=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

*   12 февраля   ст.ст., ср 1-й седмицы Великого поста.

В 'седмичные' дни Великого поста (т.е. дни, кроме сб и вс) выпуски рассылки будут посвящены нескольким темам. Одна из них - Молитва. Кроме того, в начале выпусков будет публиковаться краткое содержание 'паремий' - чтений из Ветхого Завета, - предлагаемых православной традицией на седмичные дни Великого поста, а также замечания о том, как связаны темы этих отрывков с Постом. (При подготовке их будет использован "Парiмiйникъ" // С-П., 1904г.)

церковные чтения (паремии):
> Ис.2:3-11# [Пророчество о пришествии Мессии, Который изображается справедливым Судьей и Царем мира для всех людей (3-4). Господь призывает иудеев пойти по пути света Господня, указывает на их нечестие и угрожает наказанием за неисправление (5-11)]
> Быт.1:24-2:3# [Сотворение мира: день шестой (животные и человек, 24-30) и седьмой (благословение седьмого дня как дня покоя, 2:2-3)]
> Притч., гл. 2# [Восхваляется Мудрость за блага, которыми она преисполнена и которые дарует призывающим и ищущим ее, послушным ей (1-12). Оплакиваются и осуждаются те, кто не внемлют ее голосу, идут путями неправды и нечестия и тем готовят себе погибель (13-22)] /Текст этой паремии и Быт.1:26-2:3 в новом переводе см. в "подвале" этого выпуска/]

 

> Признать свое банкротство

> <...>  даже  в  вашей  молитвенной  жизни  Вы  действуете  как глава
> предприятия.    У  меня   нет,    поверьте,   никакого предубеждения
> против  деловых  людей,   одним  из которых Вы являетесь,  наоборот,
> я     втайне     восхищаюсь     теми     человеческими   качествами,
> которые   определяют   Вашу   силу   и   Ваш   успех:    инициатива,
> ясность  взгляда,  умение  доводить  дело  до конца, организаторские
> способности,   деловитость.   Но  молитва не есть человеческое дело,
> и умонастроение делового человека здесь неприменимо. Однако, как мне
> кажется,  я различаю признаки такого умонастроения в Ваших реакциях.
> Во  время  нашей  последней встречи Вы меня расспрашивали о предмете
> молитвы  и  были  разочарованы, когда я вам сказал, что ничего лучше
> Евангелия  мне для этого неизвестно. «Чтение Евангелия мало помогает
> мне   в молитве», -   отвечали Вы мне.  Ваше письмо содержит жалобу,
> что  в наших  «Записках»  невозможно найти точного  метода  молитвы.
> Всё  это  выдает,  по-моему,  Ваше  умонастроение главы предприятия,
> озабоченного  его  эффективностью,  продуктивностью,  прибыльностью.
> Я  далек  от того,   чтобы  подумать  или  сказать  что-либо  дурное
> об  этом  древнем  инстинкте  успеха,  глубоко  укорененном  в нашем
> существе;  человечество обязано ему своим развитием и многими своими
> достижениями,  и если он одновременно причиняет много зла, то в этом
> следует  винить  не  его,  а эгоизм, тщеславие, властолюбие, которые
> используют  его  для  своих  целей.  Однако, в молитве этот инстинкт
> успеха  есть  худшее из препятствий. Молитва - не человеческое дело,
> в  котором  следует  добиться  успеха;  это  самоотречение,  которое
> следует  принять.   И,   возможно,   как  раз поэтому вам так трудно
> ей  предаться.    Отречение  Вам  кажется  худшим  видом  малодушия:
> не для того ли существует всякая трудность, чтобы быть преодоленной;
> не  для  того ли  всякое  сопротивление,   чтобы  быть  побежденным?
> И Вы, несомненно, правы в деловой сфере. Но не так в молитве.

> Вот  вы  приступаете к молитве. Вы вопрошаете страницу из Евангелия,
> но  она  не отвечает; Вы стучите, но дверь остается запертой; ничего
> больше  и  не  требуется,  чтобы  привести  Вас в ярость. Не в Ваших
> привычках  смиряться  с тем,  чтобы люди и вещи Вам  сопротивлялись.
> И  потом, думаете Вы, для чего же тратить драгоценное время, которое
> можно  было  бы  употребить  с  гораздо  большей  пользой,   хотя бы
> на службе  Божией?   Или же,   пусть  Вам  дадут  эффективный  метод
> молитвы!  -  Так  вот  нет  же,   необходимо,   чтобы  Вы  смирились
> с  сопротивлением  этой  страницы,  которая  не открывает Вам своего
> секрета.   Дело  не в том, чтобы найти другую,  более красноречивую,
> или  же  чтобы  взять  духовную  книгу,  оказывающую  на Вас большее
> воздействие,  или  открыть безошибочный метод медитации; дело в том,
> чтобы  признать  свою  неспособность  постичь мысли Божии, смириться
> перед   этим   немым  текстом,  простереться  ниц  перед  безмолвной
> запредельностью   Бога.   В том,   чтобы ждать в состоянии грешника,
> пока  Господь  соблаговолит  смилостивиться  над  вами  и дарует Вам
> благодать  молитвы,  ту благодать, на которую у Вас нет ни малейшего
> права и которую Он даст вам даром в свое время.

> Благодать  дается  даром, но не по капризу;  если  она  запаздывает,
> то   не  потому,    что  Бог  колеблется  ее  давать,    но  потому,
> что  это  Вы  медлите  приготовить  в  себе пути, следуя по которым,
> Господь желает вступить в обладание Вашим существом.

> Мне приходит на память  одно  воспоминание,   которое  лучше  других
> будет  способно  помочь  Вам  уловить  смысл сказанного. Жена одного
> моего  друга,  чей  торговый  дом  был накануне краха, пришла ко мне
> однажды  в  полном замешательстве: она никак не могла понять реакцию
> своего   мужа  при этих  обстоятельствах.  «Нет слов, -  сказала она
> мне,  -  чтобы  передать то, что с ним происходит: страдание, упадок
> духа, -   ни одно  из этих понятий не подходит;  это гораздо больше,
> чем   страдание,    и  это не упадок духа,  поскольку он делает всё,
> чего  требует  ситуация. Это, скорее, особый вид смерти, так, словно
> бы  он  был  поражен  в  самом  источнике своей жизни, в самом своем
> достоинстве   человека.   Несомненно,   мы,   женщины,  не  способны
> представить  себе  ту   внутреннюю   катастрофу,    какой   является
> для  мужчины  крах   его   предприятия,    его   творческих  усилий.
> Разве  только  в  сфере  любви нам знакома подобная скорбь». Гораздо
> лучше  моей  посетительницы  Вы  можете  представить  себе  смятение
> человека,     доведенного   до  банкротства.   Возмущение,   которое
> Вы  испытываете,  не  того  же ли свойства? Всю жизнь Вы действовали
> успешно,   а  здесь  терпите  неудачу.   Повсюду вы должны бороться,
> а    здесь   -     сложить    оружие,   признать  свое  банкротство.
> Это  противоречит  всем  Вашим  привычкам  и,  более  того, основным
> устремлениям  Вашего  существа.   Вы л`юбите побеждать,  и Вы правы,
> но  поймите,  что  с Богом наша победа состоит в том, чтобы признать
> себя побежденным. Посмотрите на св. Павла на пути в Дамаск.

> В  повседневной  жизни Вы говорите: «Я желаю». В молитве Вам следует
> сказать:  «Я  прошу».  Здесь  Вы уже не солидный человек, обладающий
> авторитетом,    но   ребенок,    который  просит,   который клянчит,
> который протягивает руку, здесь Вы банкрот, согласный с унижением.

> Чтобы   добиться   жизненного  успеха,  нужно уметь,  желать,  мочь.
> Чтобы  добиться  успеха  в  молитве,  Вам нужно  согласиться  ничего
> не  уметь  и  не  знать,  ничего не желать, ничего не мочь для того,
> чтобы Бог дал Вам Свое знание, Свою волю, Свое могущество.

> «Это  противно природе!» - сказали Вы мне как-то. Да, я хорошо знаю,
> что  для  вас будет мучительно - и для Вас больше, чем для кого-либо
> другого,  -  оставаться бессильным перед Богом и что Вы предпочли бы
> любую  активность,   приняли  бы любое другое страдание.  Но как раз
> в  молитве  произойдет  то  превращение Вашей природы, то обращение,
> которое одно способно сообразовать Вас с воздействием Божиим.

> Не    думайте,    однако,    что   я   вас   призываю   к   какой-то
> квиетистской{Квиетизм - учение, доводившее принцип покорности       
> воле Божией до полной пассивности, бездеятельности. Осуждено        
> Церковью}    пассивности.     Отказаться   от  борьбы,    признавать
> свое  банкротство  во  время  молитвы  -  это  очень  содержательное
> действие,     оно   предполагает  напряженную  духовную  активность:
> Вы  при  этом  верите в присутствие и действие Божие, Вы безжалостно
> умерщвляете  в  себе то, что требует жизни и успеха; Вы отдаете себя
> или,  скорее, Вы спокойно и жертвенно ожидаете, что Бог придет взять
> Вас.

[ Анри Каффарель.  
В ПРИСУТСТВИИ БОГА. Сто писем о молитве. (28)  
Брюссель, 1992; стр.82-6  ]

 

 * "С юности, Христе, заповеди я Твои преступил..."
   Избранные стихи из канона свт. Андрея Критского (в рус.пер.):
   с. Христ.Просвещ./rasylka/003/368.htm#0
   с. Христ.Просвещ./rasylka/002/013-9.htm#N15
 * Полностью 3-я часть канона:
   www.krotov.info/yakov/dnevnik/1991/canon3.html
 * Пособие к проведению Великого поста, день 3:
    www.krotov.info/yakov/3_vera/5_gr_lent/032_gl03.html

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*И сказал Бог:
— Создадим человека — Наш образ и Наше подобие —
чтобы он господствовал над рыбами в морях,
и над птицами в небе, и над скотом,
и над всею землею, и над всею живностью земной.
Бог сотворил человека, образ Свой, Божий образ Он сотворил,
мужчину и женщину сотворил.
И благословил их Бог такими словами:
— Будьте плодовиты и многочисленны,
заселяйте землю и овладевайте ею.
Господствуйте над рыбами в морях, и над птицами в небе,
и над всеми животными земли.
И сказал Бог:
— Я отдаю вам в пищу все травы с семенами, какие есть на земле,
и все деревья, приносящие плоды с семенами.
А зверям, и птицам, и живности земной — всем, в ком дышит жизнь, —
Я отдаю в пищу зелень растений.
И стало так. Бог оглядел Свое творение — оно было очень хорошо.
Настал вечер, настало утро — шестой день.
Так были созданы небо и земля
и весь строй творений небесных и земных.
В день седьмой завершил Бог труды созиданья.
В день седьмой Бог пребывал в покое: Он окончил труды созиданья.
Благословил Бог день седьмой и священным его сделал,
ибо в этот день Он пребывал в покое:
Он окончил труды сотворенья и созиданья.*
(Быт.1:26-2:3 (нов.пер., РБО, 1999г.))

* * *
*Сын, если примешь мои слова / и мои наказы сохранишь в душ`е,
склонишь слух к мудрости / и сердце обратишь к разумению;
если ты призовешь познание / и будешь взывать к разумению;
если будешь желать его, как серебра, /
и будешь искать, словно клад –
то постигнешь страх ГОСПОДЕНЬ / и обретешь познание Бога.
Ибо ГОСПОДЬ дает мудрость, / и от уст Его – знание и разум;
Он приготовил победу для честных, / и щит для живущих непорочно.
Он хранит пути справедливости / и дорогу верных бережет.
Тогда постигнешь праведность, справедливость /
и прямоту всех добрых путей.
Ибо войдет к тебе в сердце мудрость / и знание усладит твою душу.
Прозорливость будет оберегать тебя, / разум будет тебя хранить,
чтобы избавить от дурного пути, / от человека, чьи речи бесчестны;
от людей, что сходят с прямых дорог, / чтобы идти путями тьмы,
радуются злодеяниям, / наслаждаются злом и развратом
и по кривым стезям, / по следам своим кружат.
Так убережешься ты от чужой жены, / от замужней с ее ласковой речью –
от той, что покинула друга юности своей / и завет Бога своего забыла.
Ибо ее дом – смертельная ловушка, / путь ее ведет к теням подземным.
Кто к ней вошел, не вернется назад / и уже не ступит на путь жизни.
Поэтому ходи дорогой добрых, / пути праведников держись.
Ибо кто честен – будет жить на земле /
и кто непорочен – останется на ней.
А нечестивцев отвергнет земля, / и неверные будут искоренены.
(Пр.2: (нов.пер., РБО, 2000г.))

* * *
*Пойдут многие народы и скажут:
"Придите, взойдем на гору Господню, / в Дом Бога Иаковлева,
и научит Он нас Своим путям / и будем ходить по стезям Его;
ибо от Сиона выйдет Закон, / слово Господне — из Иерусалима.
И будет Он судить народы, / и обличит многие племена;
и перекуют мечи свои на плуги, / и к`опья свои — на серпы:
не поднимет народ на народ меча, /
и не будут более учиться воевать.*
(Ис.2:3-4)


ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»