Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)
* 10 сентября ст.ст., чт (17-я седмица по Пятидесятнице); литургические чтения: Еф.4:14-19; Мк.11:27-33. > Ни один христианин, даже ни один историк не согласится со словами: > 'Вера тесно связана с одиночеством'. <...> Новый Завет не знает > 'одинокой веры'. Христианство соборно с самого начала, с первых же > письменных свидетельств. > В наше время мысль о том, что вера - дело сугубо частное, как бы > занятие для свободных часов, и парадоксальна, и опасна, > и естественна. Парадоксальна она потому, что возникла именно в тот > век, когда коллективизм грубо подавляет личность во всех остальных > областях жизни. <.....> Множество людей только и занято тем, чтобы > нарушить чье-нибудь одиночество. Называется это 'расшевелить', > 'вывести из апатии', 'вовлечь в общее дело' и т.п. Если бы Августин, > Треэрн, Воэн или Вордсворт родились в нашем мире, вожаки молодежных > коллективов быстро бы их вылечили. Если бы поистине добрый дом - > скажем такой, как у Ростовых, - существовал в наши дни, его бы > обозвали мещанским, взялись бы за него и не отстали бы, пока > не разрушили. Если бы всё это не удалось и кто-то еще жил по-своему, > его бы допекло радио. Словом, мы изголодались по тишине и уединению, > по одиноким раздумьям и настоящей дружбе. > Потому и странно, что в такой век вера связывается с одиночеством. > Но это еще и опасно, по двум причинам. Во-первых, если нам громко > и грозно говорят: 'Можете верить, когда вы остаетесь один', > подразумевается: 'А я уж позабочусь, чтобы вы один не остались'. > Считать христианство сугубо частным делом, отрицая при этом частные > дела, - всё равно что просто запретить его. Это одна из хитростей > лукавого. Во-вторых, те христиане, которые знают, что вера их - > не частное дело, могут протеста ради привнести в духовную жизнь > тот самый коллективизм, который заполнил жизнь мирскую. Вот и другая > хитрость лукавого. Как хороший шахматист, он пытается сделать так, > чтобы вы могли спасти ладью, только пожертвовав слоном. Чтобы > не угодить в ловушку, мы должны помнить и повторять, > что представление о вере как о деле сугубо частном более чем > естественно и даже близко к очень важной истине. Неуклюже, неверно, > оно всё же пытается выразить примерно следующее: нынешний > коллективизм оскорбителен для личности, для самой природы > человеческой, и от этого зла, как от всякого зла, может защитить > только Бог. > Такое чувство правильно. Частная жизнь ниже, чем жизнь в Теле > Божьем, но жизнь коллективная гораздо ниже частной и ничего > не ст`оит, если не служит ей. Самая высокая цель мирского > сообщества - оберегать семью, одиночество и дружбу. Домашнее > счастье, сказал доктор Джонсон{}, - цель всех человеческих хлопот. > Если говорить о естественном порядке (ordo naturae), достойнее всего > на свете веселая семья за столом, или друзья, филоcофствующие > за кружкой пива, или человек, читающий книгу в одиночестве; > экономика, политика, законы, армии, учреждения - пустое место, суета > сует, если они всему этому не служат. Конечно, общественная > деятельность нужна, но только для такой цели. Иногда люди должны > жертвовать личным счастьем для того, чтобы счастливей были другие. > Можно недоедать, чтобы никто не голодал. Но не принимайте за добро > 'необходимое зло'! Делают это очень часто. Фрукты не сохранишь, если > их не законсервируешь, однако многие предпочитают консервы > свежим фруктам. Больному обществу приходится непрестанно думать > о политике, как приходится больному человеку думать о желудке. > Но если они сочтут такие раздумья естественными, если они забудут, > что это не цель, а средство, можно считать, что они заболели худшей, > смертельной болезнью. К несчастью, во всей человеческой деятельности > есть роковой изъян - средства непрестанно покушаются на те самые > цели, которым должны служить. Деньги мешают радостям и удобствам, > экзамены - учению и т.д., и т.п. Как ни печально, средства эти > не так уж легко отбросить. По всей вероятности, наша жизнь > будет становиться всё более стадной, без 'коллективов' и впрямь > не обойтись, и единственная наша защита - в христианстве, ибо > нам обещано, что мы сможем наступать на змиев и пить яд > {см. Мк.16:18}. Именно эта истина сквозит сквозь неверное > утверждение, с которого я начал статью. Неверно оно потому, > что противопоставляет массе одиночество, и ничего больше. > Христианин, однако, призван не к одиночеству, а к соборности. Он - > член мистического тела. Чтобы понять, как может христианство > противостоять коллективизму, не впадая в индивидуализм, нужно прежде > всего разобраться в том, чем мистическое тело отличается от всех > коллективов. Нас сразу же подстерегает языковая сложность. > Столь популярное слово 'член' (скажем, член какой-нибудь партии > или какого-нибудь общества) восходит к апостолу Павлу > {см. 1Кор.12:12} и значит совсем не то, о чём думал он. > Под 'членами' (мeлh) он подразумевал <...> 'органы', которые, > как всем известно, выполняют разные функции, причем одна из этих > функций важнее других. В этом смысле 'членами клуба' следовало бы > назвать и джентльменов, и слуг, вместе. Солдаты в строю - никак > не 'члены', не 'органы'. Но мы, я боюсь, говорим о принадлежности > к Церкви, о 'членстве' в ней, совсем не так, как Павел; мы имеем > в виду нечто вроде однородного коллектива. Чтобы всё это стало > яснее, возьмем типичное 'тело' - семью. Дедушка, мать, взрослый сын, > внучка, собака, кошка - именно члены семьи, но никак не члены > коллектива. Они не заменяют друг друга. Каждый из них - как бы > особый вид. Мать и дочь - не только два человека, они - разные люди. > Отец и дед отличаются один от другого, как кошка от собаки. > Взрослый, да и не взрослый, сын - отдельное королевство. Выключив > кого-то из семьи, вы не просто уменьшите ее, вы ее искалечите. > <.....> Заключенный теряет имя и получает номер. Это - крайняя точка > коллективизма. Но и член семьи теряет имя. Он - просто 'дед', просто > 'отец'. Так смыкаются крайности. Утрата имени и там и тут напоминает > о том, что не одна, а две вещи противоположны одиночеству. Крещение > вводит человека не в коллектив, а в Тело. Именно этому Телу подобна > в земной, здешней жизни семья. Чтобы лучше это понять, припомните, > что голова тела, Глава, беспредельно, невыразимо выше всех прочих > членов. Как можно уравнять Создателя с созданьем, Бессмертного - > со смертным, Безгрешного - с грешным? Но и прочие члены отнюдь > не одинаковы. Есть священники и миряне, мужья и жены, родители > и дети. Неравенство это слишком тонко, чтобы сравнить его > с неравенством начальника и подчиненного. Каждый из нас то учит, > то учится; то прощает, то ищет прощения; то молит Христа о других, > то ждет от других молитвы. Всякий день должны мы жертвовать > своекорыстной суверенностью, и всякий день нам воздается сторицей, > ибо лишь жизнь в мистическом теле поистине взращивает личность. > Мы, 'члены друг другу', становимся разными, как рука и ухо > <(ср. 1Кор.12:14-17)>. Вот почему мирские люди так единообразны > в сравнении с невероятным разнообразием святых. Послушание - путь > к свободе, смирение - путь к радости, единение - путь к обретению > лица. [ Клайв С. Льюис. КОЛЛЕКТИВ И МИСТИЧЕСКОЕ ТЕЛО с. Христ.Просвещ./bibliotk/l/lewis/membership.htm#0 ] +++ К Еф.4:17-24 - о "бесчувствии" и облечении в нового человека http://www.bible-center.ru/note/20030715/odp3 +++ Комментарий к Мк.11:27-33 (ВОПРОС О ВЛАСТИ ИИСУСА ХРИСТА) http://www.bible-center.ru/note/20030206/orth +++ другие "Мысли вслух" на сайте "Библия-Центр" www.bible-center.ru/biblereadings/20040923/orth?cont=rv_ru -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Мы больше не должны быть малыми детьми, которых любое учение уносит за собой, словно волна или порыв ветра, делая добычей ловких проходимцев, искушенных в науке обмана. И наоборот, если будем говорить правду с любовью, то будем расти, во всем приближаясь к Нему. Он же, Христос, есть Глава. Благодаря Ему сохраняет единство всё Тело, части которого связаны тесными узами: каждый его орган исполняет свое предназначение, и все Тело растет и созидается любовью.* (Еф.4:14-16) * * * *Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.* (Сенека) |
|||
|