Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)
* 12 сентября ст.ст., сб (17-я седмица по Пятидесятнице); литургические чтения: субботы пред Воздвижением: 1Кор.2:6-9; Мф.10:37-11:1; рядовое: 1Кор.14:20-25; Мф.25:1-13. > <> притча о десяти девах, и следующая за ней притча о талантах - > в том потоке учения, которое почти непрерывно заполняет пространство > от входе Христа в Иерусалим до Его ареста, когда Спаситель замолчит. > Это как бы одна цельная речь, которая сосредоточена на обличении > фарисеев - в образе смоковницы, и виноградарей, и убийц хозяйского > сына, недостойных гостей. Когда Иисус перестает говорит притчами, > то начинает обличать фарисеев в лоб, прямо, семь раз возглашая им > "горе", вплоть до самой высокой ноты гнева: "Змии, порождения > ехиднины! Как убежите вы от осуждения в геннну?" (Мф.23:33). И > сразу - страшная и загадочная глава 24 - о лжехристах и лжепророках, > о Страшном Суде. И, словно возвращаясь к тому, с чего начал, словно > подводя итог, Иисус вновь говорит притчей. На этот раз Он вводит > в нее учеников под именем верного раба, "которого господин его > поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу" (24:45) - > в противоположность злому рабу, который "начнет бить товарищей > своих" (24:49). Разумеется, это фарисеи, и Христос одной фразой > подводит итог "малому Апокалипсису": "И рассечет его, и подвергнет > одной участи с лицемерами: там будет плач и скрежет зубовный" > (24:51). > Казалось бы, говорить больше не о чем. Фарисейство разоблачено > и осуждено. Кто из христиан посмеет после проклятия Спасителя > "затворять Царство Небесное человекам" (23:13). Но следует еще одна > глава (25), опять заканчивающаяся описанием Суда. А между двух > картин апокалипсиса зажаты две притчи, в которых отчетливо слышны > те же антифарисейские нотки. Они и по избранным образам > перекликаются с антифарисейскими притчами: притча о десяти девах, > ожидающих жениха - с притчей о брачном пире, после которой "фарисеи > пошли и совещались" (22:15); притча о талантах и ленивом рабе - > с притчей о рабе злом. > В определенном смысле, эти две притчи добрее к фарисеям, рисуют их > людьми не намеренно порочными, не злыми, а "всего лишь" > неблагоразумными и ленивыми. В результате этой доброты фарисеи > перестают быть главными героями, они словно отходят на второй план, > растворяются в толпе - то есть среди нас. Не каждый согласится > признать себя лицемером (23:13), слепым (23:16) или безумцем > (23:17). Но нехватку предусмотрительности или инициативы никто > не посмеет отрицать за собой, это как бы и не совсем порок с точки > зрения обыденного человека. Иногда этими качествами даже щеголяют, > выпячивают их как некоторое самооправдание и извинение. Ослабив > таким образом антифарисейский накал, Господь открывает мир этих > притч для всех. Здесь все уравнены. Спят и мудрые, и неразумные > девы. И верные, и ленивые - все мы рабы Божии, все получаем талант; > а вот кода Господь проклинал фарисеев, мы были где-то в сторонке, > за их спинами - бедненькие, слепенькие ученики всего лишь, > не учителя. > Так Господь мягко показывает другую сторону проблемы: христианство > не отделено от фарисейства стеной. Лицемерие и обрядоверие, > изуверство и фанатизм, - всё это угрожает и верующим в Христа. > Вот зачем понадобилась 25 глава: чтобы ни один христианин не мог > сказать о 23 и 24 гавах: "Ну, это дело прошлое". Уверен, что Господь > мог бы устроить в Церкви Своей так, чтобы никто не назывался в ней > "отцом", "учителем" (23:9-10). Не без веселого и четкого расчета > Он позволяет христианам именоваться даже "протопресвитерами" > и "высокопреосвященнейшими владыками", "увеличивать воскрилия риз > своих" (23:5) - а также мантий и клобуков - и "украшать памятники > праведников" (23:29). Он позволяет это, как умный отец позволяет > детям довольно рискованные авантюры - чтобы они приучались > не к авантюризму, а к риску. > Иисус ставит нас лицом к лицу - уже не с фарисеями вокруг нас, а - > с угрозой фарисейства в нас - и покзывает способ избавления. Вот > для чего после одной речи о фарисействе в 21-24 главах следует, > сливаясь с ней, вторя ей 25 глава. В предыдущих главах притчи > не несли в себе ответа: а как следовало бы поступить обличаемым. > Проклиная фарисеев, Господь мимолетно упоминал, что следует > "по делам их не поступать" (23:3) и унижать себя, но не объясняет, > как это сделать. В притчах о девах и талантах ответ явно дан - хоть > и в виде притчи. Остается только выяснить, что такое "масло", > заливаемое в светильники, что такое "таланты", употребляемые > на "дело". > Обычно эти притчи толкуют просто: "вера без дел мертва". > Так поступают, прежде сего, потому что на эти притчи падает отблеск > ст. 31-46. где идет речь о спасении тех, кто одел, накормил, напоил > жаждущих. На самом деле, однако, желание увидеть в благоразумии > и верности прежде всего наши, человеческие достоинства и свершения, > ничего не решает. Да, кто-то благоразумен, а кто-то - нет. Почему? > Чего не хватило неразумным девам? Неужели только дел милосердия? > Это кажется более чем сомнительным - и не потому, что дела > милосердия сами по себе плохи, а потому, что слишком часто они > превосходно соединяются с фарисейством. Смесь образуется > отвратительная - как пиво со сгущенкой. > Гадать нужды нет. Масло во времена Христа - а в Церкви и по сей > день - есть символ жизни, упругой, нетленной, всепроникающей. > Более того, масло - символ Источника Жизни - Духа Святого. Притча > о девах - это притча о Троице. Мы не видели Отца, Он послает Своего > Сына, Жениха, Иисуса Христа. Мы не слышим слов совета от Иисуса, > а лишь горькое: "Не знаю вас". И благодаря этому мы ощущаем: все > наши дела, всё наше благочестие, вся наша готовность послужить > Богу - ничего не ст`оят, если нет Духа Святого. Без Духа вера > превращается в фаисейское ханжество, как без масла трапеза > становится пыткой. Без Духа Святого надежда превращается > в фарисейскую чванливость, протухая как рыба в консервной банке, > куда забыли налить масло. Без Духа Св. любовь из райского света > превращается в адский огонь и от нее корчишься (в преисподней > на сковородки масла не кладут). Только в Духе Святом наше стремление > к святости может стать святостью; без него самое девственное > и чистое целомудрие - напрасно, все движения - корявы. > В определенном смысле, жить в Духе - это талант, который не заменить > никаким ремесленничеством. Фарисей - ремесленник, святой - гений. > Но талант, разумеется, дан. [ Яков Кротов www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/25_01.htm ] /окончание следует/ +++ Яков Кротов - к Мф.10:37 www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/10_37.htm +++ Он же - об "одном из самых "античеловечных" высказываний Иисуса" www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/10_41.htm +++ Нельзя любить людей больше, чем Бога? (Библия-Центр) www.bible-center.ru/note/20040610/main +++ "Не мир, но меч"; любящий родных больше Христа недостоин Его www.bible-center.ru/note/20020613/odp5 +++ статья "Родители <в Библии>" на с. Библия-Центр www.bible-center.ru/topic/parents +++ Анри Каффарель: Самая мудрая книга (к 1Кор.2:6-9) www.messia.ru/rasylka/003/558.htm#0 +++ статья "Человек <в Библии>" на с. Библия-Центр www.bible-center.ru/topic/human +++ о даре 'говорения языками' (на с. Библия-Центр) www.bible-center.ru/faq/gifttongue -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- Иисус сказал: "Кто любит отца или мать больше Меня, тот не для Меня! Кто любит сына или дочь больше Меня, тот не для Меня! И кто свой крест не берет, идя за Мною, тот не для Меня! Кто хочет жизнь свою обрести, тот погубит ее. А кто погубит свою жизнь ради Меня, тот ее обретет". (Мф.10:37-39) * * * Иисус сказал: "Потому что вот чему будет подобно тогда Царство Небес. Представьте себе: десять девушек с факелами в руках вышли встречать жениха. Пять из них были глупыми, а пять - умными. Глупые, взяв факелы, не захватили с собой масла. А умные взяли вместе с факелами и кувшинчики с маслом. Жених задерживался, и девушки стали дремать и уснули. В полночь раздался крик: 'Жених идет, выходите встречать его!' Тут все девушки проснулись и поправили факелы, чтобы лучше горели. Глупые сказали умным: 'Дайте нам масла, у нас гаснут факелы'. Но умные ответили: 'У нас не хватит масла и для себя, и для вас. Лучше сходите в лавку и купите'. Но в то время, когда они пошли покупать, пришел жених. Девушки, которые были готовы, пошли с женихом на свадебный пир, и дверь за ними закрылась. Потом пришли и остальные девушки. 'Господин, господин, открой нам!' - сказали они. 'Нет, - ответил он. - Я вас знать не знаю'. Так будьте всегда начеку, ведь вы не знаете ни дня, ни часа.* (Мф.25:1-13) |
|||
|
|
![]() |