Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2) * 10 марта ст.ст., вт 5-ой седмицы Великого поста церковные чтения (паремии):
> Единство цели у Слова Божия, подчиняющего Себе пророков, > но и превосходящего их, выражено ими самими через понятие Завета > (Союза). <.....> > <...> завет (или буквально - "союз") это то понятие, которое, > пожалуй, больше всех иных присуще всем формам семитской > религиозности.{} Но тот завет, который Ягв`е Своим Словом заключил > со Своим народом, совершенно невозможно спутать с теми, которые > устанавливал тот или другой ханаанский "Господь Завета" - > "Ваал-Вериф". Ни о чём другом великие пророки не высказываются > так единогласно, как именно об этом. "Союзы" этих различных ваалов > с их народами представляли собою своего рода магические договоры. > Основанные на принципе "ты мне, а я тебе", они обеспечивали > человеку, или народу, материальные услуги со стороны божества > (обильные урожаи, плодовитый скот, победу над врагами) и в этом был > весь их интерес. Это была автоматическая награда за тщательное > соблюдение определенных обрядов. Оттого и бог становился > собственностью народа, в такой же мере, в какой народ становился > его собственностью, и даже больше того. У самого Израиля всегда > оставалась склонность понимать в этом же смысле его собственное > положение, выражавшееся его званием "народа Божия". Но именно против > этого и восставали беспрестанно пророки, движимые требованиями > божественного Слова, для них самих стеснительными, а потом > и мучительными в высшей степени. > Амос говорит народу, что Завет вовсе не составляет для него > преимущества, на котором можно успокоиться, вовсе не дает ему > уверенности в покровительстве, приобретаемом по сходной цене, > а ставит ему самому совершенно исключительные требования. *> "Только вас признал Я *> из всех племен земли, *> потому и взыщу с вас *> за все беззакония ваши".{Ам.3.2} > Ему вторит Иеремия: *> "Не надейтесь на обманчивые слова: *> "Здесь храм Господень, *> храм Господень, храм Господень"... *> Пойдите же на место Мое в Силом, *> где Я прежде назначил пребывать Имени Моему, *> и посмотр`ите, что сделал Я с ним *> за нечестие народа Моего, Израиля".{Иер.7.4-12} > Завет, составляющий предмет и, можно сказать, постоянную заботу > Сл`ова Ягве, ничуть не связывает Бога на подобие как бы магических > договоров: он, напротив, выявляет абсолютную свободу Божества > в действии высшего милосердия. Завет представляет собою прежде всего > обетование и тем самым он - милость из милостей. Но обетование > связано с требованиями, носящими нераздельно нравственный > и религиозный характер, в полном противоречии с прирожденным > материализмом семитов, который притом выражен у израильского народа, > казалось бы, еще сильнее, чем у всех его сородичей. > Действительно, первейшее утверждение Слова заключается в том, > что Ягве - не то, что другие боги, нуждающиеся в питании дымом > от жертвоприношений и поддерживающие свои силы периодически > проливаемой кровью. Поэтому те боги оказываются перед человеком > в положении просителей, они приходят в растерянность когда о них > забывают, и они готовы обещать что угодно, лишь бы жертвоприношения > совершались в установленном порядке без неприятных перебоев. Совсем > не то с Ягве. Так, псалом 49, представляющий собою прямой отклик > Осии или Исайи, говорит: *> "Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе; *> ибо Моя вселенная и все, что наполняет её. *> Ем ли Я мясо волов, *> и пью ли кровь козлов?"{Пс.49.12-13 ...} > При этих условиях, понятно, что то представление о Завете, > до которого возвышается, например, Иеремия, выражается в словах, > уже совершенно преображающих первоначальный взгляд на него: *> "Вот наступают дни, говорит Господь, *> когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды *> новый завет, - *> не такой завет, какой Я заключил с отцами их *> в тот день, когда взял их за руку, *> чтобы вывести их из земли Египетской; *> тот завет Мой они нарушили, *> хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господу, *> Но вот завет, *> который Я заключу с домом Израилевым *> после тех дней, - говорит Господь: *> вложу закон Мой во внутренность их *> и на сердцах их напишу его, *> и буду им Богом, *> а они будут Моим народом. *> И уже не будут учить друг друга, *> брат - брата *> и говорить: "познайте Господа", *> ибо все сами будут знать Меня, *> от малого до большого, - говорит Господь, - *> потому что я прощу беззакония их *> и грехов их уже не вспомяну более".{Иер.31.31-34} > Отметим тут же, как этот текст, хотя и решительно обращенный > к будущему, создателем которого будет Бог, вместе с тем содержит > и в`идение прошлого, не менее существенное для сознания великих > пророков с VIII по VI век <до н.э.>. Этим видением непосредственно > обусловлено то представление, которое они составляют себе о Слове, > раздающемся внутри их самих. > Все те, кого мы назвали до сих пор, были, очевидным образом, уверены > в том, что их посещает божественное Слово. Всё же было бы совершенно > ошибочным видеть в них представителей какого-то религиозного > индивидуализма. Этим тайновидцам ни в малейшей степени > не свойственна мысль, ни в высказанной форме, ни в скрытой, > будто Откровение начиналось бы с них. Как Слово зазвучало в их устах > не для них самих, а для их народа, так и отличает оно не столько > их самих среди их народа, сколько весь этот народ среди других. > Вся его история представляется им зависящей от Слова Ягве, которое > ставит ей определенные требования, а в особенности движет ею > посредством своих обетовании. > Нужно отметить, что история происхождения еврейского народа - > священная история - дошла до нас только в том освещении, которое > дано его собственным опытом. Тем не менее, со стороны историков > XIX века было ошибкой сводить древние библейские повествования > к одному только творчеству пророков, и современные историки > всё более остерегаются этой ошибки. Если и верно, что на этой > истории отпечатлелись некоторые их индивидуальные черты, > так отчетливо очерченные, то всё же следует помнить прежде всего, > что сами они не были началом какой-то абсолютной новизны. Как раз > обратное верно: их самих создало медленное и постепенное > прорастание. Его предварительные фазы они может быть действительно > осветили теми понятиями, которые стали им ясны лишь под конец. > Но если это и позволило подчеркнуть те или иные подробности, > то всё же очень сомнительно, чтоб и сами эти подробности могли > создаваться при этом. <....>
* Александр Мень: Завет Бога с Аврамом. Обетование с. Христ.Просвещ./rasylka/003/395.htm#0 ** Пособие к проведению Великого поста, день 30 www.krotov.info/yakov/3_vera/5_gr_lent/059_gl30.html *Уста мудрецов распространяют
знание, / но не так поступают глупцы. * * * |