Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)
* 11 сентября ст.ст., пт (17-я седмица по Пятидесятнице); {пам. прп. Силуана Афонского*, 1938}; литургические чтения: Еф.4:17-25; Мк.12:1-12. +окончание, нач. см. в пред. вып.+ > А теперь я должен перейти к тому, что может показаться странным. > Вы часто слышали, что в мире сем мы неравны, зато равны в очах > Божьих. Конечно, в определенном смысле это верно. Бог > нелицеприятен - Он любит нас не за ум, не за таланты, > не за знатность. Но, мне кажется, в другом смысле слова это прямо > противоположно истине. Искусственное равенство необходимо > государству, но в Церкви мы снимаем его личину, открываем истинное > наше неравенство, и оно животворит нас. > В политическое равенство я верю. Но быть демократом можно по двум > причинам. Можно считать, что все хороши, и потому способны совместно > править обществом. Такое мнение я считаю романтическим и неверным. > Можно считать иначе: падшие люди так плохи, что нельзя препоручать > одному из них власть над другими. > Вот это - верно. Я не думаю, что Бог создал демократическим мир. > Он поставил родителей над ребенком, мужа - над женой, ученого - > над невеждой, человека - над животным. Если бы человек не пал, > патриархальное единовластие было бы и впрямь лучше всего. Но мы > грешны, и поэтому, как сказал лорд Эктон{}, 'всякая власть > развращает, абсолютная власть развращает абсолютно'. Лекарство > от этого одно - не допускать абсолютной власти, заменяя ее фикцией > равенства. Всевластие отца или мужа запрещены законом не потому, что > они мнимы (напротив, я думаю - они установлены Богом), но потому, > что отцы и мужья бывают очень плохими. Теократия дурна не потому, > что добрые, мудрые пастыри не могли бы править мирянами, а потому, > что священники - такие же люди, как все мы, а это значит, что многие > из них и не мудры, и не добры. Даже власть человека над зверем > надо обуздывать, ибо ею непрестанно злоупотребляют. > Равенство, подобно одежде, - порождение Адамова греха и средство > против него. Любая попытка пойти назад, упразднив достигнутое > равенство и заменив его былым единовластием, так же нелепа, > как попытка отменить одежду. Нацисты и нудисты делают одну и ту же > ошибку. Но под неживым платьем остается живое тело. Под покровом > юридического равенства живет, как и жил, мир всевозможных иерархий, > о котором я веду речь. > Поймите меня правильно. Я ни в малейшей мере не осуждаю юридической > фикции, ибо только она спасает нас от взаимной жестокости. > Но эта роль - чисто защитная. Это лекарство, а не пища. В другом, > более глубоком смысле никак нельзя считать, что все равны. Если речь > идет о естественном порядке, нелепо утверждать, что все одинаково > красивы, добры, способны, умны. Если речь идет о бессмертных душах, > возможна серьезная ошибка. Спаситель умер за нас не потому, что > мы хороши. Ценность человеческих душ как таковых, без Бога, равна > нулю. Бог умер за грешников - вспомните слова апостола Павла > <(см. Рим.5:6-8)>. Он возлюбил нас не за то, что мы достойны любви, > а потому, что Сам Он - Любовь. Быть может, Он любит всех равно, > но равенство это - в Нём, а не в нас. > Равенство - понятие количественное, и любовь ничего о нём не знает. > Смиренная власть, радостное подчинение свойственны духовной жизни. > Даже душевная жизнь не вмещается в отношения типа: 'Я не хуже тебя'. > Они различаются, как марш и танец. Честертон говорит, что > мы становимся выше, нагибаясь; точно так же, распоряжаясь, > мы становимся ниже{}. <...> Чем меньше неравенства во внешнем мире, > тем радостней, душеполезней, необходимей то неравенство, какое дает > нам Церковь. > Так христианская жизнь защищает личность от коллектива, не изолируя > ее, но включая в мистическое тело Христово. Различие между ними > поистине безмерно. Самый жалкий из христиан принадлежит вечности. > Церковь переживет Вселенную, и каждый член ее - тоже. Мы мало слышим > об этом теперь. Недавно один мой собеседник назвал такой взгляд > 'теософским'. Но если мы в это не верим, будем же честны, сдадим > христианство в музей. Если же верим, должны понять, что именно > в этом - истинный ответ на покушения коллектива. Коллектив смертен; > мы - вечны. Когда не будет ни учреждений, ни наций, ни культур, > каждый из нас будет по-прежнему жив. Бессмертие обещано нам, не им. > Христос принял смерть не ради государств и обществ, а ради людей. > В этом смысле христианство утверждает поистине немыслимый > индивидуализм. Но не индивидуум разделит победу Христа над смертью. > Ее разделит мистическое тело. Лишь отвергнув естественное 'я', > а на суровом языке Писания - распяв его, мы получаем пропуск > в вечность. То, что не умрет, не воскреснет. Так разрешает наша вера > противоречие между индивидуализмом и коллективизмом. Стороннему > человеку это может показаться диким и несообразным. > Как биологическое явление со своей эгоистичной волей, мы не значим > буквально ничего; как члены Тела Христова, мы - живые камни > и сохраним в вечности самую свою сущность, вспоминая галактики, > словно старые сказки. Можно сказать об этом иначе. Личность > бессмертна и суверенна; но человек не начинается с личности. > Индивидуализм, с которого мы и впрямь начинаем, только слабая тень, > только пародия на нее. Личность - далеко впереди почти всех нас > (не смею сказать, насколько). Ключ к ней - не в нас самих. Никакая > 'работа над собою' тут не поможет. Мы станем личностями, > когда займем отведенное место в вечном миропорядке. Цвет явит > всю свою красоту, если великий живописец положит мазок именно там, > где д`олжно; собака явит всю свою верность и доблесть, если войдет > в семью человека; так и мы станем личностями, выстрадав истинное > наше место. Мы - камень, ожидающий скульптора, металл, ожидающий > выплавки. Несомненно, и теперь в нас можно различить черты будущей > личности. Но спасти душу - совсем не то, что вырастить цветок > из семени. Самые слова 'сокрушение', 'возрождение', 'новая тварь' > говорят о другом. Многое придется просто отбросить, вырвать глаз, > отрубить руку - поистине, тут припомнишь прокрустово ложе. > Мы забываем об этом, потому что начинаем не с того конца. Исходя > из учения о 'бесконечной ценности каждого', мы представляем Бога > вроде бюро по трудоустройству, которое находит подходящее дело > всякой душе. Однако ценность индивидуума - никак не в нём самом. > Он способен только вместить, получить ценность, и получает он ее > через тело Христово. Нет и речи о том, чтобы найти этому камню место > в храме, достойное его естественных качеств. Место ждет его, оно - > изначально, он - для него создан, и не станет собою, пока на этом > месте не окажется. Истинную личность мы обретаем только в Царствии, > как только на свету мы обретаем цвет. > Говоря это, мы просто повторяем то, что всем известно - мы спасаемся > благодатью; плоть не наследует Царства Божьего; создание - > не Создатель и живет не собою, но Христом. Если я усложнил то, > что кажется вам понятным, надеюсь, вы меня простите. Я только хотел > напомнить, что обе нынешние крайности не уничтожают, а усугубляют > друг друга. Многие полагают, что каждый с самого начала обладает > драгоценной личностью и должен только пестовать, лелеять, развивать > и выражать ее, 'быть самим собою'. Однако тот, кто стремится > к своеобразию, никогда его не обретает. Ищите правды, делайте > свое дело как можно лучше, и вы неожиданно получите то, что люди > зовут своеобразием. Кроме того, я хотел напомнить, что христианство > не связано ни с индивидуумом, ни с коллективом. Ни индивидуум, > ни коллектив вечной жизни не наследует, ни драгоценное 'я', > ни масса, только новая тварь. [ Клайв С. Льюис. КОЛЛЕКТИВ И МИСТИЧЕСКОЕ ТЕЛО www.messia.ru/bibliotk/l/lewis/membership.htm#0 ] + + + к апостольскому чтению: +++ Говорим ли мы истину друг другу? www.bible-center.ru/note/20030715/main + + + к евангельскому чтению: +++ Притча напоминает о судьбе праведников в мире греха www.bible-center.ru/note/20040131/odp1 +++ Сегодня виноградник отдан нам... www.bible-center.ru/note/20040522/odp3 + + + о прп. Силуане Афонском см.: +++ сайты, посвященные ему: silouan.narod.ru www.koinonia.orthodoxy.ru/stsilouan (не обновляется?) ссылки на pagez.ru +++ еп. Диоклийский Каллист (Уэр) "НУЖНО МОЛИТЬСЯ ЗА ВСЕХ" Спасение по учению преподобного Силуана Афонского www.wco.ru/biblio/books/kallist2/H1-T.htm +++ книга: арх. Софроний Сахаров. СТАРЕЦ СИЛУАН /была книга в сети в html, но сейчас, похоже, ее поубирали... Странно./ Есть в zip: webcenter.ru/~zeleny/StSilouan.Zip + + + из текстов прп. Силуана: + Всякий, кто призывал Бога, будет спасен? www.messia.ru/rasylka/002/130.htm#0 + Отвергая, человек выпадает из Божественной полноты... www.messia.ru/rasylka/002/136.htm#0 + Мы - царские дети. Св. Дух. Любовь Господа к нам www.messia.ru/rasylka/002/204.htm#0 + Дух Святой влечет душу любить Господа www.messia.ru/rasylka/003/432.htm#0 -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Итак, вот что я говорю, вот на чём от имени Господа настаиваю: больше не ведите себя так, как язычники с их суетным умом! ... А вы совсем не так познавали Христа, если, конечно, вы услышали о Нём, если вы были наставлены Им, ведь истина - в Иисусе. Вас научили, что нужно отказаться от того, что было свойственно вашему прежнему образу жизни, что нужно совлечь с себя ветхого человека, которого губят обманчивые страсти. Обновите свой ум и дух и облекитесь в Нового Человека, созданного по образу Бога, в истинной праведности и святости! Поэтому откажитесь от лжи и 'говорите каждый своему ближнему правду', ведь все мы - части одного тела.* (Еф.4:17,20-25) * * * *Иисус начал говорить им притчами: - Насадил человек виноградник, обнес его оградой, вырыл яму для давильни, выстроил сторожевую башню и отдал его внаем виноградарям. А сам уехал в чужие края. Вот настала пора - послал он слугу к виноградарям получить свой доход с виноградника. Но те схватили его, избили и отправили ни с чем. Снова послал к ним другого слугу, но тому разбили голову и выгнали с позором. Послал еще одного - того убили. Много других посылал - одних избивали, других убивали. Был у него еще сын, любимый, единственный сын. И последним послал к ним его, думая: 'Сына моего постыдятся'. Но виноградари те стали говорить друг другу: 'Это наследник! Давайте убьем его, и нашим будет наследство!' Они схватили его, убили и выбросили из виноградника. Что же сделает хозяин виноградника? Он вернется и казнит виноградарей, а виноградник отдаст другим. Разве вы не читали в Писании: 'Камень, который отбросили строители, стал краеугольным камнем. Это сделано Господом - диво, которое было на наших глазах'? Они поняли, что притча направлена против них, и хотели было схватить Его, но побоялись народа. Поэтому они оставили Его и ушли.* (Мк.12:1-12) |
|||
|
|
![]() |