Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа!(1Кор.1:3)
* 13 июля ст.ст., пн; литургические чтения: 1Кор.11:31-12:6; Мф.18:1-11. * 14 июля ст.ст., вт; литургические чтения: 1Кор.12:12-26; Мф.18:18-22; 19:1-2,13-15. (9-я седмица по Пятидесятнице) > Раскрывая экклезиологический смысл понятия <Народ Божий>, Священное > Писание называет всю Церковь "святыми и верными братьями > во Христе"{Еф.1,1; Кол.1,2 и др.}, подчёркивая единую природу всех > рождённых в водах крещения и "имеющих помазание > от Святого".{1Ио.2,20} "Сами, как живые камни, устрояйте из себя > дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы > благоприятные Богу Иисусом Христом. Вы род избранный, Царственное > священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать > совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда > не народ, а ныне народ Божий".{1Петр.2,5,9-10} Экклезиологический > статус "царственного священства" всего народа Божия следует > из онтологии Тела Христова: "Все мы одним Духом крестились в одно > Тело".{1Кор.12,13} Весь <Народ Божий> составляет единое "Тело Его, > которое есть Церковь".{Кол.1,24} > В Церкви есть различные индивидуальные служения. "Каждому из нас > дана благодать по мере дара Христова. И Он поставил одних > апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями > и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания > Тела Христова, доколе все придём в единство веры и познания > Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста > Христова".{Еф.4:7,11-13} Каждый орган имеет своё назначение, > необходимое для жизни тела. Однако, в онтологическом порядке > различие функций имеет вторичное значение по отношению к единой > природе всего тела. Различие служений в Церкви не разрушает единство > её природы. "Дары различны, но Дух един".{1Кор.12,4} Различие > индивидуальных служений выражает богатство благодатной жизни, > дарованной каждому христианину в святых таинствах Крещения, > Миропомазания, Евхаристии. Все служения имеют харизматическую > природу. В церкви не может быть безблагодатных членов. "Каждому > из нас дана благодать по мере дара Христова".{Еф.4,7} Каждый > христианин несёт своё служение, к которому призван и освящён, > ибо "от полноты Его мы все приняли и благодать > на благодать".{Ио.1,6} Церковная традиция знает изначально служение > епископа, пресвитера, диакона. Однако, апостолы в посланиях > к отдельным церквам называют всех христиан 'святыми и верными', > не акцентируя иерархические степени в своём обращении. Понятие > 'святой не звучит как антоним 'грешника'. 'Святой' означает > инаковость природы, которой мы приобщаемся во Христе, "соделоваясь > причастниками Божеского естества".{2Петр.1,4} > Исходя из первохристианских источников, имеющих бесспорный > авторитет, можно определить экклезиологический статус народа Божия > как 'Царственное священство'. > Именно такой смысл несёт в себе понятие 'христианин', восходящее > к апостольской эпохе. Его определяющими признаками являются святые > таинства: Крещение, Миропомазание, Евхаристия. Харизматические > служения апостольского периода со временем значительно оскудели > и трансформировались. В современной церковной практике наиболее > выражена харизма пастырского служения. Сохраняя учение > о 'царственном священстве', древняя церковь не разделяла своих > членов на 'sacer' <(=святых)> и 'profani' <(=несвятых,профанных)>. > Они все были "сограждане святым и <свои> Богу".{Еф.2,19} > Мы не найдём в Священном Писании и Предании терминов, коррелятивных > нашему понятию 'миряне'. Народ Божий обозначал всю церковную > полноту: епископов, клириков и лаиков <(от греч. laikos - от laos - > народ; 'лаик' означает того, кто принадлежит к народу Божьему, > это слово автор использует вместо привычного "мирянин")>. > Все христиане имели единый экклезиологический статус. > "Литургическое различение народа и клира перешло в их отделение... > Мечом, который окончательно разделил церковное тело на две части, > было учение о посвящении. Различие между священниками и мирянами > не в служении и не в особом положении. Это различия вторичного > порядка. Различие между ними заключалось в различии природы. > Посвящение меняет природу посвящённого подобно тому, как крещение > меняет природу вступающего в церковь. В догматическом сознании > возникает учение о "втором крещении", утверждающее онтологическое > различие между клириками и лаиками. Идея посвящения привела > в состояние анабиоза учение о царственном священстве. > <...>".{Протопр. Н.Афанасьев, 'Церковь Св.Духа' стр.18-19} > Трансформация церковной традиции поставила под вопрос > экклезиологический статус лаиков в Церкви. Если священники и миряне > имеют разную онтологию, которая из них тождественна онтологии Тела > Христова? Ап. Павел утверждает, что "мы, многие, составляем одно > тело во Христе".{Рим.12,3} Идея посвящения низложила лаиков в мирян > и заморозила Богооткровенное учение о "царственном священстве". [ Свящ. Павел Адельгейм. ДОГМАТ О ЦЕРКВИ В КАНОНАХ И ПРАКТИКЕ (11.0) www.Krotov.info/libr_min/a/adelgeym2.html pskov-mironosici.boxmail.biz/cgi-bin/guide.pl?id_razdel=22414&action=article ] +++ Протопр. Николай Афанасьев: служения управления в Церкви с. Христ.Просвещ./rasylka/003/518.htm#0 +++ Он же: "дары различны, но Дух тот же". клирики и лаики с. Христ.Просвещ./rasylka/003/519.htm#0 +++ Он же - гл. ЦАРСТВЕННОЕ СВЯЩЕНСТВО www.krotov.info/libr_min/01_a/afa/nasyev_07.html +++ Он же - гл. ПОСТАВЛЕНИЕ ЛАИКОВ www.krotov.info/libr_min/01_a/afa/nasyev_08.html +++ Он же - гл.ДЕЛО СЛУЖЕНИЯ www.krotov.info/libr_min/01_a/afa/nasyev_10.html +++ Прот. Александр Мень: многообразие судьба Церкви с. Христ.Просвещ./rasylka/002/165.htm#0 +++ Проповеди прот. Вячеслава Резникова, http://www.pues.ru/orthodox/propov/pd_09.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Что касается даров Духа, братья, я не хочу, чтобы у вас было неправильное понимание. ... я хочу, чтобы вы поняли: если в человеке есть Божий Дух, он не скажет: "Будь проклят Иисус!" И никто не сможет сказать: "Иисус Господь", если в нем нет Святого Духа! Есть разные дары, но их дает один и тот же Дух. И есть разные виды служения, но одному и тому же Господу. И есть разные виды деятельности, но во всех действует для всех один и тот же Бог. Каждому дано проявление Духа для общего блага. Одному Дух дает дар мудрой речи; другому тем же Духом дается дар передавать знание; третьему, тем же Духом дар веры; или дар исцелять болезни тем же Духом; или дар творить чудеса, или пророчествовать, или различать, что от Духа, а что нет; у этого дар языков, у того истолкования сказанного на языках. Но всё это совершает один и тот же Дух, дающий разным людям разные дары по своему усмотрению. Возьмем для сравнения человеческое тело оно одно, а органов в нем много, но при этом все органы, хотя их много, составляют одно тело. Таков и Христос ведь все мы крещены одним Духом, чтобы стать одним телом: евреи и греки, рабы и свободные. Всем нам было дано испить одного Духа. Ведь тело состоит не из одного `органа, а из многих. Если нога скажет: "Я не рука, я не принадлежу этому телу", разве от этого она перестанет быть частью тела? Или если скажет ухо: "Я не глаз, я не принадлежу этому телу", разве оно перестанет быть частью тела? Если бы всё тело состояло из одного глаза, как бы оно слышало? А если всё тело ухо, как бы оно обоняло? Однако Бог поместил все органы в одном теле и каждому из них отвел место по Своему усмотрению. Будь все одним органом, где же тело? И вот в результате органов много, а тело одно. Глаз не может сказать руке: "Я в тебе не нуждаюсь". Или голова ногам: "Я в вас не нуждаюсь". Напротив, те органы, которые кажутся наиболее слабыми в теле, оказываются насущно необходимыми. И те органы, которые кажутся наименее "почтенными", их-то мы и укутываем наиболее тщательно. И с самыми неприглядными обращаемся с наибольшей заботой, какой не требуют более красивые. Но Бог так соединил органы в теле, чтобы придать достоинство тем из них, у которых вне тела его нет, для того чтобы в теле не было разногласий, а все органы заботились друг о друге. И если страдает один орган, плохо и всем остальным. Если в почете один орган, радуются этому и все остальные.* (1Кор.12:1,3-26) |
|||
|