Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа!(1Кор.1:3)
* 26 августа ст.ст., ср (15-я седмица по Пятидесятнице); литургические чтения: Гал.3:15-22; Мк.6:7-13 *. Комментарий на Гал.3:15-18 см. с. Христ.Просвещ./rasylka/003/562.htm#0 Гал.3> 19 Для чего же тогда Закон? Он был добавлен в связи Гал.3> с преступлениями. Он действовал до тех пор, пока не пришел Гал.3> "Потомок", к которому относится обещание. Закон установлен Гал.3> через ангелов и с помощью посредника. > Ст. 19 - =Для чего же тогда Закон?= - Вероятно, читатели уже давно > ждали такого вопроса, вернее, ответа на вопрос. Павел отвечает, но, > к сожалению, слишком кратко и сжато, так что толкование его слов > породило многочисленные споры и еще больше вопросов. > =Он был добавлен= - Это должно означать, что Закон не был задуман > Богом как нечто обладающее самостоятельной ценностью, а это говорит > о его второстепенном характере. В течение столетий потомки Авраама > жили в завете с Богом, не имея Закона. Следовательно, он не мог быть > путем к Богу. > =В связи с преступлениями= - дословно: 'ради преступлений'. > Это трудные слова, потому что их прямой смысл может означать, > что Закон был дан, чтобы увеличить преступления (ср. Рим.5.20). > Под преступлениями понимаются как прямые нарушения норм, > установленных Законом, так и неисполнение каких-то обязательств. > Кто хотел увеличения количества преступлений? Некоторые комментаторы > связывали это со злыми намерениями ангелов (о них упоминается ниже), > но соответствовало ли это Божьей воле? И почему Закон увеличивал > преступления в ограниченный временной промежуток (от Моисея > до Христа)? > Это толкование порождает такую массу вопросов, что большинство > экзегетов склоняются к тому, что 'ради преступлений' следует > понимать: 'в связи с преступлениями'. То есть это означает, > что сфера действия Закона достаточно узка: он имеет дело лишь > с преступлениями, его задача - заниматься ими. Здесь Павел > не говорит о том, как это происходит. В любом случае, главным > является то, что в обязанности Закона входило не сдерживание греха, > а лишь его осуждение. И этим снова подчеркивается второстепенная > роль Закона в сравнении с заветом. Тот охватывал всю жизнь человека, > ведя его к Богу, Закон же ограничен узкой сферой. > =Он действовал до тех пор, пока не пришел 'Потомок', к которому > относится обещание= - Время действия Закона тоже ограничено. > Выше указывалась его верхняя временная граница: он прибавлен, > а мы знаем, что это произошло во времена Моисея. Сейчас же говорится > о нижней границе: до прихода Христа. И снова видно превосходство > завета с Авраамом, который действует и поныне. Закон же к моменту > написания этого письма уже завершил свое существование. 'Христос - > конец Закона' (Рим.10.4). <...> > В этом Павел резко расходился с большинством своих современников. > Так, например, Книга Премудрости Соломона называла Закон 'нетленным > светом' (18.4); Иосиф Флавий считал его 'бессмертным'; > Филон Александрийский утверждал, что Закон будет иметь силу, > пока существуют солнце, луна, небеса и земля. То же утверждали > и произведения междузаветной литературы. > =Закон установлен через ангелов= - Хотя в еврейском тексте Исх.19.18 > ангелы во время заключения Договора на горе Синай не упоминаются, > а во Втор.33.2 говорится о мириадах святых, сопровождавших Бога, > через некоторое время присутствие и даже посредничество ангелов > во время дарования Закона становится практически общепринятым > представлением. Отчасти это объяснялось стремлением подчеркнуть > трансцендентность Бога, оградить Его потусторонность > и непостижимость, что исключало возможность Его непосредственного > общения с человеком. Поэтому в тех случаях, когда Бог действовал > в мире, Его место стали замещать ангелы. В Пс.68.18 (67.17), который > становится одним из самых важных текстов о даровании Закона, > оттесняя на задний план даже Втор.33.2, под тысячами тысяч Божьих > колесниц на Синае стали пониматься ангелы. См. также Деян.7.38; > Евр.2.2. О том же говорят Иосиф Флавий, Филон Александрийский, > автор Книги Юбилеев, тексты Талмуда. С точки зрения древних > богословов, присутствие ангелов придавало Закону еще больше славы > и значимости, потому что эти мириады ангелов рассматривались > как свидетели дарования Закона. > Но в устах Павла заключение Закона посредством ангелов, наоборот, > должно означать нечто отрицательное, умаляющее его значение. > В то время как Бог лично устанавливал завет с Авраамом, Закон > был дан более низкими духовными существами, слугами Бога. Некоторые > комментаторы считают, что Павел здесь полностью отвергает > Божественное происхождение Торы и видит в ней творение демонических > ангельских сил. Такое толкование нельзя отвергать с ходу, > ведь некоторые основания для него имеются. Например, > в раввинистических писаниях иногда утверждалось, что Бог изначально > задумал дать Израилю лучший Закон, но отказался от Своего намерения > по причине идолопоклонничества народа. Ср., например, Послание > Варнавы: 'Обрезание, на которое надеялись иудеи, отменено. > Ибо Он заповедал обрезание не телесное, а они преступили, потому что > злой ангел обольстил их' (9.4). В Агаде рассказывается, что ангелы > были недовольны тем, что Бог дает людям такое сокровище, как Закон. > Но, скорее всего, Павел лишь повторяет ставший традиционным мотив > присутствия ангелов на Синае. > В еврейской богословской мысли было убеждение, что Бог назначил > ангелов управлять народами, Израиль же избрал для самого Себя. > Но здесь договор с ним почему-то заключается через ангелов. Может > быть, это должно значить, что Израиль потерял свою исключительность > и Закон стал его 'ангелом-хранителем', как у других народов, > тем самым превратившись в одну из 'стихий мира' (см. 4.3). > =И с помощью посредника= - Речь, несомненно, идет о Моисее, > это он носил почетный титул посредника между Богом и народом > Израиля. 'Я же стоял между Господом и между вами в то время, дабы > пересказывать вам слово Господне', - говорит Моисей во Втор.5.5. [ В.Н.Кузнецова. КОММЕНТАРИЙ НА ПИСЬМО ЦЕРКВАМ ГАЛАТИИ. М., 2003; стр.126-30 ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф.9:35-10:1,5-11:1; Лк.9:1-6; эпизод N72 по "Брюссельскому согласованию" (с. Христ.Просвещ./biblia/nz/tabl/sogl.htm#72) &&& В.Н.Кузнецова - комментарий на Гал.3:15-18 с. Христ.Просвещ./rasylka/003/562.htm#0 &&& Свящ. Александр Мень: апостол свободы и веры с. Христ.Просвещ./rasylka/002/207.htm#0 !+++ ПРИЛОЖЕНИЕ К ЭТОМУ ВЫПУСКУ: свящ. Яков Кротов: Мы страдаем или сострадаем? (с. Христ.Просвещ./rasylka/004/905a.txt) -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Аврааму и его потомку дал обещание Бог (заметьте, что сказано не "потомкам", как говорят, когда речь идет о многих, а "твоему потомку" - так говорят об одном, это Христос). ... Если право наследования дает один только Закон, то его нельзя получить по обещанию. Но Бог именно так и дал Свой дар Аврааму - по обещанию! ... Закон ... действовал до тех пор, пока не пришел "Потомок", к которому относится обещание. ... Писание говорит, что все во власти греха, так что обещание дается только через веру в Иисуса Христа и только тем, кто верит.* (Гал.3:16,18-19,22) * * * "Если я хочу стать тем, чем я могу, мне надо делать то, что я должен". (В.Франкл) |
|||
|
|
![]() |