ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! * 1 мая ст.ст., пт (5-я седмица
по Пасхе);
/продолжение. см. предыдущий выпуск/ ¤ Но ударение в притче - не отрицательное, а положительное - на образе Пастыря. В отличие от вора и разбойника, Он входит во двор через дверь (ст. 1-2). В отличие от наемника, убегающего от опасности, Он полагает за овец Свою жизнь ("душу"; ст. 11-15). Овцы выходят на пути спасения через дверь; Пастырь-дверь ведет их этим путем; `овцы знают Его голос и идут за Ним (ст. 3-5); чрез Него они выходят на спасительные пажити (ст. 9). В обязанность толкователя не входит изъяснение каждой подробности притчи, будь то образ привратника в ст. 3 или образ волка в ст. 12 - при толковании притчи важно целое. Он может осторожно спросить себя, не является ли образ двери ссылкоЙ на Ветхий Завет, чаявший пришествия Мессии. Пастырь, входящий через дверь, был бы тогда символом исполнения Ветхого Завета в явлении Христа. Но настаивать на этих подробностях не ст`оит. Важно целое: Целое - это учение о Церкви. В Ин. образ стада овец, вокруг окормляющего их Пастыря, относится к Церкви, которая в контексте Ин. противополагается осужденной Христом синагоге ("иудеям", еврейской религиозной элите). ¤ Но Пастырь не только ведет овец по путям спасения. Как Пастырь добрый ("калос" - хороший), Он отдает за овец свою жизнь (ст. 11,14-15,17). Служение Пастыря Доброго получает свое завершение в Его жертвенной смерти за овец. ¤ В Православной Церкви притча о Дворе Овчем и ее толкование (10:9-16) читается за богослужениями во дни, посвященные памяти святителей (святых епископов). ¤ В развитии евангельской истории слов`а о жизни и смерти Пастыря напоминают о приближении Страстей. В жертвенной смерти Доброго Пастыря получает выражение любовь к Нему Отца (ст. 17). А поскольку жертва Пастыря - это жертва заместительная (Пастырь умирает за овец) и добровольная (ст. 18), поэтому и она есть выражение любви Пастыря к стаду. Но единение любви - это и единение познания. "Я - Пастырь Добрый, и знаю Моих, и знают Меня Мои. Как знает Меня Отец, знаю и Я Отца; и душу Мою полагаю за овец" (ст. 14-15). Во всех четырех случаях русского перевода глаголом "знать" передается греческий глагол "ginwskw" [гин`оско]. В библейском словоупотреблении познание, особенно тогда, когда оно выражено глаголом "ginwskw", предполагает единение познающего субъекта и познаваемого объекта, погружение субъекта в объект. В этом смысле познание допускает сопоставление с верой. Недаром, по слову апостола Павла (Гал.5:6), "вера действует любовью", т.е. получает свое выражение в любви. Познание в Ин. можно понимать как веру, переведенную на язык понятий и исповедуемую словом. При этом взаимное познание Пастыря и овец мыслится как отображение (ср. союз "kaqwV" [каthос] - "как" в ст. 15) взаимного познания Пастыря и Отца (ст. 14-15). Жертвенное служение Пастыря осуществляется в священном кругу любви, которая есть и круг познания. В этом священном кругу овчее стадо приобщается к истокам божественной жизни. Недаром и "власть" отдать Свою жизнь, и "власть" снова принять ее Добрый Пастырь получил как заповедь, от Отца (ст. 18). ¤ Учение о Церкви дополняется здесь новыми существенными чертами. Священный круг познания и любви вокруг Доброго Пастыря, пребывающего в единении с Отцом, - это круг Церкви. ¤ Конечная цель Пастыря - расширение этого круга (ст. 16). Доселе речь шла только об Израиле - это вытекает и из контекста: обличение фарисеев, и из иудейских ассоциаций, и из того, что об обращении язычников еще не было речи. И всё-таки у Доброго Пастыря есть овцы и "не из этой овчарни" (ст. 16). И на них должно распространиться то, что было сказано в притче о Его овцах. Он должен привести и их, и они услышат Его голос. "И будет одно стадо, один Пастырь". Эти слова могут иметь только один смысл: обращение язычников. Иоанновские тексты будут ставить нас снова и снова перед этой последней целью. Путь к этой цели идет чрез Страсти, но сама эта цель есть всемирная полнота Церкви. Эта полнота будет достигнута искупительным подвигом Пастыря - Сына Божия. Но, говоря о Своей смерти, Господь говорит и о победе над смертью. От Отца Он получил не только "власть" положить Свою душу, но и власть "снова" принять ее. Устремляя взор в будущее, Господь видит перед Собою и Страсти, и Славу. В плане Ин. это указание надо понимать не только как новое напоминание о близости Прославления, но и как дальнейший шаг к его осмыслению.
*->> о пророке Иеремии - статья из Библиологического словаря свящ. А.Меня www.krotov.info/library/bible/comm/29_ierem.html
"*Наступила зима. В Иерусалиме
был праздник Обновления Храма. |