Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа!(Рим.1:7) * 25 июня ст.ст., чт; > <...> Символ Веры формулирует догмат о Церкви в таких же > синонимичных категориях, как и догмат о Святой Троице. Два греческих > синонима: философский термин «усия» и обиходное слово «ипостась» > выражают в догмате о Святой Троице тождество сущности, соединяя > три необратимо различных Лица, не поглощая их различие единством, > но даруя нам новую реальность - христианское откровение личности > в божественном и человеческом бытии. Через крещение во имя > св. Троицы все христиане в равной мере приобщаются богочеловеческой > природе Церкви. Если таинство Святой Троицы можно лишь благоговейно > созерцать, то в богочеловеческой сущности Тела Христова мы пребываем > и должны не только переживать свою причастность, но осознавать > содержание его преображённой жизни. В первосвященнической молитве > Христос просит Бога Отца, чтобы множество человеческих личностей > осуществило в Церкви своё единство во образ св. Троицы: «да будут > вси едино: как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас > едино».{Ио.17,21} Единство и соборность выявляют природу Церкви - > единое Тело Христово во множестве ипостасей по образу Святой Троицы. > Символ Веры определяет догмат о Церкви, описывая «Целое» - > Тело Христово в терминах единства и соборности. Они одновременно > соотносятся как синонимы и антонимы, определяя сущность Церкви > в антиномии единства и множества. Соборность обозначает Целое > в сплочённом множестве. Пределом этого множества оказывается > единство любви. Эта сплочённость не окаменела в однородности > монолита, поглотившего множественность ипостасей. Монолит исключает > соборность: там, где пребывает одна единственная глыба, нечего > собирать воедино. Соборность охраняет в Целом множество ипостасей, > «во едино сонмище совокупившихся», ибо первоначально они были > «по миру рассеянные».{Стихира в неделю Ваий} Соборное единство > Церкви не видится однородной глыбой, подавляющей и растворяющей > личность. Это качественное понятие, выражающее примат личности > над сплочённостью обезличенной массы: казармы или толпы. Единство > выражается в сознательном и свободном воцерковлении личности, > отозвавшейся на призыв Христа. Целое является в таком единстве как > «глава Христос, из которого всё тело, составляемое и совокупляемое > посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою > меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя > в любви»{Еф.4,16}. Каждая из многих ипостасей, живущих в организме > Христовой жизни, может сказать: «живу же не ктому аз, но живёт > во мне Христос»{Гал.2,20}. > В истории понимания Символа Веры заметна тенденция к размыванию > онтологического смысла экклезиологических определений. Понятие > единства Церкви может выражать две различные идеи. Единство можно > рассматривать как онтологическую категорию. И в нём можно видеть > лишь исключительность положения и служения Церкви среди прочих > христианских конфессий. Первое понимание имеет в виду единую > Церковь, собранную из множества членов, как тело состоит > из отдельных органов. В основе такого понимания лежит буквальный > текст Священного Писания о Церкви, как «созидании Тела Христова, > доколе все придём в единство веры и познания > Сына Божия»{Еф.4,12-13}. «Вы - Тело Христово, а порознь – > члены»{1Кор.12,27}. Идея организма Христовой жизни предшествовала > Символу Веры. Она родилась из новозаветного Откровения, опосредована > евангельскими и апостольскими текстами и органично вписалась > в Символ: «Верую во единую...» > Вторая идея «единственности» опосредована опытом исторической жизни > Церкви. Она сформировалась в концепцию «единственности» Церкви > среди множества христианских не-церквей. Логика подсказывает: > если Церковь является Телом Христовым, она должна быть > «единственной». Христос имел одно Тело, в котором «воплотился > от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечился». Поэтому Церковь может > быть лишь одна единственная. «Умоляю вас, братия, именем Господа > нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между > вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних > мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, > братия мои, что между вами есть споры…у вас говорят: «я Павлов»; > «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? > разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла > вы крестились?»{1Кор.1,10-13}. Христос не может разделиться. Поэтому > всё, что отделяется от Церкви, утверждается как ересь или схизма. > Концепция «единственности» Церкви опосредована истолкованием текстов > Священного Писания, богословскими созерцаниями и логическими > умозаключениями, а главное, оценкой исторического опыта > конфессиональных отношений. Идея «единственности» явилась вполне > человеческой: опытной и рассудочной. Она сформировалась значительно > позднее Никео-Цареградского символа, когда многочисленные > разделения: ереси и расколы – разрывали Тело Христово и ставили > вопросы об экклезиологическом качестве новообразований. Особенно > заострили проблему Великий Раскол 1054 года и последовавшая за ним > Реформация. > Для православного сознания только одна единственная православная > Церковь является подлинным Телом Христовым. Для католического > сознания только одна единственная католическая Церковь является > подлинным Телом Христовым. Дилемма - кто же прав? – не может иметь > однозначного решения, поскольку за каждым сто`ит веками > выкристаллизовавшаяся ментальность, исповедующая одно и тоже > Откровение, один и тот же Символ Веры, по-разному осознанные в своём > культурно-историческом опыте. За тысячу лет эта концепция выросла > на Западе и на Востоке в две трудно различимые, но жёстко > противопоставленные друг другу церковные традиции, поддержанные > с обеих сторон именами святых отцов и авторитетных богословов. > Обе опираются на Символ Веры, исповедующий «единую Церковь». > Конфессиональное понятие «единственности Церкви» смещает в неологизм > изначальный смысл Символа, поскольку оно пришло не из Символа, > а из несходного исторического опыта. > Такое же смещение понятий происходит с термином «соборность». > Этот термин, определяет Церковь греческим «кафолик`и», утверждая > всеобъемлемость Царства Божия, внедрённого в исторический процесс > как закваска, которую евангельская «женщина положила в три меры > муки, пока вскисло всё тесто».{Мф.13,33} Никейское «кафолики» > выражало экклезиологическое качество. Его первоначальный смысл > коррелировал с «единством» и выражал онтологическую собранность > чад Божиих ото всех концов земли в «Церковь, которая есть Тело Его, > полнота, Наполняющего всё во всём».{Еф.1,22-23} Никейское «кафолики» > выросло из буквальных текстов Нового Завета. «Мы, многие, составляем > единое Тело Христово»{Рим.12,5}; «Пребудьте во Мне, и Я > в вас»{Ио.15,4}; «ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает > и Я в нём»{Ио.6,56}. Евхаристия осознавалась как способ собирания > Тела Христова. [ Свящ. Павел Адельгейм. ДОГМАТ О ЦЕРКВИ В КАНОНАХ И ПРАКТИКЕ (1) http://inokinf.by.ru/library/articles/ru_history/church/dogmat.html = www.krotov.info/libr_min/a/adelgeym.html ] +++ Cвященник Александр Мень: распри и расколы в Церкви с. Христ.Просвещ./rasylka/002/145.htm#0 +++ Яков Кротов: Церковь: единство и разделенность (и другие ссылки по теме) с. Христ.Просвещ./rasylka/003/499.htm#0 +++ Митр. Сурожский Антоний: стать глупым, чтобы стать мудрым? с. Христ.Просвещ./rasylka/002/146.htm#0 +++ Он же: Любовь к себе... надежда, вера... в себя с. Христ.Просвещ./rasylka/003/500.htm#0 -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Раз среди вас есть соперничество и раздоры, разве это не значит, что вы плотские и ведете себя, как люди этого мира? Когда один говорит: "Я — Павлов", а другой: "Я — Аполлосов", то кто вы? Люди этого мира! В конце концов, что такое Аполлос? Что такое Павел? Всего лишь слуги, благодаря которым вы пришли к вере, и каждый исполнил то дело, которое ему поручил его Господин. Я посадил, Аполлос поливал, но вырастил Бог! Поэтому ничего не значит ни тот, кто сажает, ни тот, кто поливает. Значит лишь Бог, который взращивает! И тот, кто сажает, и тот, кто поливает, делают одно дело. И каждый получит то вознаграждение, которое ему положено. ... Пусть никто себя не обманывает! Если кто-то из вас мнит себя мудрым в этом мире, пусть станет глупым, чтобы стать мудрым. Ведь мудрость этого мира для Бога глупость. ... Так вот, пусть никто не хвалится людьми! Потому что всё ваше: и Павел, и Аполлос, и Кифа, и мир, и жизнь, и смерть, и настоящее, и будущее — всё это ваше, но вы принадлежите Христу, а Христос — Богу.* (1Кор.3:3-8,18,21-23) * * * 'Кто сделался рабом Господа, тот боится одного своего Владыки; а в ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится.' (Лествица) |
|||
|
|
![]() |