=Ежедневная
рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа
нашего! (2Пет.1:2)
* 13 февраля ст.ст., чт 1-й
седмицы Великого поста.
церковные чтения (паремии):
> Ис.2:11-21#
[(продолж.) В 'День Господа Саваофа' гнев Божий
ожидает всех надменных и горделивых; всё, на что они надеются, погибнет.]
> Быт.2:4-19#
[Общий взгляд на сотворение мира и особенно на растения
(4-6), на сотворение человека (7). Насаждение Рая, описание его
(8-14). Бог поселяет человека в Раю и дает заповедь о вкушении
плодов (15-17). Намерение Бога сотворить человеку помощника (18). Бог
приводит животных к человеку, чтобы тот дал каждому имя (19). *Воспоминание
о совершенстве сотворенного мира возбуждает в нас скорбные чувства при
мысли о лишении райского блаженства через грехопадение первых людей
и о нашей собственной греховности, и побуждает нас стремиться к тому,
чтобы утраченное через Адама приобрести через Христа.]
> Притч.3:1-18#
[Как д`олжно жить, чтобы достичь долголетней и мирной
жизни (1-4). Кто уповает на Бога, подчиняет Ему все мысли и дела,
одного Его боится, и уклоняется от всякого зла, тот избавится от всех
недугов и болезней (3-8). Господу подобает жертва от трудов человека,
приносящий ее будет наслаждаться изобилием (9-10). Д`олжно внимать наставлениям
и обличениям Господним, ведь "кого любит Господь, того наказывает"
(11-12). Счастлив тот, кто достиг мудрости: она дороже всех благ земных,
всё ей подвластно... (13-18)] /Текст этой паремии и Быт.2:4-9,15-19
в новом переводе см. в "подвале"
этого выпуска/]
> Что значит сознавать и переживать собственную "ничтожность"?
> Я ничего не добьюсь, если брезгливо отвернусь от своих заблуждений,
> грехов и ошибок, будто бы их и не было и будто бы я сам был когда-то
> не собой, а кем-то иным. Отмахиваясь от себя, я останусь слеп.
> Напускное смирение говорит: "Я - ничто", подразумевая под этим:
> "Жаль, что я - вот такой!"
> Видя, как мы ущербны и как беспомощны, мы часто отрекаемся от себя,
> но не находим покоя. Если же мы полюбим собственную ничтожность,
> то по-настоящему познаем ее. Полюбим мы ее, если поймем, что она -
> благо. Но сначала ее надо просто принять.
> Сознание собственной беззащитности приходит по дару свыше.
> Оно рождает смирение, которое любит свою нравственную и бытийную
> беспомощность перед Богом, дорожит ею превыше всего.
> Любя свою ничтожность, не надо отрекаться от того, кто мы есть,
> ни от того, что есть в нас. Надо понять и принять, что она - наше
> благо. Благо по сути, потому что исходит от Бога. Благо
> и по открывающейся нам ущербности - ведь наша беспомощьность,
> наша нравственное и духовное убожество привлекает к нам Божию
> милость.
> Мы полюбим свою ничтожность, полюбив в себе всё, уподобившись
> самолюбивому гордецу. Только мотивы наши будут совершенно иныим.
> Мы ведь должны любить себя{"Люби ближнего твоего, как самого себя"
> (Мф.19:19)}.
> Гордец так и делает, полагая, что сам по себе достоин любви,
> уважения, почета - словно Бог и люди обязаны его любить. Он мнит
> себя достойнейшим из людей и ждет только любви и почестей.
> Смиренный тоже любит себя, тоже ищет любви и уважения, но не потому,
> что заслужил их, а потому, что не заслужил. Он ищет Божией милости,
> молит о любви и помощи, уповая на великодушие ближних. Видя,
> что у него ничего нет и нужда обступает его со всех сторон,
> он дерзновенно просит и благодарно принимает, когда ему дают.
> Гордец любит свои иллюзии и свою самодостаточность. Нищий духом
> любит саму свою ущербность. Гордец ищет почестей за то, чего нет
> ни у кого. Смиренный просит поделиться тем, что есть у всех,
> кроме него. А больше всего он хочет, чтобы его до краев наполнили
> Божия любовь и Божия милость.
[ Томас Мёртон. ОДИНОКИЕ ДУМЫ. (1.IX)
(Thomas Merton. THOUGHTS IN SOLITUDE;
Перевод: А.Кириленков;
М., 2003; стр.39-41) ]
* "Агнец Божий, подъемлющий грехи всех,
возьми бремя мое тяжкое греховное..."
Избранные стихи из канона свт. Андрея Критского (в рус.пер.):
с. Христ.Просвещ./rasylka/003/369.htm#0
с. Христ.Просвещ./rasylka/002/013-9.htm#N16
* Полностью 4-я часть канона:
www.krotov.info/yakov/dnevnik/1991/canon4.html
* Пособие к проведению Великого поста, день 4:
www.krotov.info/yakov/3_vera/5_gr_lent/033_gl04.html
Желаю всяческих успехов! |
|
редактор-составитель рассылки |
|
Александр Поляков |
My ICQ # 112678438
|
*ВОТ ПОВЕСТЬ О НЕБЕ И ЗЕМЛЕ —
О ВРЕМЕНИ, КОГДА ОНИ БЫЛИ СОТВОРЕНЫ.
Когда Господь Бог создал землю и небо,
то не было на земле ни куста, ни травинки.
Ведь Господь Бог не посылал еще на землю дождя
и не было людей, чтобы ее возделывать.
Лишь поток, что поднимался из недр, орошал землю.
И создал Господь Бог человека из пыли земной,
вдохнул в его ноздри дыхание жизни и человек ожил.
В Эдеме, на востоке, Господь Бог насадил сад
и поселил в нём человека, которого создал.
Господь Бог вырастил в саду всевозможные деревья,
приятные взору и с хорошими плодами,
а посреди сада — дерево жизни и дерево познания добра и зла. ...
Поселив человека в Эдемском саду,
чтобы он возделывал этот сад и берег его,
Господь Бог дал человеку такой наказ:
— Ты можешь есть плоды любого дерева в этом саду,
кроме дерева познания добра и зла.
Не ешь его плодов: если съешь — в тот же день умрешь.
Господь Бог сказал:
— Плохо человеку быть одному.
Я сотворю для него помощника, ему под стать.
Господь Бог создал из земли всевозможных зверей и птиц
и привел к человеку, чтобы посмотреть, как тот назовет их.
Так животные получили от человека свои имена.*
(Быт.2:4-9,15-19 (нов.пер., РБО,
1999г.))
* * *
*Сын, моего учения не забывай / и мой наказ сохрани в сердце.
Ибо это продлит тебе дни и годы, / благоденствие твое умножит.
Да не покинут тебя вера и правда: /
надень их, как ожерелье, на шею, / запиши на скрижаль сердца –
и будут тебе милости и почести / от Бога и от людей.
Доверься ГОСПОДУ всем сердцем, /
а не на собственный разум полагайся.
Каким бы путем ни шел, познавай ГОСПОДА, /
и выпрямит Он твои стези.
Не считай себя мудрецом, / бойся ГОСПОДА, сторонись
зла –
это будет целительно для твоего тела / и прибавит силы костям твоим.
Уделяй ГОСПОДУ от своего достояния /
и от первых плодов любого дела,
и исполнятся твои кладовые изобилия, /
переполнит давильни молодое вино.
Наставления ГОСПОДНЯ, сын мой, не отвергай,
/
от упреков Его не отвращайся.
Ведь ГОСПОДЬ порицает того, кого любит, /
как отец – драгоценного сына.
Счастлив человек, обретший мудрость, / человек, достигший разумения.
Лучше мудрость обрести, чем серебро, / ибо она золота ценнее,
дороже она, чем самоцветы, / ничто желанное с ней не сравнится.
В правой руке у нее – долгоденствие, / а богатство и почет – в левой.
Дороги ее – дороги радости, / все ее пути благополучны.
Она – древо жизни для тех, кто ей привержен, /
и блажен, кто с ней неразлучен.*
(Пр.3:1-18 (нов.пер., РБО, 2000г.))
* * *
*Поникнут гордые взоры человека, / и высокое людское унизится; /
один Господь будет высок в тот день.
Ибо грядет День Господа Саваофа на всё гордое и высокомерное /
и на всё превознесенное, - и оно будет унижено, -
и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, /
и на все дубы Васанские,
и на все высокие горы, / и на все возвышающиеся холмы,
и на всякую высокую башню, / и на всякую крепкую стену,
и на все корабли Фарсисские, / и на все вожделенные украшения их.
И падет величие человеческое, / высокое людское унизится;
и один Господь будет высок в тот день, / а идолы совсем исчезнут.
(Ис.2:11-18)
|