Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа!(Рим.1:7) * 8 июня ст.ст., пн (4-я седмица
по Пятидесятнице) > <...> получив понятие о <различных> видах зла, зная, что такое - > зло действительное, <а> именно грех, которого конец - погибель, > и что такое - зло мнимое, зло по болезненности для ощущения, > но имеющее силу добра, как, например, злострадания, насылаемые > к обузданию греха, которых плоды - вечное спасение душ,- перестань > огорчаться распоряжениями Божия домостроительства, и вообще > не почитай Бога виновным в существовании зла, и не представляй себе, > будто бы зло имеет особенную свою самостоятельность. Ибо > <порочность не самостоятельна>, подобно какому-нибудь животному, > и сущности его не должны мы представлять себе чем-то > самостоятельным. Зло есть лишение <(отсутствие)> добра. Сотворен > глаз, а слепота произошла от потери глаз. Поэтому, если бы глаз > по природе своей не подлежал порче, не имела бы места слепота. Так и > зло не само по себе существует, но <происходит от повреждения души>. > Оно не <безначально>, как говорят нечестивые, которые благому > естеству делают равночестным естество лукавое, признавая то и другое > безначальным <...>; оно <и не сотворено>, потому что, если всё - > от Бога, то как злу быть от Благого? Безобразное - > не от прекрасного, порок - не от добродетели. Прочти историю > мироздания, и найдешь, что там +<всё хорошо, и хорошо весьма>+ > (ср.: Быт.1,31). Поэтому зло не сотворено вместе с тем, > что <хорошо>. Но и <духовные существа, происшедшие от Создателя, > не с примесью порочности приведены> в бытие. Ибо если телесные твари > не имели в себе присозданного зла, то <духовным> тварям, которые > столько отличны чистотою и святостию, как иметь общую с злом > самостоятельность? > Однако же зло есть, и действие показывает, что его много разлито > в целом мире. Поэтому говорят: "Откуда же ему быть, если оно > и не безначально, и не сотворено?" Доискивающихся чего-либо > подобного спросим: откуда болезни? откуда телесные повреждения? > Болезнь не что-либо <безначальное>, <но> она и не создание Божие. > Напротив того, животные сотворены с таким устройством, какое > им прилично по естеству, и введены в жизнь с совершенными членами, > бывают же больны, уклонившись от того, что им естественно; > либо лишаются здоровья или от худого корма, или от другой какой > болезнетворной причины. Следственно, Бог сотворил тело, > а не болезнь. Поэтому же Бог сотворил душу, а не грех. Повредилась > же душа, уклонившись от того, что ей естественно. А что было для нее > преимущественным благом? Пребывание с Богом и единение с Ним > посредством любви. Отпав от Него, она стала страдать различными > <...> недугами. Почему же в ней есть общая приемлемость зла? > по причине свободного стремления, всего более приличного разумной > природе. Не будучи связана никакою необходимостию, получив от Творца > жизнь свободную как сотворенная по образу Божию, она разумеет > доброе, умеет им наслаждаться, одарена свободой и силой, пребывая > в созерцании прекрасного и в наслаждении умопредставляемым, > может <сохранять> жизнь, какая ей естественна; но имеет также > свободу и уклониться иногда от прекрасного. А сие бывает с нею, > когда пресытившись блаженным наслаждением, и как бы во отягчении > какою-то дремотою ниспав с высоты горнего, входит в общение с плотию > для гнусных наслаждений сластолюбием. > Гор`е был некогда Адам, не местопребыванием, но произволением; гор`е > он был, когда, получив душу, воззрел на небо, восхитился видимым, > возлюбил Благодетеля, Который даровал ему наслаждение вечною жизнию, > поставил его среди утех рая, дал ему начальство по подобию Ангелов, > соделал <его жизнь подобной жизни> Архангелов и слышателем > божественного гласа. При всём том, находясь под защитою Бога > и наслаждаясь Его благами, скоро пресытился он всем, и как бы > надмившись от своего пресыщения, <духовной> красоте предпочел > показавшееся приятным для плотских очей и выше духовных наслаждений > поставил наполнение чрева. Вскоре стал он вне рая, вне оной > блаженной жизни, соделавшись злым не по необходимости, > но по безрассудству. Поэтому он как согрешил по причине худого > произволения, так умер по причине греха. +<Ибо воздаяние за грех - > смерть>+ (Рим.6,23). В какой мере удалился от жизни, в такой > приблизился к смерти; потому от Бога - жизнь, а лишение жизни - > смерть. Поэтому Адам сам себе уготовал смерть чрез удаление от Бога, > по написанному: +<Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут>+ > (Пс.72,27). <Итак>, не Бог сотворил смерть, но мы сами навлекли ее > на себя лукавым соизволением. Бог не воспрепятствовал > нашему разрушению <...>, чтобы самого недуга не сохранить в нас > бессмертным, как и горшечник такого глиняного сосуда, который течет, > не захотел бы положить в огонь, пока переделкою не будет исправлен > находящийся в нём недостаток. > Но говорят: "Почему в самом устройстве не дано нам безгрешности, > так что нельзя было бы согрешить, хотя бы и хотели?" Потому же, > почему и ты не тогда признаёшь служителей исправными, когда держишь > их связанными, но когда видишь, что добровольно выполняют > перед тобою свои обязанности. Поэтому и Богу угодно не вынужденное, > но совершаемое по добродетели. Добродетель же происходит > от произволения, а не от необходимости; а произволение зависит > от того, что в нас; и что в нас, то свободно. Посему, кто порицает > Творца, что не устроил нас по естеству безгрешными, тот не иное что > делает, как предпочитает природе разумной неразумную, природе, > одаренной произволением и <самостоятельностью>, - неподвижную > и не имеющую никаких стремлений. > Сие сказано <...> по необходимости, чтобы ты, впав в бездну > помыслов, при утрате <желаемого> тобою, не утратил вместе <с тем> > и Бога. Посему перестанем поправлять Премудрого. Перестанем > доискиваться того, что было бы лучше Им сотворенного. Хотя сокрыты > от нас причины частных Его распоряжений, однако же утвердим в душах > своих следующее положение: от Благого не бывает никакого зла.
+++ Свящ. Александр Мень: пророк Илия снова родился? с. Христ.Просвещ./rasylka/002/129.htm#0 +++ комментарий В.Н.Кузнецовой на Мф.11:11-14: с. Христ.Просвещ./trstrb/kuzn/mt/1111-5.htm
*Итак, Бог, к кому захочет,
будет милостив, а кого захочет, ожесточит. * * * |
|
![]() |