
> со страстями, хотя с целью борьбы мы можем быть заняты ими;
> ибо мы оказываемся хотя бы на один миг благодаря собеседованию
> с каким-либо прекрасным размышлением превыше борений и размышления
> о состязаниях <со страстями> и об образах страстей.
> А без постоянного чтения в безмолвии, без мысли <о Боге>, без поиска
> сокровенного смысла и без молитвы приобрести это невозможно.
> Чтение, конечно же, есть источник и родитель молитвы; оба они
> к любви Божией переносят нас. И, подобно меду в сотах, изливается
> в сердце наше сладость <любви этой> постоянно; и ликует душа наша
> от того вкуса, который изливают в сердце наше сокровенное служение
> и чтение.
> /.../
> Если хранение сердца намного важнее, чем что бы то ни было,
> оно никоим образом не может появиться благодаря борениям
> и ухищрениям, но только благодаря собеседованию с Богом. Поэтому
> блаженны те, кто удостоился этого, ибо, соединившись с Господом
> нашим в мысли сердечной и полноте ума, благодаря постоянной памяти
> о Нём удостоились они избежать собеседования и разговора
> со страстями, возжелав одного лишь собеседования с Богом. Постоянное
> чтение с прекрасными размышлениями, исследованием и поиском тайн -
> всё это есть прекрасное собеседование с Богом. Кто постоянен в этом,
> тот придет к всецелой совокупности телесных служений. Многократно
> благодаря этому <случается>, что даже воспоминание мирских образов
> не появляется в разуме, особенно у тех, кто читает и размышляет
> с той целью, чтобы ум их произрастил некую тайну истины по причине
> постоянного наслаждения великими словами, над которыми размышляют
> они ночью и днем.
> Прекрасным деланием инока и главным служением его является то, чтобы
> в мысли своей и воспоминании своем был он соединен с Господом нашим,
> хотя бы частично. Если человек достиг этого, то какой еще работы
> требуют от рук наших те "умники", которые имеют праздный ум
> и <в действительности сами> являются неучами?
> Блажен ум, удостоившийся того, что является <плодом> постоянного
> размышления о Боге, раздумья и мысли о тайнах Его. Исполняется
> на нём на всякий миг сказанное: +Господи, Ты исполнил сердце мое
> веселием+.{Пс.4:7-8} И что может быть более великим, чем то, когда
> человек постоянно радуется в Боге и на всякий миг славит Его новым
> славословием, которое вырывается <у него> от изумления
> и от радующегося сердца - вместе со <всем> прочим, что рождается
> отсюда, <как например> та молитва, что изливается внезапно,
> постоянно и невольно, из глубины сердца, ставшего искателем
> созерцаний?
> /.../
> Тот же, кто ради истины занимается Писаниями, постоянно находится
> умом на небе и разговаривает с Богом на всякий миг, и помысел его
> вращается в мыслях о будущем веке. И всегда презирает он мир сей;
> разум же его размышляет о надежде на грядущее. И в течение
> всей жизни своей не избирает он делания, труда или служения, которые
> были бы выше этого.
> Что сравнится с этим? То, чтобы человек в мире сем уподобился
> ангелам и мысль его была постоянно о Боге и о божественном.
> Даже если у такого человека как всё-таки облеченного в плотское
> естество появляется по временам какая-либо человеческая страсть,
> она быстро отходит от него, не будучи в силах как-либо повредить
> ему. И если случится с ним, что он будет действовать как связанный
> с плотским естеством, без промедления исцеляется он тем,
> что немедленно отвращается от этого и снова возвращается к своим
> обычным мыслям - тем, которыми сердце его само постоянно занято.
> И на высоту собеседования с ними возводится он, и никакого
> даже малейшего следа или дуновения той страсти не остается в нём.
[ Исаак Сирин
О БОЖЕСТВЕННЫХ ТАЙНАХ И О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ (29)
www.krotov.info/history/07/sirin_al/sir_29.html ]
(В цитате этого выпуска рассылки, в отличие от других,
слова в угловых скобках <> добавлены переводчиком, а не редактором
рассылки.)
*Раз обещание о входе в то место Его отдыха остается
в силе,
следует бояться вот чего:
как бы не оказалось,
что кто-нибудь из вас упустил такую возможность.
Потому что нам точно так же возвестили Радостную Весть, как и тем.
Но тем не пошла на пользу Весть, которую они услышали,
потому что они не соединили ее с верой. ...
Слово Бога живет и действует.
Оно острей любого обоюдоострого меча
и проникает вплоть до места, где встречаются душа и дух,
до связок и мозга костей -
Слово Бога судит желания и помыслы сердец.
Ничто во всём творении не может быть скрыто от Бога,
всё предстает нагим и без прикрас
перед глазами Того, кому мы должны дать отчет.*
(Евр.4:1-2,12-13)
|