=Ежедневная
рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
ХРИСТОС
ВОСКРЕС!!!
* 2 мая ст.ст., сб
(5-я седмица по Пасхе);
пам. свт. Афанасия Александрийского (†373);
литургические чтения: Деян.15:35-41#;
Ин.10:27-38# v
.
> <..> борьба со смертью во имя вечной жизни есть основная задача
> человека. Основной принцип этики может быть формулирован так:
> поступай так, чтобы всюду во всём и в отношении ко всему и ко всем
> утверждать вечную и бессмертную жизнь, побеждать смерть. Низко
> забыть о смерти хотя бы одного живого существа и низко примириться
> со смертью. Смерть самой последней, самой жалкой твари непереносима,
> и если в отношении к ней она не будет побеждена, то мир не имеет
> оправдания и не может быть принят. Вся и всё должно быть воскрешено
> к жизни, и к жизни вечной. Это значит, что не только в отношении
> к людям, но и к животным, к растениям и даже к вещам д`олжно
> утверждать вечное онтологическое начало. Человек всегда и во всём
> должен быть подателем жизни, излучать творческую энергию жизни.
> Любовь ко всему живущему, ко всякому существу, превышающая любовь
> к отвлеченной идее, и есть борьба со смертью во имя вечной жизни.
> Любовь Христа к миру и к человеку и есть подание жизни в изобилии,
> победа над смертоносными силами. Смысл аскезы в том, что она есть
> борьба со смертью в себе, против смертного в себе. Борьба со смертью
> во имя вечной жизни требует такого отношения к себе и к другому
> существу, как будто ты сам и другой человек может в любой момент
> умереть. В этом нравственное значение смерти в мире. Побеждай
> низменный, животный страх смерти, но всегда имей в себе духовный
> страх смерти, священный ужас перед тайной смерти. <.....>
> Нравственный парадокс жизни и смерти выразим в этическом императиве:
> относись к живым, как к умирающим, к умершим относись, как к живым,
> т.е. помни всегда о смерти как о тайне жизни и в жизни и в смерти
> утверждай всегда вечную жизнь. Жизнь не в слабости своей, а в своей
> силе, напряженности и преизбыточности тесно связана со смертью.
> <...> Это открывается в любви, которая всегда связана со смертью.
> Страсть, т.е. проявление величайшего напряжения жизни, всегда
> чревата смертью. И принимающий любовь в ее преизбыточной силе
> и трагизме принимает смерть. Слишком дорожащий жизнью и избегающий
> смерти бежит от рока любви, жертвует ею во имя иных задач жизни.
> В любви эротической дана высшая точка напряжения жизни, и она же
> влечет к гибели и смерти в мире. Любящий обречен на смерть
> и обрекает любимого. <...> Социальная обыденность пытается ослабить
> эту связь любви со смертью, она хочет обезопасить любовь в мире
> и устроить ее. Но она не способна даже заметить ее. Социальная
> обыденность, организующая жизнь рода, знает лишь одно средство
> против смерти — рождение. В рождении жизнь представляется
> побеждающей смерть. Но победа рождения над смертью не хочет знать
> личности, ее судьбы и ее упований, она знает лишь жизнь рода. Всякий
> рождающий обречен на смерть и обрекает рожденного. Победа
> над смертью в рождении есть призрачная победа. Тайны победы
> над смертью не знает природа, она может прийти лишь
> из сверхприродного мира. На протяжении всей своей истории
> люди пытались бороться со смертью, и на этой почве возникали разные
> верования и учения. Иногда они боролись забвением смерти, иногда же
> идеализацией смерти и упоением гибелью.
> Бесплодна философская идея естественного бессмертия души <...>.
> Она проходит мимо факта смерти, отрицает трагизм смерти. С точки
> зрения такого учения о бессмертии совсем оказывается ненужной борьба
> за вечную жизнь со смертью и тлением. Это совершенно бестрагическая
> рационалистическая метафизика. <.....> Трагедию смерти можно сознать
> лишь при остром сознании личности. <Она> ощутима лишь потому,
> что личность переживается как бессмертная и вечная. Трагична лишь
> смерть бессмертного, вечного по своему значению и назначению. Смерть
> смертного, временного совсем не трагична. Трагична смерть личности
> в человеке, потому что личность есть вечная Божья идея, вечный Божий
> замысел о человеке. Непереносима смерть целостной личности,
> в которой дано единство всех человеческих сил и возможностей.
> Личность не рождается от отца и матери, личность творится Богом.
> Естественного бессмертия человека как существа природного,
> рожденного в родовом процессе, естественного бессмертия его души
> и тела не существует. Человек в этом мире есть смертное существо.
> Но он сознает в себе образ и подобие Божье, личность, сознает себя
> принадлежащим не только к природному, но и к духовному миру.
> И потому человек почитает себя принадлежащим к вечности и стремится
> к вечности. Бессмертен и вечен в человеке не элемент душевный
> и не элемент телесный, сами по себе взятые, но элемент духовный,
> действие которого в элементе душевном и телесном и образует
> личность, осуществляет образ и подобие Божье. Человек бессмертен
> и вечен, как духовное существо, принадлежащее к нетленному миру,
> но он есть духовное существо неестественно и фактически, он есть
> духовное существо, когда он осуществляет себя духовным существом,
> когда в нём побеждает дух и духовность овладевает его природными
> элементами. Цельность и единство порождаются работой духа в душевном
> и телесном элементе и составляют личность. Природный же индивидуум
> не есть еще личность, и ему не свойственно бессмертие. Естественно
> бессмертным оказывается вид, род, а не индивидуум. Бессмертие
> завоевывается личностью и есть борьба за личность. <.....>
> Осуществленная и достигшая целостности личность бессмертна.
> Но в мире духовном нет замкнутой личности, личность соединена
> с Богом, с другими личностями, с космосом. Материализм, позитивизм
> и т.п. учения примиряются со смертью, узаконяют смерть и вместе
> с тем стараются забыть о ней, устраивая жизнь на могилах покойников.
> Эти учения не имеют памяти смертной, и потому они обыденны и лишены
> глубины и серьезности. Учение о прогрессе целиком занято будущим
> вида, рода, грядущих поколений и совершенно не чувствительно
> к личности и ее судьбе. Прогресс, как и эволюция, совершенно
> безличен <...>. Смерть для прогрессирующего рода есть факт
> неприятный, но не глубокий и не трагический. Род знает
> свое бессмертие. Глубока и трагична смерть лишь для личности
> и с точки зрения личности. Учениям более благородным свойственна
> <...> примиренность <со смертью>, полная печали и меланхолии. В этом
> случае смерть замечается в своем трагизме и личность сознаёт себя,
> но она не имеет духовных сил бороться со смертью и победить ее.
> Отношение к смерти стоическое или буддийское бессильно перед ней
> и означает победу смерти, но оно благороднее родовых теорий,
> совершенно забывающих о смерти. Душевное, а не духовное отношение
> к смерти всегда печально и меланхолично, в нём всегда есть печаль
> воспоминания, не имеющего силы воскрешать. Только духовное отношение
> к смерти победно. Дохристианское отношение к смерти означает
> <капитуляию> перед роком, несущим смерть. Только христианство знает
> победу над смертью.
[ Николай Бердяев. О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
(3.I)
www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1931_026_11.html ]
//*** *** *** *** *** *** *** *** * *
* К.С.Льюис: мы будем как боги? ** ** ** **
\\ с. Христ.Просвещ./rasylka/002/092.htm#0 * * *
// *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** ***
* О свт. Афанасии Великом, еп. Александрийском, **
* и нек-рые его тексты см.: **
* www.Krotov.info/spravki/persons/04person/afan_vel.html**
\\ *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** ***
Да просветит нас Христос!
|
|
редактор-составитель рассылки |
|
Александр Поляков |
My ICQ # 112678438
|
*Иисус сказал:
"Мои овцы слышат Мой голос, / и Я знаю их, / они за Мною идут,
Я дам им вечную жизнь, / и они не погибнут вовеки, /
их никто у Меня не похитит.
То, что дал Мне Отец Мой, – / больше всего, /
и этого у Отца никто не может отнять,
а Я и Отец – одно".
Они снова схватили камни, чтобы побить Его.
Иисус сказал:
"Много добрых дел Я вам показал от Отца.
За которое из них вы хотите побить Меня?"
Они ответили Ему:
"Мы не за доброе дело хотим побить Тебя, а за кощунство,
за то, что Ты, человек, делаешь из себя Бога!"
Иисус ответил:
"А разве не написано в вашем Законе: "Я сказал: 'Вы – боги'"?
А Писание непреложно.
Если тех, к кому Бог обратил Свое Слово, Он называет богами,
как вы можете Мне заявлять: "Ты кощунствуешь",
когда Я говорю: "Я – Сын Бога", –
Мне, кого освятил и послал в мир Отец?!
Если Я не делаю дел Отца Моего, тогда не верьте Мне!
А если Я делаю их, можете не верить Мне, но делам Моим верьте!
И тогда вы узнаете и поймете, что Мой Отец – во Мне, а Я – в Нём".
(Ин.10:27-38)
* * *
*Если мы не прощаем, этим мы создаем себе ад на земле.* (М.Смит)
|