Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2) * 12 февраля ст.ст., ср 1-й седмицы Великого поста. В 'седмичные' дни Великого поста (т.е. дни, кроме сб и вс) выпуски рассылки будут посвящены нескольким темам. Одна из них - Молитва. Кроме того, в начале выпусков будет публиковаться краткое содержание 'паремий' - чтений из Ветхого Завета, - предлагаемых православной традицией на седмичные дни Великого поста, а также замечания о том, как связаны темы этих отрывков с Постом. (При подготовке их будет использован "Парiмiйникъ" // С-П., 1904г.) церковные чтения (паремии):
> Признать свое банкротство > <...> даже в вашей молитвенной жизни Вы действуете как глава > предприятия. У меня нет, поверьте, никакого предубеждения > против деловых людей, одним из которых Вы являетесь, наоборот, > я втайне восхищаюсь теми человеческими качествами, > которые определяют Вашу силу и Ваш успех: инициатива, > ясность взгляда, умение доводить дело до конца, организаторские > способности, деловитость. Но молитва не есть человеческое дело, > и умонастроение делового человека здесь неприменимо. Однако, как мне > кажется, я различаю признаки такого умонастроения в Ваших реакциях. > Во время нашей последней встречи Вы меня расспрашивали о предмете > молитвы и были разочарованы, когда я вам сказал, что ничего лучше > Евангелия мне для этого неизвестно. «Чтение Евангелия мало помогает > мне в молитве», - отвечали Вы мне. Ваше письмо содержит жалобу, > что в наших «Записках» невозможно найти точного метода молитвы. > Всё это выдает, по-моему, Ваше умонастроение главы предприятия, > озабоченного его эффективностью, продуктивностью, прибыльностью. > Я далек от того, чтобы подумать или сказать что-либо дурное > об этом древнем инстинкте успеха, глубоко укорененном в нашем > существе; человечество обязано ему своим развитием и многими своими > достижениями, и если он одновременно причиняет много зла, то в этом > следует винить не его, а эгоизм, тщеславие, властолюбие, которые > используют его для своих целей. Однако, в молитве этот инстинкт > успеха есть худшее из препятствий. Молитва - не человеческое дело, > в котором следует добиться успеха; это самоотречение, которое > следует принять. И, возможно, как раз поэтому вам так трудно > ей предаться. Отречение Вам кажется худшим видом малодушия: > не для того ли существует всякая трудность, чтобы быть преодоленной; > не для того ли всякое сопротивление, чтобы быть побежденным? > И Вы, несомненно, правы в деловой сфере. Но не так в молитве. > Вот вы приступаете к молитве. Вы вопрошаете страницу из Евангелия, > но она не отвечает; Вы стучите, но дверь остается запертой; ничего > больше и не требуется, чтобы привести Вас в ярость. Не в Ваших > привычках смиряться с тем, чтобы люди и вещи Вам сопротивлялись. > И потом, думаете Вы, для чего же тратить драгоценное время, которое > можно было бы употребить с гораздо большей пользой, хотя бы > на службе Божией? Или же, пусть Вам дадут эффективный метод > молитвы! - Так вот нет же, необходимо, чтобы Вы смирились > с сопротивлением этой страницы, которая не открывает Вам своего > секрета. Дело не в том, чтобы найти другую, более красноречивую, > или же чтобы взять духовную книгу, оказывающую на Вас большее > воздействие, или открыть безошибочный метод медитации; дело в том, > чтобы признать свою неспособность постичь мысли Божии, смириться > перед этим немым текстом, простереться ниц перед безмолвной > запредельностью Бога. В том, чтобы ждать в состоянии грешника, > пока Господь соблаговолит смилостивиться над вами и дарует Вам > благодать молитвы, ту благодать, на которую у Вас нет ни малейшего > права и которую Он даст вам даром в свое время. > Благодать дается даром, но не по капризу; если она запаздывает, > то не потому, что Бог колеблется ее давать, но потому, > что это Вы медлите приготовить в себе пути, следуя по которым, > Господь желает вступить в обладание Вашим существом. > Мне приходит на память одно воспоминание, которое лучше других > будет способно помочь Вам уловить смысл сказанного. Жена одного > моего друга, чей торговый дом был накануне краха, пришла ко мне > однажды в полном замешательстве: она никак не могла понять реакцию > своего мужа при этих обстоятельствах. «Нет слов, - сказала она > мне, - чтобы передать то, что с ним происходит: страдание, упадок > духа, - ни одно из этих понятий не подходит; это гораздо больше, > чем страдание, и это не упадок духа, поскольку он делает всё, > чего требует ситуация. Это, скорее, особый вид смерти, так, словно > бы он был поражен в самом источнике своей жизни, в самом своем > достоинстве человека. Несомненно, мы, женщины, не способны > представить себе ту внутреннюю катастрофу, какой является > для мужчины крах его предприятия, его творческих усилий. > Разве только в сфере любви нам знакома подобная скорбь». Гораздо > лучше моей посетительницы Вы можете представить себе смятение > человека, доведенного до банкротства. Возмущение, которое > Вы испытываете, не того же ли свойства? Всю жизнь Вы действовали > успешно, а здесь терпите неудачу. Повсюду вы должны бороться, > а здесь - сложить оружие, признать свое банкротство. > Это противоречит всем Вашим привычкам и, более того, основным > устремлениям Вашего существа. Вы л`юбите побеждать, и Вы правы, > но поймите, что с Богом наша победа состоит в том, чтобы признать > себя побежденным. Посмотрите на св. Павла на пути в Дамаск. > В повседневной жизни Вы говорите: «Я желаю». В молитве Вам следует > сказать: «Я прошу». Здесь Вы уже не солидный человек, обладающий > авторитетом, но ребенок, который просит, который клянчит, > который протягивает руку, здесь Вы банкрот, согласный с унижением. > Чтобы добиться жизненного успеха, нужно уметь, желать, мочь. > Чтобы добиться успеха в молитве, Вам нужно согласиться ничего > не уметь и не знать, ничего не желать, ничего не мочь для того, > чтобы Бог дал Вам Свое знание, Свою волю, Свое могущество. > «Это противно природе!» - сказали Вы мне как-то. Да, я хорошо знаю, > что для вас будет мучительно - и для Вас больше, чем для кого-либо > другого, - оставаться бессильным перед Богом и что Вы предпочли бы > любую активность, приняли бы любое другое страдание. Но как раз > в молитве произойдет то превращение Вашей природы, то обращение, > которое одно способно сообразовать Вас с воздействием Божиим. > Не думайте, однако, что я вас призываю к какой-то > квиетистской{Квиетизм - учение, доводившее принцип покорности > воле Божией до полной пассивности, бездеятельности. Осуждено > Церковью} пассивности. Отказаться от борьбы, признавать > свое банкротство во время молитвы - это очень содержательное > действие, оно предполагает напряженную духовную активность: > Вы при этом верите в присутствие и действие Божие, Вы безжалостно > умерщвляете в себе то, что требует жизни и успеха; Вы отдаете себя > или, скорее, Вы спокойно и жертвенно ожидаете, что Бог придет взять > Вас.
* "С юности, Христе, заповеди я Твои преступил..." Избранные стихи из канона свт. Андрея Критского (в рус.пер.): с. Христ.Просвещ./rasylka/003/368.htm#0 с. Христ.Просвещ./rasylka/002/013-9.htm#N15 * Полностью 3-я часть канона: www.krotov.info/yakov/dnevnik/1991/canon3.html * Пособие к проведению Великого поста, день 3: www.krotov.info/yakov/3_vera/5_gr_lent/032_gl03.html
*И сказал Бог: * * * * * * |