Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2) * 28 февраля ст.ст., пт 3-ей седмицы Великого поста церковные чтения (паремии):
?> <.... Почему Бог терпит зло?> Почему <Он> не пресечет страдания ?> невинных людей, дав нам пример справедливости? > Надо прежде всего задать вопрос: имеем ли мы право переносить > на Творца такие вот свойства надзирателя? Потому что мы были бы > тогда не людьми, не образом и подобием Божиим — мы были бы детским > садом, марионетками. Нам очень хочется, чтобы наверху сидел большой > господин, который бы всё время наблюдал за нами и при малейшем > нарушении тут же карал виновных и поощрял невинных. Этого нет. Этого > не должно быть. Человек, по замыслу, является соучастником > божественного творения. Библия называет это словом «завет». > «Завет» — это церковно-славянское слово, по-русски оно означает > «союз». Союз может быть с каким-то маломальски равноправным > существом. Но если это существо — заводная кукла, то какой же может > быть с ним союз? Если его жестко запрограммировали на добро, если > ему не дали возможность выбирать между добром и злом, тогда что же > это за выбор? Это вроде тех «выборов», которые были у нас долгое > время. > Когда не будет возможности совершать зла, когда всё будет > запрограммировано в одну сторону, то у человека не будет > ни завоеваний, ни подвигов, ни личности, ни свободы — ничего. > Это будет просто <кукольный театр>, где невидимые руки дергают всё > за ниточку. > Вы скажете: а как удобно было бы, как чудесно, если бы нас дергали > за ниточку, а мы бы себе дремали. Но Бог не хочет этого! Поэтому > мы ответственны. Создание человека — это особый акт природы, потому > что человек является, по словам знаменитого немецкого мистика > и писателя Новалиса, мессией природы. Человек — это спаситель > природы, но вместо этого он ее поганит, а может поступать иначе. > Может иначе, и это будет обязательно, потому что мы только начинаем, > мы еще троглодиты эволюции. Один французский теолог сказал мне: > «Самое страшное, что было в наши дни, это лагеря, и хотя человек там > пал страшно низко, хуже животного (и одно это может привить нам > мизантропию, презрение к человеку), но помните, что те, > кто мужественно шли на смерть, боролись, шли в газовые камеры, > повторяя "<Отче наш>", — это были тоже люди». Это были люди! Значит, > человек способен побеждать и это. Значит, есть в нём дух. > <.....> Пусть это немножко выше нашего потолка, но ведь идеал > не может быть приравнен к средним меркам — на то он и идеал, > чтобы устремлять нас вверх. > Какой смысл нам проникать в метафизический дальний план? Христос > вовсе не объясняет, почему и отчего всё произошло, потому что мы Его > не поймем, потому что рациональная стихия зла в космосе — > это абсурд, потому что иррациональное не может быть рационально > объяснимо. Объяснить зло, дать логически ясную теодицею — значит > сделать зло обоснованным, а оно необоснованно, как слепая стихия > бунта, как темное стремление против света. <...> Темной стихии > надо противостоять. Христос учит нас не тому, как произошло зло > в мире, — это философия, — а тому, как жить в мире, где есть зло. > Он сказал: «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил > мир». > Да, у нас были ужасные годы, ужасные события, но не надо особенно > гордиться своими ранами: очень трудной была судьба и германского > народа, и многих других народов, страдавших под пятой тирании. > Носясь со своими болячками, мы как-то забываем, что наш век есть век > диктаторов, что при Франко удавливали людей ни за что ни про что, > что был Муссолини (пусть это, конечно, был не Сталин, > но всё-таки...). Мир бушевал. Мир, потерявший Бога, поклонившийся > политическим идолам, пожал полной мерой свое идолопоклонство, > плоды своего идолопоклонства. Вот в чём драма. Человек отвернулся > от Бога и поклонился идолу, и когда этот идол на него упал, > мы хотим, чтобы Господь в это время определял, кто прав, > кто виноват. Мы все связаны между собой. Если бы не Гутенберг, > мы не получили бы <книгопечатание>, если бы не Шарден, не слышали бы > прекрасного о любви, если бы не Бах, мы не знали бы его божественной > музыки. Если бы не моя мать и ваша мать, то мы не получили бы > в наследство то, что мы получили. Все — дети, внуки, родственники, > весь человеческий род — это одна семья. Мы соединены великой > солидарностью. Передается всё благое, всё святое, всё священное, > всё прекрасное! Но мы должны помнить, что передается и злое. > Если человек разлагает свое тело наркотиками и потом у него > рождается ребенок-урод, то ребенок, конечно, не виноват, > но есть нравственный порядок, закон, потому что мы все тесно > связаны. Мы единая система, и когда страдает один `орган, > это отдается во всём организме. <...> Как говорил Достоевский, > «все друг за друга в ответе». Это очень правильные слова. <....>
* "Зло", "Страдание" в тематич. указателе "Библиотеки Якова Кротова": www.krotov.info/spravki/temy/z/zlo.html www.krotov.info/spravki/temy/s/stradanie.html * Н.Бердяев: о жестокости и боли www.krotov.info/berdyaev/1918/sudba_22.html * Он же: "Отношение христианства к страданию двойственно и парадоксально..." а) www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1931_026_05.html#5 б) www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1931_026_08.html#страд * Он же: "Я страдаю, значит, я существую..." www.krotov.info/berdyaev/1944/oek_3_5.html#V * Виктор Франкл: О смысле страдания www.krotov.info/library/f/frankl/sm_strad.html
*И вспомнил Бог про Ноя * * * |