ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! * 30 апреля ст.ст., чт (5-я седмица по Пасхе);
¤ =9.39-41.= Слова Иисуса, которыми кончается гл. 9, раскрывают символический смысл исцеления слепца. Телесная слепота - образ слепоты духовной. Иисус говорит о Своем служении как о суде, т.е. разделении: "Я пришел в этот мир для суда, чтобы те, кто не видят, видели, а зрячие чтобы стали слепыми" (ст. 39) - это относится к слепоте фарисеев. Как бы они ни отрицали свою слепоту, они не только слепы, но их слепота - следствие их выбора, и потому грех на них остается (ст. 40-41). ¤ На этом в нашем разделении на главы кончается гл. 9 и начинается новая глава, 10 - с притчи о дворе овечьем. Евангелист не дает никакого указания на перемену обстановки и на присутствие новых слушателей, а значит есть все основания считать, что к тем же фарисеям обращена и притча об овечьем дворе. Но прежде, чем к ней перейти, нужно остановиться на одной подробности гл. 9. ¤ =Тема греха.= Внимательный читатель не может не заметить, что в гл. 9 дважды ставится и тотчас же снимается тема греха. В первый раз ее ставят ученики, притом не только о самом слепце, но и о его родителях (ст. 2). Господь ее отводит и для слепца, и для родителей (ст. 3): "Ни он не согрешил, ни родители его". (Эти слова вовсе не утверждают безгрешность слепца и его родителей, они говорят только то, что несчастие слепца не должно быть понимаемо как наказание за грех.) Вопрос о грехе - уже о грехе не слепца, а Иисуса - снова ставится фарисеями в ст. 16а: нарушитель субботы не может быть от Бога. "Другие говорили: как может человек грешный творить такие знамения?" (ст. 16b). Когда исцеленного призывают во второй раз, его хотят заставить признать Иисуса грешником. Этого исцеленный знать не может; что он знает - это полученное им исцеление (ст. 24-25). Знает он и то, что "грешников Бог не слушает" (ст. 31). Его слов`а в защиту Иисуса приводят к тому, что его выгоняют из синагоги. При этом ему говорят: "Ты весь родился в грехах, а еще учишь нас!?" (ст. 34). Итак, тема греха проходит через весь этот отрывок: речь идет о грехе слепца, о котором отказывается говорить Господь, о грехе Безгрешного - Его защищает исцеленный. Фарисеи обвиняют Христа - но возводимое ими обвинение, как и всякое ложное обвинение, падает на обвинителей: они повинны в духовной слепоте, это их грех (ст. 40). Отрывок кончается приговором, который изрекает Господь: "ваш грех на вас остается" (ст. 41). ¤ =10:1-21.= Притча об овечьем дворе (ст. 1-18) следует за обличением фарисеев. Это обличение слышится и в ее первых же словах (ст. 1), и оно звучит снова и снова в дальнейшем (ст. 5,8,12-13). Образ пастыря и овец имеет ветхозаветные корни (в частности, у Иезекииля, гл. 34), но Господь его прилагает к Себе и к тому, что Он видит вокруг Себя. Притча как таковая кончается ст. 5, но в самом толковании она обогащается дополнительными чертами, которые в свою очередь требуют объяснения. Эта притча выражает характерные особенности Ин. Прилагая эту притчу к Себе, Господь в одно и то же время отождествляет Себя, в пр`иточном образе, и с дверью (ст. 7-9), и с пастырем, который этой дверью входит (ст. 11 и 14). Современные толкователи нашли в этой притче отзвук и политических движений, потрясавших жизнь иудейского народа в I веке н.э., в частности и в особенности движения зилотов, иудейских националистов, которые для осуществления своих целей прибегали с беспощадному террору. По-гречески они назывались "lhstai" [лэст`ай] - "разбойники". Это слово встречается и в нашей притче (ст. 1 и 8), и в повествовании о Страстях, где этим именем назван Варавва (ср. 18:40). Они не через дверь проникают во Двор Овчий, а влезают иным путем, как воры и разбойники (ст. 1). В ст. 12 и 13 к этим отрицательным образам прибавляется и образ наемника. "Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить" (ст. 10). Но и наемник знает только свою пользу, он не заботится об овцах, его обязанности определены договором, `овцы для него - чужие. Если "разбойники" допускают сближение с зилотами, то не надо ли понимать под наемниками фарисеев и книжников, подводивших религиозную жизнь народа под точные формы договора, а потому и встретивших то беспощадное справедливое обличение со стороны Христа, которое сохранено для нас евангелистами-синоптиками? Это обличение слышится и в нашей притче, и ее толковании. Толкование вызывается тем, что слушатели ее не понимают (ст. 6 и сл.). В сознании читателя эта неспособность "иудеев" понять учение усугубляет их вину. В этом понимании притча об овечьем дворе является естественным продолжением приговора 9:41.
+->> Свт. Кирилл Иерусалимский: Иисус - Дверь с. Христ.Просвещ./rasylka/003/445.htm#0 +->> Питер Крифт: Многими скорбями... с. Христ.Просвещ./rasylka/002/090.htm#0
"... чтобы
войти в Царство Бога, *
* * |
| ![]() |