Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)
* 14 сентября ст.ст., пн; Воздвижение Креста Господня литургические чтения: 1Кор.1:18-24; Ин.19:6-11,13-20,25-28,30-35. > <...> В опыте двенадцати апостолов смерть Христа на кресте > была событием гораздо б`ольшим и значительным, чем смерть друга, > наставника и учителя. Они не просто оплакивали потерю любимого > Друга, поражение Вождя, в победе которого были уверены. Если мы > внимательно вчитаемся в Евангелие, посмотрим, какие отношения были > между апостолами и Господом, мы увидим, как мало-помалу растет > близость между Учителем и учениками. Они пришли к нему кто с верой, > кто скептически ("Из Назарета может ли быть что доброе?") они прошли > через многие колебания и сомнения и были совершенно захвачены > не только тем, что проповедал Христос, но всей Его личностью. Прежде > распятия их можно рассматривать, действительно, как обособленную > от всего мира группу людей, в полном смысле слова "избранных > и искупленных". Христос стал абсолютным центром их жизни. > Когда Христос обратился к Своим ученикам и спросил, не хотят ли они > оставить Его, Петр ответил: +Господи! К кому нам идти? Ты имеешь > глаголы вечной жизни...+ Мы видим грушу людей, собранную вокруг > Того, Кто есть Жизнь Вечная, явившаяся среди преходящего, временного > мира, в который грех человеческий ввел смерть и тление; и эта группа > людей не может существовать вне своей связи со Христом не потому, > что их соединяют узы любви, дружбы, лояльности, а потому что в нём > они уже опытно пережили Жизнь Вечную, новое измерение - измерение > не личных отношений, а онтологическое, сущностное. И это не просто > более полная, более богатая, более прекрасная жизнь, - это инобытие, > которое Христос даровал им. > И когда Христос умер на кресте, отверженный, преданный теми, кто был > вне этого круга любви, вне этой тайны Божественной, сущностной, > воплощенной, действенной, преображающей любви - речь шла не о смерти > друга и наставника: то была гораздо более глубокая трагедия. > Если Христос во всей полноте того, что Он представлял Собой, > мог умереть на кресте, значит, человеческая ненависть сильнее > Божественной Любви; человеческая ненависть препобедила Божественную > Любовь, вывела Христа из града человеческого, отвергла Его и убила > на Голгофе. И вместе с этой смертью Божественной Любви с этим > отвержением потеряна также Жизнь Вечная в человечестве: она была > отринута. Божественная Любовь так была предложена человеку, что была > одновременно и упреком и величайшей надеждой, и эта Любовь > отвергнута; что же тогда остается человеку? Лишь то, что всегда > у него было: потемки, где идет борьба в отделенности от Христа, > сумерки, которые содержат сколько-то добра, сколько-то ненависти > и очень много безразличия, сумерки, где люди чужды друг другу, > где отношения непрочны, привязанность хрупка и постоянно исчезает... > Но что же стало с этими людьми, которые были едины со Христом, > которые опытно пережили присутствие Живого Бога в своей среде? Всё, > что им осталось - это терпеливо переносить, влачить существование, > но жизни им не осталось. С тех пор, как они вкусили Жизнь Вечную, > призрачное временное бытие, которое завершается тлением и смертью, > которое всё сводится к будущему конечному поражению, обещает > лишь возвращение в прах - отныне это бытие следует называть > не жизнью, а преддверием смерти. Поэтому когда Писание, образно > или прямо, доводит до нашего сознания, что в смерти Христа мы все > умерли в той мере, в какой мы уподобились Ему и стали с Ним едины, > и что в Его Воскресении мы возвращаемся к Жизни вместе с Ним, > оно говорит о чём-то абсолютно конкретном и реальном. Но в этом есть > нечто, чего мы не можем постичь с тем же трагизмом, полным мрака, > который объял апостолов; нам это недоступно по вполне простой > и очевидной причине: в Страстную пятницу, как бы мы ни силились > погрузиться целиком в ее трагедию, мы твердо знаем, что не пройдет > трех дней, как мы будем петь Воскресение. Мы не можем изгладить > из памяти Христово Воскресение, и не только потому что из года в год > мы вновь и вновь переживаем его и не в силах этого забыть, а потому > что, как члены Тела Христова, как христиане, включенные в тайну > Всецелого Христа - в Церковь, мы носим в себе эту Жизнь Вечную, > свидетельствующую о том, что тьма Страстной пятницы уже преодолена. > Преодолена она уже в нас самих, в наших глубинах уже горит свет, > уже присутствует жизнь; победа хотя бы отчасти уже одержана. И даже > в сердцевине Страстной Пятницы мы не можем не помнить о грядущем > Воскресении. > Но для апостолов Великая пятница была <...> последним днем жизни, > как они ее познали. На следующий день, день перед Воскресением, > тьма была такая же плотная, густая и непроницаемая, как и в день > Распятия, и если бы не произошло Воскресение, всё остальные дни года > и все дни их жизни были бы днями абсолютной тьмы, днями, когда > Бог мертв, побежден, когда Бог оказался окончательно и бесповоротно > изгнан из общества человеческого. И если помнить о том единстве, > которое постепенно образовалось между Христом и Его учениками, > так что их жизнь стала Его жизнью и они действовали, видели, > чувствовали и воспринимали всё в Нём и через Него, вы поймете, что > Его смерть была не только этой полной и безвозвратной тьмой Великой > пятницы (для них - последнего дня истории), но была их собственной > смертью, потому что жизнь у них отняли; они не могли больше жил", > им осталось лишь существовать. > <...> > Мы <.> должны опытно познать радость Воскресения, но это возможно, > только если сначала мы познаем трагедию Креста. Для того чтобы > возродиться, мы должны умереть - умереть для связывающей нас > самости, для наших страхов, умереть для всего того, что делает мир > столь узким, холодным, бедным, жестоким. Умереть, чтобы наши души > могли жить, могли радоваться, могли открыть весну жизни. В таком > случае Воскресение Христово дойдет и до нас. Но без смерти на Кресте > нет Воскресения и его радости - радости возрожденной жизни, радости > жизни, которую никто больше не в силах отнять у нас! Радости жизни > преизбычествующей, которая, словно поток, устремляется с высоты > и несет с собой само Небо, которое отражается в его сверкающих > водах. Воскресение Христа - такая же историческая реальность, > как и Его смерть на Кресте <...>. <Мы верим в него> не только > сердцем, но всем целостным нашим опытом мы знаем воскресшего Христа. > Мы можем знать Его изо дня в день, как знали Его апостолы. Не Христа > во плоти, не Христа, каким Его с изумлением видели окружавшие Его > люди во дни Его земной жизни, но вечно живого, бессмертного Христа, > Христа, которого, как говорит апостол Павел, мы знаем духом, > воскресшего Христа, Который принадлежит времени и вечности, потому > что, однажды умерев на кресте, Он живет вечно. Воскресение Христа - > единственное, неповторимое событие, которое принадлежит равно > прошлому и настоящему. Прошлому, потому что оно произошло > в определенный день, в определенном месте, в определенный момент, > потому что его видели и познали как событие во времени, в жизни тех, > кто знал Христа. Но оно также принадлежит и каждому дню, потому что > Христос, однажды воскреснув, жив вечно, и каждый из нас может знать > Его лично; и пока мы не познали Его лично, мы не знаем еще, > что значит быть христианином. [ Митр. Сурожский Антоний. ВОСКРЕСЕНИЕ И КРЕСТ в кн. ДУХОВНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ. www.mitras.ru/soul_put/put_7.htm ] +++ митр. Антоний. Проповеди + www.mitras.ru/archive/030927.htm + www.mitras.ru/inname/in_26.htm +++ Он же: смерть Бессмертного... с. Христ.Просвещ./rasylka/002/159.htm#0 +++ прот. Фома Хопко: праздник ВОЗДВИЖЕНИЯ с. Христ.Просвещ./rasylka/003/565.htm#0 +++ свт. Мелитон Сардийский: Бог на кресте... с. Христ.Просвещ./rasylka/002/202.htm#0 +++ Яков Кротов: КРЕСТНАЯ СМЕРТЬ ? krotov.info/yakov/vera/001276.html +++ Ж.-Р.Буше: крест, следование за Христом с. Христ.Просвещ./rasylka/002/185.htm#0 +++ С.Тагуэлл: Почему Христос должен был пострадать? с. Христ.Просвещ./rasylka/003/581.htm#0 +++ свт. Лев Великий. Проповедь www.krotov.info/library/l/leo_vel.html +++ свящ. Александр Мень. Проповедь www.krotov.info/library/13_m/myen/00133.html +++ Он же: живоносное Крестное Древе с. Христ.Просвещ./rasylka/002/247.htm#0 -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Проповедь о Распятом - глупость для тех, кто идет путем погибели, а для нас, идущих путем спасения, - это Божья сила. Ведь в Писании сказано: 'Погублю мудрость мудрых / и разум разумных отвергну'. И где тот мудрец? Где тот знаток? Где теперь мыслитель этого века? Разве Бог не явил всю глупость мудрости этого мира? Поскольку, как замыслил в Своей мудрости Бог, мир своей мудростью не познал Бога, Он пожелал спасти верующих 'глупостью' Вести. Потому что в то время как евреи требуют в доказательство чудес, а греки ищут мудрости, мы возвещаем Христа, распятого на кресте! Для евреев это камень преткновения, для язычников - глупость, а для тех, кто призван - и евреев, и греков, - это Христос, явивший собой и Божью силу, и Божью мудрость. Потому что Божья 'глупость' мудрее людей, и Божья 'слабость' сильнее людей!* (1Кор.1:18-25) |
|||
|