Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа!(Рим.1:7) * 15 июня ст.ст., пн (5-я седмица по
Пятидесятнице); > Я перехожу сейчас к той части христианской морали, в которой она > особенно резко отличается от всех других. Существует порок, > от которого не свободен ни один человек на свете; но каждый > ненавидит его в ком-то другом, и едва ли кто-нибудь, кроме христиан, > замечает его в себе. Я слышал, как люди признаются, что у них плохой > характер, или в том даже, что они трусы. Но я не припомню, чтобы > когда-либо слышал от нехристианина признание в этом пороке. Зато я > очень редко встречал неверующих, которые были бы хоть немного > снисходительны к этому пороку в других. Нет порока, который > так отвращает от человека, и нет порока, который мы меньше замечаем > в себе. Чем больше этот порок у нас, тем больше мы ненавидим его > в других. > Я говорю о гордыне, или самодовольстве; противоположную ей > добродетель христиане называют смирением. <...> когда я говорил > о целомудрии, то предупредил вас, что центр христианской > нравственности не там. И вот сейчас мы подошли к этому центру. > Согласно христианскому учению, самый главный порок, самое страшное > зло - гордыня. Распущенность, раздражительность, пьянство, > жадность - всё это мелочь по сравнению с ней. Именно из-за нее > дьявола стал тем, чем он стал. Гордыня ведет ко всем другим порокам; > это - состояние духа, абсолютно враждебное Богу. > <....> Несколько мгновений назад я сказал: чем больше гордости > в человеке, тем сильнее он ненавидит ее в других. Если вы хотите > выяснить меру собственной гордыни, проще всего задать себе вопрос: > "Очень ли я возмущаюсь, когда меня унижают, или не замечают, > или вмешиваются в мои дела, или относятся ко мне покровительственно, > или красуются и хвастают в моем присутствии?" Дело в том, > что гордыня каждого человека соперничает с гордыней другого. Именно > потому, что я хотел быть самым заметным на вечеринке, меня так > раздражает, что кто-то другой привлекает к себе всеобщее внимание. > Надо ясно понять, что гордыне органически присущ дух соперничества, > в этом сама ее природа. Другие пороки вступают в соперничество, > так сказать, случайно. Она же не довольствуется частью; > она удовлетворяется только тогда, когда у нее больше, чем у соседа. > Мы говорим, что люди гордятся богатством, или умом, или красотой. > Но это не совсем так. Они гордятся тем, что они богаче, умнее > или красивее других. Если бы все стали одинаково богатыми, > или умными, или красивыми, людям нечем было бы гордиться. Только > сравнение возбуждает в нас гордость - приятно знать, что мы выше > остальных. Там, где не с чем соперничать, гордыне нет места. > Вот почему я сказал, что дух соперничества присущ ей органически, > тогда как о других пороках этого не скажешь. Половое влечение может > пробудить дух соперничества между двумя мужчинами, если > их привлекает одна и та же девушка. Но это - случайность; ведь они > могли бы увлечься разными девушками. Между тем гордый человек уведет > вашу девушку не потому, что он ее любит, а только для того, > чтобы доказать самому себе, что он лучше вас. Жадность может > толкнуть на соперничество, если нам чего-то недостает. Но гордый > человек, даже если у него больше, чем ему хотелось бы, постарается > приобрести еще больше просто для того, чтобы утвердиться в силе > и власти. Почти всё зло в мире, которое люди приписывают жадности > и эгоизму, на самом деле - плод гордости. > Возьмите, к примеру, деньги. Человек жаден до них, потому что хочет > лучше проводить отпуск, купить лучший дом, лучшую еду и лучшие > напитки. Но этому есть предел. Почему тот, кто получает сорок тысяч > долларов в год, стремиться к восьмидесяти тысячам? Это уже не просто > жадность к удовольствиям; ведь при сорока тысячах роскошная жизнь > вполне доступна. Он из гордости хочет стать богаче других и, что еще > важнее, - обрести власть, ибо именно власть доставляет гордым особое > удовольствие. Ничто не дает такого чувства превосходства, > как возможность играть другими людьми, словно оловянными > солдатиками. Почему молода девушка сеет несчастье повсюду, > где появится, приманивая поклонников? Конечно, не из похоти: > такие девушки чаще всего бесстрастны. Ее толкает на это гордость. > Почему политический лидера или целая нация постоянно стремиться > к новым успехам, не довольствуясь прежними? Опять-таки из гордости. > Гордыне присущ дух соперничества. Вот почему ее невозможно > удовлетворить. Если я ею страдаю, то пока хоть у кого-то больше > власти, богатства или ума, он будет мне соперником и врагом. > Христианство право: именно гордыня порождала самые тяжкие несчастья > в каждом народе и в каждой семье. Другие пороки могут иногда > сплачивать людей; среди тех, кто охоч до выпивки и чужд целомудрия, > вы можете обрести веселых приятелей. Но гордыня всегда означает > вражду - она и есть сама вражда. И не только вражда человека > к человеку, но и человека к Богу. > Бог во всех отношениях неизмеримо превосходит вас. Пока вы этого > не поняли, а значит - не поняли и того, что в сравнении с Ним вы - > ничто, вы вообще не можете Его познать. Значит, вы не можете познать > Его, не отрешившись от гордыни. Ведь гордый человек смотрит свысока > на всё и на всех; как же увидеть ему то, что над ним! > Тут встает ужасный вопрос. Как возможно, что люди, просто пожираемые > гордыней, считают себя очень религиозными? Боюсь, что > они поклоняются воображаемому Богу. Теоретически они призна`ют, > что перед этим призрачным Богом они - ничто. Но им постоянно > представляется, будто этот Бог одобряет их и считает их лучше > других. Они платят Ему воображаемым, грошовым смирением, а на других > людей смотрят гордо, высокомерно. Наверное, Христос думал и о них, > когда говорил, что некоторые будут проповедовать Его и именем Его > изгонять бесов, но при конце мира услышат, что Он никогда их > не знал. Любой из нас в любой момент может попасть в эту ловушку. > К счастью, у нас есть возможность испытать себя. Всякий раз, когда > нам покажется, что наша религиозная жизнь делает нас лучше других, > сомневаться незачем - ощущение это не от Бога, а от беса. Вы можете > быть уверены, что Бог действительно с вами, только тогда, > когда совсем забываете о себе или видите себя незначительным > и нечистым. Лучше о себе забыть. > Ужасно, что самый страшный из всех пороков способен проникнуть > в самую сердцевину нашей религиозной жизни; но и вполне понятно. > Другие, менее вредоносные пороки исходят от беса, воздействующего > через нашу животную природу; а этот проникает в нас иным путем, > непосредственно из ада. Ведь природа его - чисто духовная, а значит, > и действует он гораздо тоньше и смертоносней. По этой причине > гордыня часто может исправлять другие пороки. Учител`я, к примеру, > нередко взывают к гордости учеников или к их "самоуважению", чтобы > те вели себя прилично. Многим удается преодолеть приверженность > к дурным страстям или исправить скверный характер, убеждая себя, > что пороки эти ниже их достоинства. Они достигают победы, разжигая > в себе гордыню; и, глядя на это, дьявол смеется. Его вполне > устраивает, что вы станете целомудренными, храбрыми, стойким, если > при этом ему удается подчинить вашу душу диктату гордости, - точно > так же он бы не возражал, чтобы вы излечились от озноба, если взамен > он передаст вам рак. Ведь гордыня - духовный рак, она пожирает самую > возможность любви, радости и даже здравого смысла. > <.....> > Если кто-то хочет стать смиренным, я могу подсказать ему первый шаг: > поймите, что вы горды. Шаг этот будет и самым значительным. > По крайней мере, ничего нельзя сделать, пока не сделаешь его. Если > вы думаете, что не страдаете гордыней, значит, вы ею страдаете.
+++ Прп. Никодим Святогорец: ненадеяние на себя с. Христ.Просвещ./rasylka/003/490.htm#0 +++ Архим. Софроний Сахаров: отвергая, человек выпадает из Божественной полноты... с. Христ.Просвещ./rasylka/002/136.htm#0
*Радуйтесь с теми, кто радуется,
плачьте с теми, кто плачет. ... |
|
![]() |