Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2) * 13 марта ст.ст., пт 5-ой седмицы Великого поста церковные чтения (паремии):
?> Всегда ли происходит воздаяние за зло? > В Библии есть особая книга - книга Иова, которая написана частично > для того, чтобы люди понимали, что бедствия и болезни не являются > автоматическим наказанием уголовного свойства за человеческие грехи. > Библия полна изречений, в которых показано, что нечестивец > торжествует, а праведник страдает. С самого начала, когда > противостоят Каин и Авель, погибает-то Авель, праведник, а остается > Каин. Для чего это так и почему так? > Представим себе на минуту такое положение вещей в мире: все злые > люди немедленно заболевали бы тифом, проказой и всем прочим. У злых > людей были бы вечные неприятности в семье и на работе, у добрых > людей все шло бы гладко и блестяще. Что бы тогда было? Все злые > немедленно бы поднялись и побежали в сторону добра, но не ради добра > и Бога, а ради того, чтобы избежать бедствий. И вот, чтобы не было > такого корыстного отношения к добру, добро и зло распространяются > в жизни вперемежку. Дается свобода различным силам: социальным, > политическим, моральным, геологическим, вирусам, тектоническим > силам. В жизни действует масса составляющих, и у человека есть масса > составляющих для свободного решения своей жизни. > В Апокалипсисе апостол Иоанн призывает нас к библейскому взгляду > на исторический процесс. Не то чтобы Господь всё время кого-то > карает, а кого-то награждает, - это грубое, отталкивающее, > примитивное, антропоморфное представление. Но в мир внесены законы > воздаяния, они действуют сами. Что человек сеет, то он и пожинает. > Скажем, одно поколение привозит в страну рабов, превращает людей > в скот, через три поколения эти рабы превращаются в проблему > для потомков тех, кто привез сюда этих рабов, и так далее. Всегда > историческое воздаяние - при дверях. Рушится Александрийская > Церковь, потому что она изменила своему призванию, приходит к краху > Константинопольская Церковь, терпит великие удары наша Русская > Церковь. Когда турки вошли в Константинополь и заняли Св. Софию, > это тоже было событием библейского масштаба. И мы можем найти > для него осмысление в словах Апокалипсиса, в словах древних > пророков - Исайи, Иеремии, в посланиях, в словах Евангелия: > "Се оставляется вам дом ваш пуст". > И не без воли Божией мы видим сегодня вокруг закрытые храмы, > облупившиеся и полуразвалившиеся, - тут дело не только в злой воле > тех, кто хотят эти храмы уничтожить. Если бы не наши грехи, то есть > грехи членов Церкви, то никогда не было бы ни пустой, превращенной > в мечеть Св. Софии, ни храмов, превращенных в склады. Это значит, > что мы согрешили еще больше, чем византийцы. Наказание - это > не судебный процесс, кончающийся приговором, а камень, брошенный > вверх и падающий на голову того, кто его бросил. > Есть библейское выражение: "вопль крови". Это древний образ. > Уже в книге Бытия, когда Авель был убит Каином, Господь говорит: > "Кровь вопиет к небу". Значит, есть какой-то таинственный закон > в мире, который греки называют законом +дикэ+ <(справедливости)>, > индийцы называют законом +кармы+, а мы - законом воздаяния. Зло > не может остаться неотомщенным, оно обязательно где-то - в том > или в этом мире - каким-то образом должно уравновеситься, о чём > и говорят библейские слова: "Голос крови брата твоего вопиет ко Мне > от земли". Она требует возмездия. > Говорят, что к вере людей приводит страдание, но это неправда. > Я знаю многих людей, которых, наоборот, страдание отводит от веры. > Всё зависит от того, куда повернуто человеческое сердце. Однако > в "Диалогах" святой Екатерины Сиенской указано, что Господу > приятнее, когда зло погашается не справедливым возмездием, > а любовью.
* Александр Мень: "Бог усмотрит Себе ягненка для всесожжения" с. Христ.Просвещ./rasylka/003/398.htm#0 * Клайв Стейплз Льюис о страдании по воле Божьей и ответе на вопрос "Если Господь всеведущ, Он знал, что сделает Авраам; так зачем же Он его мучил?" с. Христ.Просвещ./rasylka/003/341.htm#0 * Антоний Блум: «Дело Авраама — безграничное доверие Богу» с. Христ.Просвещ./rasylka/002/117.htm#0 * Доминик Бартелеми об Аврааме с. Христ.Просвещ./rasylka/002/088.htm#0 ** Пособие к проведению Великого поста, день 33: http://krotov.info/yakov/3_vera/5_gr_lent/062_gl33.html
*Спустя некоторое время после
этих событий |