Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2) * 16 марта ст.ст., пн 6-ой седмицы Великого поста церковные чтения (паремии):
> Как правило, люди склонны переоценивать положительные > и отрицательные стороны или приятные и неприятные оттенки > своих переживаний. Приписывая преувеличенную значимость > таким моментам, они вырабатывают в себе ничем не оправданную > склонность жаловаться на судьбу. Мы уже обсудили не одну трактовку > нашего тезиса о том, что "мы посланы в этот мир не для наслаждений". > Мы подчеркивали, что удовольствие не в состоянии придать смысл > человеческой жизни. А если это так, то отсутствие удовольствия > не умаляет ее смысла. И вновь мы обращаемся за примерами > к искусству: необходимо лишь вспомнить, насколько маловажным > для оценки художественных достоинств мелодии является то, в каких - > мажорных или минорных - тональностях она написана. <...> > Мы уже сказали, что, создавая творческие произведения, человек > реализует свои созидательные ценности; переживая - ценности > переживания; страдая - ценности отношения. Кроме того, страдание > и само по себе не лишено смысла. Страдая от чего-либо, мы внутренне > отодвигаемся от того, что вызвало наши страдания, > мы как бы устанавливаем дистанцию между собой и этим нечто. > Всё время, пока причиной нашего страдания является то, чего быть > не должно, мы остаемся в состоянии напряжения, как бы разрываясь > между тем, что есть в действительности, с одной стороны, и тем, > что должно быть, - с другой. И только в подобном состоянии > мы способны сохранять в своем представлении свой идеал. <...> > это относится и к тому, кто уже отчаялся; сам факт его отчаяния > позволяет снять с него часть того, в чём он себя винит, поскольку > он оценивает свое бытие, соотнося его с идеалом, и сам факт, > что он представляет себе существующие ценности (пусть даже > и не реализованные), свидетельствует о том, что даже и отчаявшийся > человек является носителем некоторой ценности. Он не мог бы судить > себя так строго, если бы уже не обладал ценностью и достоинством > судьи - человека, который постиг различие между тем, что есть, > и тем, что должно быть. Таким образом, страдание вызывает > плодотворное, можно даже сказать - кардинально преобразующее, > духовное напряжение, ведь оно на эмоциональном уровне помогает > человеку осознать то, чему не следует быть. В той мере, в какой > человек отождествляет себя с существующим положением вещей, > он устраняет свою удаленность от них, лишаясь, таким образом, > плодотворного чувства диссонанса между тем, что есть, и тем, > что должно быть. > Вот так в чувствах человека открывается глубокая мудрость, которая > выше всякого рассудка и, по сути, идет вразрез с учением > о прагматической утилитарности. Рассмотрим, к примеру, смысл, > который имеют для человека такие переживания, как скорбь > и раскаяние. С чисто прагматической точки зрения они выглядят > бессмысленными. С точки зрения "здравого смысла" скорбеть о чём-либо > безвозвратно утраченном - бесполезно, то же верно и в отношении > непоправимого проступка. Но для внутренней жизни человека и скорбь, > и раскаяние полны глубокого смысла. Потерянная возлюбленная > или возлюбленный в каком-то смысле продолжают жить благодаря > нашей скорби о них, раскаяние же помогает виновному вновь поднять > голову, как бы очистившись от вины. Тот, кого мы любили и о ком > сейчас скорбим, потерян объективно, в реальном времени, > но он сохраняется субъективно, во времени внутреннем. И раскаяние > <...> способно оправдать неверный шаг; и хотя сделанного > не воротишь, сам виновный переживает как бы нравственное > возрождение. Эта способность прошедших событий быть плодотворными > для внутреннего развития человека не противоречит > его ответственности, находясь с ней в диалектическом взаимодействии. > Ибо вина сама по себе уже подразумевает ответственность. Человек > несет ответственность за всё содеянное - ведь он не может изменить > ни один сделанный им шаг; как самое незначительное, так и самое > важное решение всегда остается последним. Совершает он поступок > или отказывается от него - ни одно из этих действий > нельзя вычеркнуть из жизни так, как будто бы их и не было вовсе. > Тем не менее, благодаря раскаянию человек может внутренне порвать > с совершенным им и, переживая это раскаяние, может "воротить > содеянное", но в области духовной, нравственной. Только > очень поверхностный человек усмотрит какое-либо противоречие > между этими двумя утверждениями.
**> Свящ. Александр Шмеман: ЗНАЧЕНИЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА с. Христ.Просвещ./rasylka/002/038-44.htm#N43 **> Пособие к проведению Великого поста, день 36: http://krotov.info/yakov/3_vera/5_gr_lent/065_gl36.html
*Душа моя, душа моя, восстань,
что ты спишь? / * * * * * * |