Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)
* 15 сентября ст.ст., вт (18-я седмица по Пятидесятнице, чтения 11-й седмицы); литургические чтения: 2Кор.2:4-3:3; Мф.23:13-28 (за пн и вт). Нынешний выпуск посвящен ответу на вопрос подписчицы рассылки. Сегодня - начало ответа, в двух следующих выпусках - его продолжение. Возможно, тема, затронутая автором вопроса, важна и для других читателей... TB> Довольно часто вы включаете в свою рассылку статьи свящ. TB> Александра Меня. Лично мне многие его статьи нравятся. Но очень TB> многие верующие люди относятся резко отрицательно к его статьям TB> и к его книгам. Говорят, что у многих его книг нет благославления TB> на печать и пр. Интересно было бы узнать, какие мнения о его TB> трудах существуют, почему многие довольно отрицательно относятся TB> к его трудам. Если бы Вы могли осветить эти вопросы в своей TB> рассылки, было бы хорошо. Или может вы посоветуете, TB> где в интернете можно почитать об этом? TB> С уважением, TB> Татьяна Мой ответ. часть 1. "Благословение" Обычай писать на церковных книгах "Издается по благословению такого-то" появился в Русской Православной Церкви, видимо, с 1943 года. До этого при советской власти церковную литературу вообще легально издавать было невозможно. В Российской Империи со времени Петра I церковная литература печаталась с разрешения "духовной цензуры". Если дальше углубиться в историю "духовной цензуры", то возникла она в Католической Церкви во второй половине XV в... Так вот, современная практика "благословений" - это что, аналог "духовной цензуры"? Или это просто означает, что тот, кто дает благословение (обычно архиерей, реже - священник, занимающий какую-то должность в епархии) берет на себя ответственность за содержание книги? Означает ли это, что давший благословение полностью согласен с содержанием книги? Вроде бы современные "благословения" не имеют отношения к "духовной цензуре" - ведь никакой церковный нормативный документ не запрещает верующим читать, а издательствам издавать книги без "благословения". Значит, здесь нет цензуры в строгом смысле слова. Однако, в восприятии многих православных, покупающих книги (и продающих) сто`ит знак равенства между "благословением" и "разрешением". Но почему, собственно, так должно быть? Должны ли епископы (или уполномоченные ими люди) "фильтровать" круг чтения православного человека? Откуда берется идея, что должен быть кто-то, кто будет решать, что для христианина полезно/можно читать, а что - нет (для конкретного христианина или для всех вместе)? Есть практика духовничества. Но там духовник может решать (советовать), что ст`оит и чего не стоит читать конкретному человеку в данный период его жизни... С другой стороны, есть "соборный разум Церкви", который может определять, что то или иное произведение (претендующее на церковность) не согласуется с учением Церкви. Однако, в настоящее время в Русской православной Церкви нет оснований отждествлять "благословение" на издание с такой богословской экспертизой произведения. (То есть, наверное, издания, имеющие епископское благословение, не содержат в себе ересей и "соблазнов". Впрочем, полной гарантии-то всё равно нет - и епископы-то не гарантироавны от ошибок, как и те, кому они поручают просматривать книги.) В то же время, церковные издания, не имеющие такого "благословения", не нужно заведомо подозревать в еретичности или недушеполезности! В особенности это относится к книгам, написанным священниками. А часто это и не "написанные" книги, а записанные проповеди, произнесенные в храме. Ведь священник поставлен в том числе и на то, чтобы произносить проповеди. Священник призван говорить миру о Евангелии. Если же многим начинает казаться, что священник (или мирянин, заявляющий о своей принадлежности православию) говорит "что-то не то", церковные власти должны создать богословскую комиссию для оценки его творчества и взглядов. И тогда уже выносить определения - церковно ли то, что человек говорит и пишет, или нет. Вот пример из истории Церкви. В III в. жил такой богослов Ориген. Он был очень популярен, собственно, он был в каком-то смысле создателем христианского богословия, своим учителем его считали признанные Церковью великие богословы. Однако, после его смерти некоторые положения его богословия были осуждены Церковью в VI веке (на V Вселенском Соборе). Но это не значит, что Ориген - еретик (хотя бы потому, что в Церкви не принято посмертно осуждать человека, окончившего свою земную жизнь в мире с Церквоью). Его сочинения читают православные люди по сей день... Если же вернуться к прот. Александру Меню, то о его взглядах и произведениях церковного суждения вынесено не было... (В конце 1991 года было объявлено о создании "Комиссии Московской епархии по церковно-богословским трудам протоиерея Александра Меня"... но больше никаких вестей не поступало! Собралась ли хоть раз сия комиссия - неизвестно!) Посему каждый вправе сам решать душеполезны ли его книги и проповеди... Или довериться мнения тех, кого лично он считает авторитетными. Мнения Да, есть очень разные мнения о творчестве (книгах, беседах, проповедях) прот. Александра Меня. Вы спрашиваете "какие есть мнения?". Пожалуйста. Положительные мнения можно посмотреть здесь: - сборник "В защиту имени отца Александра Меня" (В.Илюшенко. Я.Кротов. Л.Василенко. В.Ерохин) http://www.amen.org.ru/publications/acura.html или www.krotov.info/library/13_m/myen/de_menn/1999vzas.html - Андрей Еремин. 'О.Александр Мень. Пастырь на рубеже веков' (на сайте автора - фрагменты из кн. http://alekmen.narod.ru/Inv03.html) - кн. Ива Амана www.krotov.info/library/13_m/myen/de_menn/aman/aman0.html - очерк Алексадра Белавина http://krotov.info/library/b/belavin.html - интервью с Ю.Сенокосовым http://krotov.info/yakov/past/20person/senoksv.html - С.Аверинцев. Миссионер для племени интеллигентов http://krotov.info/library/13_m/myen/de_menn/aver1991.html или http://www.alexandrmen.ru/biogr/averin2.html - Он же. Вместо некролога http://www.alexandrmen.ru/biogr/averin1.html - Он же. На вершине горы - крест http://www.alexandrmen.ru/biogr/averin3.html - очерк Юрия Кублановского ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ http://krotov.info/library/13_m/myen/de_menn/kublanov.html - Л.Василенко. За что ненавидят отца Александра Меня http://krotov.info/library/13_m/myen/de_menn/vasilenk.html - Свящ. Владимир Зелинский. ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО СВЯЩЕННИКУ АЛЕКСАНДРУ МЕНЮ [посмертное] http://www.alexandrmen.ru/biogr/zelinsky.html - Я.Кротов http://krotov.info/library/13_m/myen/_menn.htm Некролог: www.krotov.info/yakov/dnevnik/1990/19900909.html & www.krotov.info/yakov/dnevnik/1990/1990099b.html - Л.Василенко. Статья из энциклопедии "Культурология XX в." http://www.alexandrmen.ru/biogr/vasilnko.html - свящ. Георгий Чистяков в 10-ю годовщину гибеди о. Александра http://www.alexandrmen.ru/biogr/chist.html - Е.Б.Рашковский. ИСТОРИЯ И СВОБОДА (О. Александр Мень и культурные горизонты России конца ХХ столетия) http://later.narod.ru/rashkovsky.html - Он же. О богословии отца Александра Меня. // Приходские вести [храма свв. бессеребренников Косьмы и Дамиана в Шубине] N16 (2004г.), стр. 19-23. - еп. Серафимом (Сигрист) (Американская ПЦ) http://tapirr.narod.ru/ekklesia/saints/men/sigrist.htm - другие отзывы здесь: www.alexandrmen.ru/biogr/biogr0.html - мнения иерархов РПЦ - см. в конце (в 3-й части ответа). Отрицательные: - Сборник О богословии протоиерея Александра Меня. (Ф.Карелин, С.Антиминсов (псевдоним), А.Кураев) http://krotov.info/library/13_m/myen/de_menn/o_bogosl.html - д. Андрей Кураев: Александр Мень: потерявшийся миссионер http://www.kuraev.ru/b2men.html (снисходительно: "Отцу Александру Меню можно быть благодарным и за его ошибки") - "Открытое письмо митр. Антония (Мельникова) священнику Александру Меню". (комментарий об этом документе см. во 2-й части ответа) http://www.glagol-online.ru/arc/online-pub/321/ или http://www.club.ru/clubs/dusha/articles/stat_30 - А.Дворкин (газ. Радонеж. - 26 июн. 1998г. N75 С. 8): http://krotov.info/yakov/dnevnik/1998/19980909.html#Дворкин - свящ. Максим Козлов объясняет почему в храме не продают книг протоиерея Александра Меня http://www.st-tatiana.ru/index.html?did=434 Дискуссии: - на форуме им. А.Кураева - "Александр Мень и все его заблуждения" www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=507&order=asc&fullview=1 - там же - "Список еретических высказываний А. Меня" www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=12632&order=asc&fullview=1 - на форуме Екатеренбуржской "Православной газеты" http://orthodox.etel.ru/ita149/showthread.php?fid=25&tid=494 ---------------------------------------------------------------------- ССЫЛКИ ПО ТЕМАМ ЕВАНГЕЛЬСКИХ И АПОСТОЛЬСКИХ ЧТЕНИЙ ЭТОГО ДНЯ: • Николай Бердяев: Религия смирения. Фарисейство есть отрицание искупления и Искупителя. Высшая, благодатная этика - этика любви и свободы с. Христ.Просвещ./rasylka/004/876.htm#0 и с. Христ.Просвещ./rasylka/004/877.htm#0 • свящ. Александр Мень: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры!" с. Христ.Просвещ./rasylka/003/532.htm#0 • Александр Гуревич о православном фарисействе с. Христ.Просвещ./rasylka/002/178.htm#0 • митр. Сурожский Антоний: основы веры и человеческие предания с. Христ.Просвещ./rasylka/002/179.htm#0 • Яков Кротов: Горе привратникам, сделавшим из ворот идола... с. Христ.Просвещ./rasylka/003/533.htm#0 • свящ. Александр Мень: открытость христианства; внешнее и внутренее с. Христ.Просвещ./rasylka/002/169.htm#0 • Виктор Котт: беда обличительного богословия с. Христ.Просвещ./rasylka/002/154.htm#0 • "лицемерие является едва ли не самой безнадежной с религиозной точки зрения вещью, потому что оно делает людей полностью закрытыми от Бога" www.bible-center.ru/note/20020902/orth ---------------------------------------------------------------------- -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- Иисус сказал: "Г`оре вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши! Вы запираете от людей Царство Небес и сами не вх`одите, и тех, кто хочет войти, не впускаете. Г`оре вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши! Вы пересекаете мор`я и сушу, чтобы добыть одного обращенного, а обратив, делаете из него человека вдвое больше достойного ада, чем сами. Г`оре вам, слепые поводыри! ... Г`оре вам, учител`я Закона и фарисеи! Святоши! Вы пл`атите десятину с мяты, укропа и тмина, а самое важное в Законе: справедливость, милосердие и верность - отбрасываете! А делать надо это, и о другом не забывая! ... Вы чистите снаружи чашу и блюдо, а внутри они наполнены тем, что вы в своей алчности награбили! ... Вы как побеленные гробницы: снаружи они кажутся красивыми, а внутри полны мертвых костей и всяческой мерзости! Так и вы: снаружи вы кажетесь людям праведниками, а внутри полны лицемерия и порока". (Мф.23:13-16,23,25,27-28) * * * *Благодарение Богу - Он всегда ведет нас как пленников в триумфальном шествии Христа и всюду являет через нас знание о Себе, как сладостное благоухание. Потому что мы и есть то благовоние, которое Христос приносит в жертву Богу среди идущих путем спасения и идущих путем погибели. Для одних мы - смертоносный запах смерти, для других - живоносное благоухание жизни. И кто для такого годится?!! Мы ведь не торгуем вразнос, как очень многие, поддельной Божьей Вестью. Нет, мы говорим искренне, наше слово от Бога, мы действуем перед лицом Бога вместе с Христом. Всем видно, что вы и есть письмо Христа, оно написано ... не чернилами, а Духом живого Бога. И не на каменных скрижалях, а на скрижалях сердца из плоти.* (2Кор.2:14-17; 3:2-3) |
|||
|
|
![]() |